Ответственных за попечение о детях
На приходах Русской Православной Церкви
г. Москва, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
I. ВВЕДЕНИЕ 5
II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 7
III. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 11
IV. ВОЗРАСТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 20
Описание основных процессов развития детей 21
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона 25
Дети младшего возраста (5, 6 и 7 лет) 28
Общие характеристики возраста 28
Особенности восприятия ключевых понятий 33
Как эффективно взаимодействовать с детьми младшего возраста? 36
Дети среднего возраста (8, 9 и 10 лет) 38
Общие характеристики возраста 38
Особенности восприятия ключевых понятий 44
Как эффективно взаимодействовать с детьми среднего возраста? 47
Дети старшего возраста (11, 12 и 13 лет) 48
Общие характеристики возраста 48
Особенности восприятия ключевых понятий 50
Как эффективно взаимодействовать с детьми старшего возраста? 55
Дети подросткового возраста (14, 15 и 16 лет) 57
Общие характеристики возраста 57
Юношество (16–17 лет) 59
Особенности восприятия ключевых понятий 60
Как эффективно взаимодействовать с детьми подросткового возраста? 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Предисловие
Данное пособие, подготовленное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках работы по обновлению подходов в деятельности воскресных школ, предлагает описание психолого-педагогических основ, необходимых для успешной работы с детьми на приходе, и соответствует принятым Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 марта 2017 г. Положению о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и Стандарту учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
В пособии представлены ключевые принципы духовного просвещения детей: актуализации Евангельского послания, христоцентричности, церковности, понимания человека как образа Божия, внутренней иерархичности человека, сознательности, общности, развития ответственности, доступности, систематичности, деятельности и наглядности.
Пособие включает систематизацию современных педагогических технологий (в том числе интерактивных), наиболее эффективных для приходских занятий с детьми, и обосновывает их выбор. Среди разработчиков описанных технологий: И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, В. Д. Киселев, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, А. Осборн, Д. Дьюи, А. С. Макаренко, К. Левин и др.
На основании трудов православных педагогов С. С. Куломзиной, В. В. Зеньковского, Т. В. Скляровой, Л. Л. Шевченко, О. Л. Янушкявичене и других, а также выдающихся психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона выделены общие закономерности основных процессов детского развития, подробно описаны возрастные особенности развития детей (физические, умственные, социальные, эмоциональные и духовные), даны рекомендации по успешному взаимодействию внутри прихода с детьми разного возраста.
В Приложении к данному пособию вместе со вступительным словом приводится глава «Духовная жизнь в различные периоды детства» из книги прот. В. В. Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», в которой показаны ступени и формы развития детей в различные периоды детства.
Авторами-составителями данного пособия являются координатор Рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ, руководитель информационной службы СОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко); педагог, директор воскресной школы храма Святителя Николая в Измайлове Кочкина Д. Д.; педагог, директор воскресной школы храма Всемилостивого Спаса в Митине Мамаева А. Д.; психологи Козлова М. И. и Андреева Е. В.
I. ВВЕДЕНИЕ
Главной целью всей заботы Церкви о детях является их спасение – духовное просвещение Светом Христовой Истины.
Для достижения этой цели необходимо создание максимально благоприятных условий.
Поскольку духовное просвещение человека, соединение его с Богом возможно только в Церкви, а принадлежность христианина к Ней являет себя в принадлежности к конкретной евхаристической общине, то эти условия должны быть созданы непосредственно в приходской общине[1].
Они также являются контрольными критериями для организации и оценки деятельности духовенства, специально поставленных на служение детям наставников (педагогов), семей детей, других членов приходских общин.
Достижение максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходской общине формирует благорасположенную к детям среду[2], открывающую возможность для:
● Евангельского благовестия детям (словом и делом);
● мотивации ребенка к искреннему принятию Христа как Пути, Истины и Жизни;
● реализации всей полноты общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Эта среда не может быть замкнутой, работающей на саму себя, а должна быть открытой и привлекательной для внешнего мира.
Это среда любви («Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16)). В ней происходит передача детям опыта веры Церкви, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Нашего Иисуса Христа.
Она принадлежит Богу и Его Церкви, а потому святая («Вы – род избранный … народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9)).
По действию Божественной благодати в этой среде дар святости обретается и как личное качество («По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15)).
Создание на приходе условий для духовного просвещения детей подразумевает:
● развитие духовной жизни детей;
● наставление их в вере (вероучение);
● межличностное взаимодействие и иерархию отношений;
● инфраструктуру (комплекс взаимосвязанных структур и объектов, описывающих пространственные и временные условия жизни детей в церкви);
● благоприятный эмоциональный фон.
Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания всех условий в их комплексном сочетании. Только в этом случае она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви и святости.
В настоящем пособии не ставится цель детально раскрыть каждое из перечисленных выше условий создания эффективной среды для духовного просвещения детей. Здесь лишь описываются психолого-педагогические особенности развития детей с точки зрения их духовного просвещения, а также эффективные педагогические технологии.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.