1. Актуализация Евангельского послания[3]. Данный принцип связан с тем, что средства и формы наставления в вере должны быть направлены на помощь воспитанникам услышать Евангелие в актуальном для них контексте. Это означает необходимость донести Евангельское послание без изменения его содержания воспитанникам на языке, доступном им с учетом социокультурных особенностей среды их жизни, с использованием примеров из современности, помогающим понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно, как и две тысячи лет назад. При этом переход на язык субкультур является недопустимым.
2. Христоцентричность[4] - главный (Кол. 1:16–20), основополагающий (1 Кор. 3:11), смысло- и целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься в жизни, в педагогике и во всем с Господом нашим Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем (Ин. 14:6), Источником премудрости (Кол. 2:3) и благодати (Ин. 1:16), чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его (Ин. 20:31).
3. Церковность[5]. Раскрывает полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться сознанием, учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит единение человека со Христом, преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа (Ин. 15:4).
4. Понимание человека как образа Божия. Данный принцип диктует норму отношения к ребенку всех окружающих и направление работы с ним - как помощь в раскрытии образа Божия[6]. При этом под понятием «образ Божий» понимается духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.
5. Внутренняя иерархичность человека[7]. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют инструментальное значение по отношению к основной – духовной. Все в человеке соотнесено с духовным началом. При этом под правильной духовной жизнью понимается такой образ жизни человека, когда дух, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и богопознания[8].
6. Сознательность. Требует активного и осознанного усвоения опыта веры, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Применение данного принципа должно служить зарождению и развитию интереса к молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви, конкретной православной церковной общины.
7. Общность. Ребенок должен чувствовать свою принадлежность к семье, Церкви (приходу, епархии), Отечеству (городу, стране, народу).
8. Развитие ответственности. Приходское попечение о детях призвано мотивировать формирование и правильное развитие личных отношений ребенка с Богом (вера, доверие, любовь по отношению к Богу), должно быть направлено на развитие личной ответственности за собственную душу, семью, Церковь, Отечество.
9. Доступность. Содержание, объем и методы изучаемого религиозно-педагогического материала, необходимого для духовной жизни ребенка, должны соответствовать возрастным особенностям детей, этапам развития их мышления и психологической зрелости.
10. Систематичность. Этот принцип требует изложения материала в определенном порядке, соответствующем логике содержания и процессу обучения. Учитывая специфику включения детей в учебную деятельность на приходе, программа вероучительного курса должна быть построена таким образом, чтобы ребенок в любом возрасте мог присоединиться к занятиям и получить основу для вхождения в жизнь Церкви и своего духовного развития. Для тех детей, кто продолжает занятия, это должно быть не просто повторением пройденного, а углублением в суть обсуждаемых понятий.
11. Деятельностный принцип (обучение через действие) предполагает, что передача вероучения выходит из сугубо теоретической области и связана с личной жизнью ребенка, тем самым актуализируя в жизненном опыте императивы христианской нравственности, православного благочестия. Главный акцент должен быть направлен на активное вовлечение в совместную деятельность детей и их родителей, педагогов, других членов прихода. В таком труде дети могут получить положительные эмоции, испытать радость созидания, через которые формируется личный духовный опыт (что невозможно через прослушивание лишь теоретических курсов). Кроме того, данный принцип лежит в основе практического обучения борьбе с грехом и приобретения навыков добродетельной жизни детьми; деятельного усвоения святоотеческого духовного опыта.
12. Наглядность. Направлена на привлечение всех органов чувств ребенка к восприятию преподаваемой ему информации. Спектр привлекаемых средств наглядности должен быть максимально широким.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.