Примерно на одиннадцатом году жизни ребенок вступает в подростковый период. Его активность заметно возрастает, ребенку не сидится на месте. Растущий организм требует больше как физической, так и духовной пищи. У подростка появляется необходимость в новых впечатлениях. На смену уравновешенности десятилетнего ребенка приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость.
Подросток довольно много знает и умеет, нередко ведет себя самоуверенно и даже вызывающе. Он презирает все, что кажется ему детским, и готов сражаться за свою самостоятельность. Девочки взрослеют гораздо быстрее, чем мальчики, у многих в эту пору начинается половое созревание. Меняются и отношения между мальчиками и девочками. Они интересуются противоположным полом или близки к этому. Это более заметно у девочек.
Одиннадцати-, двенадцатилетние дети очень чувствительны к критике, пусть даже воображаемой. Они склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, особенно в домашней обстановке. К этим возрастным особенностям следует относиться с должным пониманием, но при этом в нужный момент взрослому нужно уметь поставить твердый заслон, демонстрируя этим взвешенность в собственных решениях и готовность спокойно все обсудить.
В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности.
К этому возрасту основной деятельностью в жизни ребенка становится личностное общение. Он стремится к общению со сверстниками, формирует межличностные контакты, стремится к тому, чтобы быть в группе, принадлежать к какому-то коллективу. При этом ему важно найти собственную личностную идентичность и утвердить ее. Эти противоречивые особенности развития личности подростка («Я отличен – и я хочу быть с другими») имеют своим следствием специфический подростковый комплекс (высокая важность мнения о себе окружающих и высокое самомнение, полярные чувства и поступки).
Физические характеристики:
– часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание;
– начинают появляться признаки полового созревания;
– девочки обычно выглядят взрослее мальчиков;
– большинство обладают сильным аппетитом.
Эмоциональные характеристики:
– испытывают драматические переживания в связи с быстрыми изменениями в развитии;
– не уверены в себе, но постепенно начинают обретать эту уверенность;
– обладают большим энтузиазмом;
– часто проявляют вспыльчивость;
– обладают чувством юмора.
Социальные характеристики:
– зависят от родителей, но хотят большей степени независимости;
– любят новые знакомства со сверстниками своего пола, часто собираются группой;
– ценят близкую дружбу;
– могут быть очень критичными и требовательными к другим людям;
– интересуются противоположным полом;
– пылко влюбляются и создают себе кумиров;
– чувствуют себя наиболее свободно в узком кругу друзей одного с ними пола;
– экспериментируют в отношении как общепринятого, так и неприемлемого в обществе поведения.
Интеллектуальные характеристики:
– требуют фактов и доказательств, не любят разделять одинаковые убеждения с другими;
– начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние, контрастные объяснения;
– возрастает способность к логическому мышлению;
– получают удовольствие от решения проблем путем поиска альтернатив и учета обстоятельств;
– развивают возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей;
– чаще всего принимают идеалистические решения.
Духовные характеристики:
– способны посвятить себя Богу осознанно;
– имеют обостренное чувство справедливости;
– становятся намного отзывчивее к нуждам других;
– начинают развивать собственную систему ценностей;
– стараются придерживаться учения Библии;
– начинают больше разбираться в духовных вопросах.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.