Приходским педагогам важно познакомиться с некоторыми особенностями 5 первых стадий психосоциального развития, описанных Эриком Эриксоном. Оставшиеся 3 стадии касаются взрослых возрастов и здесь описываться не будут.
Согласно автору концепции, на каждой стадии перед человеком встает необходимость разрешить определенный конфликт (социальное задание). Если конфликт разрешен более или менее благополучно, человек органично взрослеет и созревает, переходя от возраста к возрасту. Если на какой-то стадии конфликт не разрешен, задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней можно, но гораздо сложнее.
Поскольку не все дети, посещающие приходские занятия, благополучно прошли свои первые (домашние) стадии и что-то, как невыученный урок, может дать о себе знать, необходимо рассмотреть стадии психосоциального развития с самого рождения.
На первой стадии (от 0 до 1 года) может быть разрешено противоречие между доверием и недоверием. Если за младенцем ухаживали отзывчиво, приходили к нему на помощь, когда он плакал, с любовью удовлетворяли его потребности, у ребенка формируется базовое доверие к людям и миру в целом. Это очень хорошая основа для будущей жизни, для формирования характера, для установления отношений с людьми. Если стадия пройдена совсем неудовлетворительно, за младенцем ухаживали формально, на плач не откликались, ребенок в результате окажется ближе к негативному полюсу – базовому недоверию. Это может осложнить все его отношения в дальнейшей жизни.
Вторая стадия (от 1 до 3 лет) Два полюса, между которыми разворачивается конфликт, это автономия (на позитивном фланге) и стыд/сомнение (на негативном). Малыш встал на ножки, освободились ручки, ребенок пытается во всем подражать взрослым, но он всё делает неумело, не так. Часто раздражает вечно спешащих родителей. Если взрослые отнесутся к малышу с пониманием и любовью, вдохновляя его повторять действия, которые не получаются сразу, он утвердится в том, что быть самостоятельным (автономным) – не страшно. Что он может (или сможет) делать и то и это («я сам»). Именно здесь закладывается будущая самостоятельность и вера в себя. А если мы вечно ругаем ребенка, что он пролил воду, разбил чашку, сломал цветок, затоптал укроп, потерял варежку, стадия развития может закончиться формированием стыда/сомнения. Привычка испытывать стыд – это плохая привычка. Это скажется на характере ребенка.
Третья стадия (от 3 до 6 лет). На позитивном полюсе инициатива. На негативном – чувство вины. Мир расширяется для ребенка этого возраста. Вокруг много интересного – много вещей и людей. Ребенок экспериментирует. Ему важно понять меру своей власти над вещами и над людьми. Становясь инициативными, дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Порой взрослых пугает или раздражает эта инициатива. Если ребенка сурово критикуют и постоянно наказывают, он испытывает чувство вины и лишается инициативы («инициатива наказуема»). Убитая в этом возрасте, инициатива может никогда и не возродиться.
Стадия четвертая (от 6 до 12 лет). Конфликт между полюсами трудолюбие (позитивный полюс) или чувство неполноценности (негативный полюс). Если первоклассник сам созрел к обучению в классе, или если ему на первых порах помогли взрослые (настроиться на дисциплину, на самоконтроль), результаты учебы будут налицо: вот не знал – и узнал, не умел – и научился. Чувство внутреннего удовлетворения от этих успехов, от похвалы учителя, от похвалы родителей помогает сформироваться трудолюбию. Даже не важно, в чем научился преуспевать ребенок: в чтении или в математике, в спорте или в музыке, в пении или стряпне. Если он освоил этот процесс – сосредоточиться, потрудиться, порадоваться результату – это главное приобретение возраста. Дети, не обретшие трудолюбия, вскоре начинают замечать, что одноклассники их не ценят, не хотят дружить или сидеть за одной партой. Возникает чувство неполноценности. Ребенок может пытаться компенсировать его вызывающим поведением, но это деструктивная стратегия.
И наконец пятая стадия (от 12 до 18–20 лет). Идентичность или смешение ролей (диффузия ролей). Подростки и те, кто входит в раннюю юность, устанавливают отношения со сверстниками. Им важно занять удовлетворительное место в этой подростковой среде, не затеряться, выделиться, стать заметными. Идут эксперименты с самим собой. Подросток примеряет на себя разные роли и экспериментирует со своей внешностью. Он всё еще может по воскресеньям ходить с родителями в храм. Но в другие дни с друзьями – в альтернативные места, где можно превратиться в представителя какой-либо молодежной субкультуры.[26] Каждой роли присущи свои базовые ценности, и они могут значительно расходиться. Задача возраста – постепенно выбрать себе жизненные ценности и создать свой непротиворечивый цельный образ. Это и будет достижение идентичности. Если молодой человек к 20 годам так и не определился со своими ценностями – наступает диффузия (смешение ролей). Юноша (или девушка) застревает в подростничестве. Вместо своевременного созревания для вступления во взрослую жизнь – инфантильность и неопределенность.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 210.