Модуль 1 «Введение в психологию и конфликтологию» –
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение. 4

1.  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины) 4

2.  Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3.  Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

4.  Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины.. 6

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий. 8

4.3. Тематический план лекций. 8

4.4. Тематический план практических занятий (семинары) 8

4.5. Самостоятельная работа. 9

5.  Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 10

6.  Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 10

7.  Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 11

8.  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 13

9.  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 13

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 15

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 15

12. Критерии оценки знаний обучающихся. 15

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «Психология и конфликтология». Ошибка! Закладка не определена.

 



Введение

Рабочая программа по дисциплине «Психология и конфликтология» разработана для бакалавров (срок обучения 4 года), обучающихся по направлению 35.03.06 – Агроинженерия по направленности (профилю) – Электрооборудование и электротехнологии

Рабочая программа разработана по модульному принципу. В соответствии с указанной методикой при расчётах трудоёмкости основных образовательных программ высшего образования в зачётных единицах исходим из того, что одна зачётная единица в ФГОС ВО-3+ соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости.

Рабочая программа отражает все виды учебных занятий и формы самостоятельной работы, а также формы контрольных мероприятий и вид промежуточной аттестации. В рабочей программе дан список основной и дополнительной литературы, указаны методические пособия и разработки.

Рабочая программа может использоваться преподавателями и обучающимися при подготовке к лекционным и практическим занятиям, а также самостоятельной работы при изучении дисциплины «Психология и конфликтология»; лицами, изучающими курс экстерном; преподавателями при разработке испытательных педагогических материалов по данной дисциплине

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)

Целью освоения дисциплины «Психология и конфликтология» является формирование и развитие психологической и конфликтологической компетентности и культуры обучающихся, сознательного и ответственного отношения к психическому содержанию личности, к психологическому сопровождению личности; понимания того, что знания человека в области общей психологии и конфликтологии – необходимое условие становления личности в его будущей профессиональной деятельности. Это предполагает, прежде всего, умение использовать полученные знания в профессиональной деятельности, в сфере бесконфликтного общения и эффективного межличностного взаимодействия.

Задачи:

- повысить общую культуру студентов, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

- раскрыть научно-теоретические основы психологии и конфликтологии;

- познакомить с феноменологией психики человека и конфликта как психического явления;

- раскрыть значение психологических знаний для развития и формирования

- гармонично развитой личности;

- научить правильно воспринимать конфликтные ситуации и адекватно на них реагировать, передать знания о способах предупреждения и разрешения конфликтов.

В результате изучения дисциплины «Психология и конфликтология» обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия и категории психологии и конфликтологии;

- типологию конфликтов, их структуру и динамику;

- предмет, основные проблемы, значение и место психологической теории;

- основные психические процессы, их физиологические механизмы, структуру;

- факторы развития психики;

- структуру личности, характеристику ее основных компонентов;

- закономерности общения и межличностных отношений в быту и структуру, классификации, динамику, факторы конфликта;

- стили поведения личности в конфликтной ситуации;

- техники управления и выхода из конфликтной ситуации

 

уметь:

- анализировать, обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения;

- применять методы психологического исследования личности;

- проводить психологический анализ личности, ее поведения и деятельности;

- составлять психологическую характеристику личности;

- воспринимать и оценивать себя как субъекта и объекта психолого-педагогических отношений и общения;

- ориентироваться в конфликтных ситуациях общения, учитывая психологические особенности партнера по общению;

- практически определить тип конфликта, ориентироваться в конфликтных ситуациях общения,

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и в сфере производства.

Владеть:

- навыками анализа конкретных ситуаций, для решения профессиональных задач и при саморазвитии;

- навыками диагностики познавательной, личностной сферы, сферы общения и межличностного взаимодействия, оценки социально-психологической ситуации при исследовании конфликтных взаимоотношений;

- приёмами анализа и прогнозирования конфликтов (сбор информации, оценка реальной ситуации и конфликтных факторов, предвидение благоприятного развития события);

- составления карты конфликта и конфликтограммы;

- навыками позитивного поведения при проведении переговоров.

В результате освоения дисциплины «Психология и конфликтология» у обучающихся формируются следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), характеризующиеся:

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 

-  способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

-  способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда (ПК-12)

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология и конфликтология» относится к обязательным дисциплинам вариативной части программы бакалавриата и входит в Блок 1 «Дисциплины («Модули»).

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин образовательной программы: «Философия», «История», «Культурология», «Русский язык и деловая переписка».

Дисциплина «Психология и конфликтология» является основой освоения дисциплины «Психология делового общения» в магистерской подготовке.

 

 


3. Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Таблица 1. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы

Виды учебной нагрузки Всего часов Семестр 3
Контактная работа (всего) 22 22
в том числе    
Лекции 10 10
Из них – в активной форме 4 4
Практические занятия (ПЗ) 12 12
Из них – в активной форме 6 6
Самостоятельная работа(всего) 50 50
в том числе    
Самостоятельное изучение теоретического материала 14 14
Выполнение домашних заданий 14 14
Подготовка к отчёту по модулям 10 10
Написание реферата 12 12
КСР - -
Активные формы обучения 10 10
Вид промежуточной аттестации зачёт Зачёт
Общая трудоёмкость 72/2 72/2

 

4. Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины

Таблица 1. Содержание модулей и разделов дисциплины

 

Семестр 3 (количество модулей 4)


Контактная работа

Самостоятельная работа 3 Психология личности и человеческих взаимо-отношений Феноменология конфликта. Подходы к пониманию конфликта.   Понятие «конфликт». Причины конфликта. Структурные элементы конфликта. Динамика конфликта. .  

Модуль 4. Конфликтология

формирование навыков гармоничного общения в стрессовых ситуациях

В результате данного модуля формируются компетенции ОК-6, ОК-7, ПК-12

4 Конфликтология Типологии конфликтов. Составляющие конфликта, их характеристика. Конфликтующие стороны. Зона разногласий. Представление ситуаций. Мотивы. Действия. Факторы конфликта. Объективные и субъективные факторы конфликта. Динамика конфликта. Стадии конфликта: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта, постконфликтная ситуация Подходы к разрешению конфликта Стратегии повеления в конфликтной ситуации. Манипуляция. Защита от манипуляций. Продуктивное общение. Особенности конфликтов разных типов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

№ модуля Раздел дисциплины, входящего в данный модуль Лекц. ПЗ СР Всего часов

Семестр 3

Модуль 1 1.Введение в психологию и конфликтологию 3 3 15 21
Модуль 2 Психология познавательных процессов 3 3 15 21
Модуль 3 Психология личности и человеческих взаимоотношений 2 3 10 15
Модуль 4 Конфликтология 2 3 10 15

КСР

                    -

-

Всего

10 12 50 72

Из них в активной форме

4 6

 

 

4.3. Тематический план лекций

Модуль Тема лекции Часов

1

Введение в психологию и конфликтологию

Психология как наука. Предмет и задачи психологии Структура психологических наук 1
Основные направления психологической науки. Научно-исследовательские методы психологии 1

2

Психология познавательных процессов

Психика и организм. Структура психики. Сознательное и бессознательное 1
Ощущение как первичная форма отражения действительности. Виды ощущений 1
Восприятие как базовый психический процесс. Свойства восприятия. 1
Внимание как психический процесс и свойство 1

3

Психология личности и человеческих взаимоотношений

Формирование основ конфликтологии. (Накопление знаний о конфликтах. Становление конфликтологии как науки. Современные концепции конфликта) 1
Характеристика и диагностика конфликтов (Определение конфликта. Функции конфликта. Классификации конфликтов. Методы диагностики конфликтов). 1

4

Конфликтология

 

Развитие конфликта (Структура конфликтной ситуации. Динамика конфликта. Этапы и фазы) 1
Предупреждение конфликтов (Методы профилактики конфликтов в организации. Примирительные процедуры при трудовых спорах.) 1

Итого

10

Из них в активной форме

4

 

4.4. Тематический план практических занятий (семинары)

Тема практического занятия Трудоёмкость (час.)

Модуль 4 – Конфликтология

В результате освоения модуля формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции – ОК-6, ОК-7, ПК-12

Технология управления конфликтами (Модели поведения и типы конфликтных личностей. Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния. Технология управления процессом протекания конфликта) 1
Организационный механизм управления конфликтами и стрессами (Организация управления конфликтами и стрессами. Методы управления конфликтами. Управление нейтрализацией стрессов) 1
Нормативное урегулирование конфликтов (Разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов. Образцы документов, применяемых при разрешении конфликтов) 1
Роль руководителя в управлении конфликтами (Руководитель как субъект конфликта. Руководитель – посредник в конфликте. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов) 1
Итого 12
в том числе – в активной форме 6

 

Самостоятельная работа

Таблица 6. Тематический план самостоятельной работы

  Тематика Подготовка к отчёту по модулям Самостоятельное изучение теоретического материала Выполнение домашних упражнений и заданий Написание реферата Трудоёмкость
Модуль 1 Ведение в психологию и конфликтологию 3 4 4 4 15
Модуль 2 Психологи познавательных процессов 3 4 4 4 15
Модуль 3 Психология личности и человеческих взаимоотношений 2 3 3 2 10
Модуль 4 Конфликтология 2 3 3 2 10

КСР

-

Итого за семестр

50

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05490-3.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/66A5B404-448A-4092-9752-1D695C834DDA/socialnaya-psihologiya

2. Лопарев, А. В. Конфликтология : учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9068-3.

 

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8/konfliktologiya

 

3. Иванников, В. А. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Иванников. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 480 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03357-1.

https://biblio-online.ru/book/2E78622A-9035-4720-A4A9-2071AEB50307/obschaya-psihologiya

 

4. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 116 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07564-9.

https://biblio-online.ru/book/D26345DE-90BD-4EDE-A163-53245B882B3B/osnovy-konfliktologii

 

Обучающийся имеет неограниченный доступ к информационно-образовательной среде университета http://80.76.178.26/subject/index/card/subject_id/262

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Фонд оценочных средств представлен в Приложении к рабочей программе дисциплины и включает в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:

1. вопросы к зачёту;

2. вопросы для подготовки к отчётам по модулям;

3. темы контрольных работ (рефератов);

4. индивидуальные творческие задания;

5. комплект тестовых заданий;

6. методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) Основная литература

1. Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 272 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08188-6.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/F283DEAF-2DC3-4FDD-A339-A795EF55E6C3/socialnye-kommunikacii-psihologiya-obscheniya

 

2. Иванников, В. А. Введение в психологию : учебник для академического бакалавриата / В. А. Иванников. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 225 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль.). — ISBN 978-5-534-00116-7.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/99F6F6E9-A1B6-4169-B9B9-6AED18E114B0/vvedenie-v-psihologiyu

3. Психология в 2 ч. Часть 1. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Сосновский [и др.] ; под ред. Б. А. Сосновского. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 480 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7512-3.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/0DAB78E8-B87B-4092-937B-B5D835062151/psihologiya-v-2-ch-chast-1-obschaya-psihologiya

 

4. Психология в 2 ч. Часть 2. Социальная, возрастная, педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Сосновский [и др.] ; под ред. Б. А. Сосновского. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 347 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7513-0.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/15F93079-3B26-4850-90A1-4A7D9E47F277/psihologiya-v-2-ch-chast-2-socialnaya-vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya

5. Корягина, Н. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 492 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3024-5.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/76714A6D-B540-4C59-B5F6-4FBF51DAE9BA/socialnaya-psihologiya

 

б) Дополнительная литература

1. Ахинько, Н.Н. Психология и педагогика: учеб.-метод. пособие / Н.Н. Ахинько. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2008. – 84 с.

2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 381 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02345-9.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/C1BB0C87-7E89-47BA-A06F-D00C2F6D0B5B/psihologiya-upravleniya-personalom

3. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 429 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04531-4.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/EBAAFEB8-B671-4BD3-9003-B8E0699425B4/psihologiya-i-pedagogika

4. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 442 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2807-5.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/C7C7B8E0-D829-49E2-938B-442DCFA95FBE/socialnaya-psihologiya

5. Иванников, В. А. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Иванников. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 480 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03357-1.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/2E78622A-9035-4720-A4A9-2071AEB50307/obschaya-psihologiya

6. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 116 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07564-9.

Режим доступа:  https://biblio-online.ru/book/D26345DE-90BD-4EDE-A163-53245B882B3B/osnovy-konfliktologii

 

7. Кашапов, М. М. Психология конфликта : учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 206 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07133-7.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/9F9ECF17-913B-496A-8BE3-34ADD97B9580/psihologiya-konflikta

8. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 440 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03322-9.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/CC1541D5-EE7F-4C7F-A161-E16415286420/psihologiya-obscheniya

9. Корягина, Н. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 492 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3024-5.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/76714A6D-B540-4C59-B5F6-4FBF51DAE9BA/socialnaya-psihologiya

10. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 471 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2164-9.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/89BB1550-AA9D-48CA-B898-95EB9106478B/psihologiya-i-pedagogika

11. Крысько, В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 553 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2588-3.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5263A00E-72E7-4685-B890-67D02E1B4B8F/socialnaya-psihologiya

12. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 726 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3049-8.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/9C24D445-F1CF-47D0-8E1C-D8E8D6754C69/obschaya-psihologiya-v-3-t-tom-i-vvedenie-v-psihologiyu

13. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Сластенин [и др.] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 230 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01837-0.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/FF4C2741-62BD-4B04-8112-96642CD0F222/psihologiya-i-pedagogika-v-2-ch-chast-1-psihologiya

14. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 408 с. — (Серия : Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3211-9.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/7176BBB2-C2B1-48E3-8FE3-ECC036E1C177/socialnaya-psihologiya

15. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Клецина [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 348 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01175-3.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/FD1B746D-2FA3-43F3-BAA1-84144C73F1E5/socialnaya-psihologiya

16. Столяренко, Л. Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 134 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09450-3.

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5320A824-4483-4BE3-96C4-320E5C55F4C6/osnovy-psihologii-i-pedagogiki

17. Шадриков, В. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 411 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534

Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/D9277949-1AD9-43A2-8C73-E88D9663853B/obschaya-psihologiya-03023-5.

 

 

в) Периодические издания

1. Национальный психологический журнал // https://cyberleninka.ru/

2. Вопросы психологии // http://www.elibrary.ru.

3. Психологический журнал // http://www.elibrary.ru.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Электронный каталог научной библиотеки (программа MARK-SGL) версия 11 http://80.76.178.135/MarcWeb/Work.asp?ValueDB=41&DisplayDB=marc .

2. Сайт Научной библиотеки вуза http://library.orelsau.ru/ .

3. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека e LIBRARY (книги, периодические издания).

4. ЭБС издательства Лань https://e.lanbook.com

5. ЭБС издательства Юрайт https://biblio-online.ru/

6. ЭБС издательства Кнорус https://www.book.ru

7. БД Руконт https://rucont.ru/

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Приступая к изучению дисциплины «Психология и конфликтология», обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

- лекции;

- практические занятия;

- устный опрос;

- тестирование;

- самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, эссе; подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

- консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

- установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

- развитие логического мышления;

- умение выбирать оптимальный метод решения;

- приобретение навыков анализа полученных результатов;

- контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение.

Промежуточный контроль и аттестация.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Образовательный портал Орловского ГАУ на платформе eLearningServer 4G, разработчик Hypermethod

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины включает:

- библиотечные фонды ФГБОУ ВО Орловский ГАУ (основная и дополнительная литература; электронные библиотеки);

- возможность выхода в сеть Интернет для поиска по профильным сайтам и порталам; мультимедийные аудитории Орловского ГАУ, компьютеры на кафедре естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине «Психология и конликтология»

направление подготовки: 35.03.06 «Агроинженерия»

направленность: «Электрооборудование и электротехнологии»

квалификация: бакалавр

форма обучения: очная

 

Орел – 2018

 

Содержание:

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы………………………………………………………...…………….……19

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания……………………………………………………………22

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы и шкалы их оценивания……..…….…...22

3.1. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по дисциплине....22

3.2.  Оценочные средства для проведения текущего контроля по дисциплине………..…24

4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, опыта деятельности, характеризующие этапы формирования

компетенций……………………………………………………………………………………………...29

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Код контролируемой компетенции (или ее части) и ее формулировка

Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам)

Уровни
освоения
компетенции

Наименование оценочного средства

Текущий контроль Промежуточная аттестация

ОК-6 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию;

ПК-12 - способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда

1.Психология и

конфликтология как

самостоятельные научные

дисциплины.

2. Введение в общую

психологию.

3. Психология общения и

межличностных

отношений.

4.Феноменология

конфликта.

5. Человек как субъект

конфликта.

6. Техника разрешения

конфликта.

    Пороговый       Вопросы для самопроверки, тест

 

Вопросы к зачёту, итоговые тесты

  Повышенный     Реферат
Высокий   Задания для самостоятельной работы студентов, подготовка доклада, презентации к докладу

 


2. Описание показателей и критериев оценивания уровня приобретенных компетенций на различных этапах их формирования

 




I. Выбрать правильный ответ

1. С чем образно сравнивал бессознательную сферу и сознание 3. Фрейд?

а) с землей и небом

б) с лошадью и всадником

в) с белым и черным

г) все ответы верны

д) все ответы не верны

2. Какие черты характеризуют сознание?

а) активность и интенциональность

б) способностью к рефлексии и мотивационно-ценностный характер

в) разный уровень ясности и активность

г) все ответы верны

д) все ответы не верны

3. К бессознательным явлениям у человека относятся...

а) подпороговые ощущения

б) либидо

в) интуиция

г) все ответы верны

д) все ответы не верны

4. Какое из направлений психологических исследований ставит в основу изучения самоактуализацию личности?

а) гештальтпсихология

б) гуманистическая психология

в) бихевиоризм

г) все ответы верны

д) все ответы не верны

 

II . Верно или неверно?

1. В структуру сознания не входят следующие элементы – познавательные процессы, креативная составляющая, различение субъекта и объекта.

2. Установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений. У женщин ярче выражена социальная ориентация.

3. Свою собственную жизнь, свое «я» человек способен отделить от окружающую его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования.

4. Проекция – это чаще всего неосознаваемый механизм психологической защиты, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.

 

III. Заполнить пробелы.

1. Метод... наблюдения предполагает наблюдение за своими мыслями и чувствами.

2. Система ... знания включает в себя широкий спектр отраслей знаний – общая психология, педагогическая психология, психодиагностика, патопсихология, психология личности и т. д.

3. Предметом психологии является ... человека: ощущения и восприятия, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое.

4. С.Л. Рубинштейн писал: «Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый – жизнь не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек; сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.д. Второй способ существования связан с появлением ...».

 

IV. Обобщить.

1. Вытеснение, замещение, идентификация, отрицание, проекция.

2. Наблюдение, эксперимент, тест, беседа.

3. Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, В. Н. Мясищев.

4. Психические   процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования.

 

За выполнение тестовых заданий обучающийся может набрать максимально 10 баллов (1 правильный ответ оценивается в 0,6 балла):

 

Общее оценивание работы проводится по следующему соотношению баллов и отметок:

ОТМЕТКА: Сырые баллы: Уровень знаний Баллы (МТО)
5 «отлично» 15-16 высокий 9-10
4 «хорошо» 12-14 достаточный 7,2-8,4
3 «удовлетворительно» 8-11 допустимый 4,8-6,6
2 «неудовлетворительно» 0-7 низкий 0-4,2

 


 

Характеристика уровней владения знаниями:

Высокий – полные, системные научные знания в области психологии и педагогики. Опора на знание дисциплин психолого-педагогического блока. Точное использование терминологии.

Достаточный – достаточно полные и системные знания. Опора на межпредметные связи. Точное использование терминологии. Негрубые единичные ошибки.

Допустимый – знания по основным разделам психологии и педагогики недостаточно полные, по некоторым вопросам отрывочные, частично правильные или отсутствуют. Ошибки в применении терминологии.

Низкий – знания на уровне житейских представлений, обрывочные, бессистемные. Ошибки в использовании терминологии.

 

Вместо тестовых заданий, предложенных преподавателем, обучающийся может пройти тестирование в системе Интернет-тренажёра (www.i-exam.ru). За выполнение тестовых заданий в системе Интернет-тренажёра обучающийся также может получить 10 баллов, которые начисляются следующим образом:

 

% правильно выполненных заданий Количество баллов
50 5
60 6
70 7
80 8
90 9
100 10

 

 


Модуль 1

- студент обнаруживает усвоение всего объема программного материала, - выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, - свободно применяет полученные знания на практике, - не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно. 14-15 5 - студент знает весь изученный материал, - отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя, - умеет применять полученные знания на практике, - в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя, в письменных работах делает незначительные ошибки. 12-13 4 - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя, - предпочитает отвечать на вопросы, воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы, - допускает ошибки в письменных работах. 10-11 3

Модуль 2

- студент обнаруживает усвоение всего объема программного материала, - выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, - свободно применяет полученные знания на практике, - не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно. 14-15 5 - студент знает весь изученный материал, - отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя, - умеет применять полученные знания на практике, - в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя, в письменных работах делает незначительные ошибки. 12-13 4 - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя, - предпочитает отвечать на вопросы, воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы, - допускает ошибки в письменных работах. 10-11 3

 Знания, оцениваемые оценками «отлично» и «хорошо», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений. Знания, оцениваемые оценкой «удовлетворительно», зачастую находятся на уровне, представлений, сочетающихся с элементами научных понятий.

Критерии оценки рефератов (в баллах):

За выполнение реферата обучающийся может получить максимум 5 баллов.

Критерии 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
Правильность составления реферата (титульный лист, план реферата, введение, основная часть, заключение, выводы. список использованной литературы) реферат составлен правильно по схеме есть отдельные неточности в составлении реферата реферат составлен с серьезными упущениями реферат составлен неправильно
Наличие актуальности и резюме отражена актуальность, имеется резюме есть отдельные неточности в отражении актуальности и в резюме актуальность и резюме изложены с серьезными упущениями актуальность и резюме отражены неправильно
Доказательная раскрываемость проблемы в основной части реферата проблема полностью логическим изложением раскрыта проблема логическим изложением раскрыта, но требует небольшого дополнения при раскрытии проблемы допущены незначительные шибки проблема в основной части полностью не раскрыта
Наличие в списке литературы основных источников, освещающих современное состояние вопроса (монографии, периодическая литература) полный список источников, отражающих современное состояние вопроса (литература последних лет) неполный список источников, отражающих современное состояние вопроса список включает устаревшие источники, не отражающие современного состояния вопроса нет списка
Соблюдение требований оформления правильное оформление ссылок на используемую литературу; соблюдение требований к объёму реферата; культура оформления: выделение параграфов, пунктов, абзацев, соблюдение требований по выравниванию текста, выбору шрифта и размера. в целом правильное оформление ссылок на используемую литературу; соблюдение требований к объёму реферата; культура оформления: выделение параграфов, пунктов, абзацев, соблюдение требований по выравниванию текста, выбору шрифта и размера. встречаются нарушения оформления ссылок на используемую литературу; не соблюдение требований к объёму реферата; Встречаются нарушения культуры оформления: выделение параграфов, пунктов, абзацев, не соблюдение требований по выравниванию текста, выбору шрифта и размера. нет ссылок на используемую литературу, не соблюдены требования к объёму реферата и культуре оформления
Грамотность отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, стилистических и грамматических погрешностей; отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; научный стиль изложения. наличие не более 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, 1-2 стилистических погрешностей; 1- 2 опечаток, отсутствие сокращений слов, кроме общепринятых; научный стиль изложения. наличие не более 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, 2 -3 стилистических погрешностей; 2- 3 опечаток, наличие сокращений слов, кроме общепринятых; научный стиль изложения наличие более 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, более 3 стилистических погрешностей; более 3 опечаток, наличие сокращений слов, кроме общепринятых; не соблюдение научного стиля изложения

 


 

Индивидуальные творческие задания

по дисциплине «Психология и конфликтология»

Подготовить мультимедийную презентацию по теме реферата (см. темы рефератов)

Критерии оценки мультимедийной презентации студентов:

Область оценивания Параметры для оценивания Макс. балл Балл

Содержание

1. Подбор фактического материала в соответствии с выбранной темой.

1

0,2
2. Глубина проникновения в тему (материал разбит на подтемы). 0,2
3. Наличие иллюстративного материала, соответствующего текстовому содержанию. 0,2
4. Грамотное изложение текстового материала (правильно подобранные лексические единицы; наличие ключевых слов и фраз вместо предложений). 0,2
5. Постановка задания, вопроса для аудитории. 0,2

Структура

1. Информация на слайдах структурирована и представлена последовательно.

1

0,2
2. Количество слайдов от 10 до 15. 0,2
3. Титульный слайд оформлен в соответствии с образцом. 0,2
4. Шрифт не менее 28 пт для основного текста и не менее 32 пт для заголовков. 0,2
5. Наличие слайда с планом презентации и заключительного слайда с перечислением всех источников информации. 0,2

Оформление презентации

1. Использование спецэффектов: Цвет

1

0.2
Анимация 0,2
Звуковое сопровождение 0,2
2. Использование для вставки статических и динамических объектов Видеоролики 0,2
Иллюстрации 0,1
3. Сохранение единого дизайнерского стиля 0,1

Проведение презентации

1. Правильно выстроенная речь выступающего (1. нет грамматических 2. лексических и 3. фонематических ошибок, затрудняющих понимание текста)

1

0,3
2. Соблюдение правил подачи презентации (1. приветствие, представление себя, темы 2. плана презентации 3. использование специальной лексики 4. завершение выступления) 0,4
3. Четкость, ясность в изложении основного содержания презентации. 0,3

Эстетический эффект презентации

1. Оригинальность замысла.

1

0,5
2. Общее впечатление от просмотра презентации. 0,5

ИТОГО

5

 

 




Лист регистрации изменений

 

Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

замененных новых аннулированных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Оглавление

 

Введение. 4

1.  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины) 4

2.  Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3.  Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

4.  Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины.. 6

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий. 8

4.3. Тематический план лекций. 8

4.4. Тематический план практических занятий (семинары) 8

4.5. Самостоятельная работа. 9

5.  Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 10

6.  Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 10

7.  Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 11

8.  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 13

9.  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 13

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 15

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 15

12. Критерии оценки знаний обучающихся. 15

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «Психология и конфликтология». Ошибка! Закладка не определена.

 



Введение

Рабочая программа по дисциплине «Психология и конфликтология» разработана для бакалавров (срок обучения 4 года), обучающихся по направлению 35.03.06 – Агроинженерия по направленности (профилю) – Электрооборудование и электротехнологии

Рабочая программа разработана по модульному принципу. В соответствии с указанной методикой при расчётах трудоёмкости основных образовательных программ высшего образования в зачётных единицах исходим из того, что одна зачётная единица в ФГОС ВО-3+ соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости.

Рабочая программа отражает все виды учебных занятий и формы самостоятельной работы, а также формы контрольных мероприятий и вид промежуточной аттестации. В рабочей программе дан список основной и дополнительной литературы, указаны методические пособия и разработки.

Рабочая программа может использоваться преподавателями и обучающимися при подготовке к лекционным и практическим занятиям, а также самостоятельной работы при изучении дисциплины «Психология и конфликтология»; лицами, изучающими курс экстерном; преподавателями при разработке испытательных педагогических материалов по данной дисциплине

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)

Целью освоения дисциплины «Психология и конфликтология» является формирование и развитие психологической и конфликтологической компетентности и культуры обучающихся, сознательного и ответственного отношения к психическому содержанию личности, к психологическому сопровождению личности; понимания того, что знания человека в области общей психологии и конфликтологии – необходимое условие становления личности в его будущей профессиональной деятельности. Это предполагает, прежде всего, умение использовать полученные знания в профессиональной деятельности, в сфере бесконфликтного общения и эффективного межличностного взаимодействия.

Задачи:

- повысить общую культуру студентов, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

- раскрыть научно-теоретические основы психологии и конфликтологии;

- познакомить с феноменологией психики человека и конфликта как психического явления;

- раскрыть значение психологических знаний для развития и формирования

- гармонично развитой личности;

- научить правильно воспринимать конфликтные ситуации и адекватно на них реагировать, передать знания о способах предупреждения и разрешения конфликтов.

В результате изучения дисциплины «Психология и конфликтология» обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия и категории психологии и конфликтологии;

- типологию конфликтов, их структуру и динамику;

- предмет, основные проблемы, значение и место психологической теории;

- основные психические процессы, их физиологические механизмы, структуру;

- факторы развития психики;

- структуру личности, характеристику ее основных компонентов;

- закономерности общения и межличностных отношений в быту и структуру, классификации, динамику, факторы конфликта;

- стили поведения личности в конфликтной ситуации;

- техники управления и выхода из конфликтной ситуации

 

уметь:

- анализировать, обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения;

- применять методы психологического исследования личности;

- проводить психологический анализ личности, ее поведения и деятельности;

- составлять психологическую характеристику личности;

- воспринимать и оценивать себя как субъекта и объекта психолого-педагогических отношений и общения;

- ориентироваться в конфликтных ситуациях общения, учитывая психологические особенности партнера по общению;

- практически определить тип конфликта, ориентироваться в конфликтных ситуациях общения,

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и в сфере производства.

Владеть:

- навыками анализа конкретных ситуаций, для решения профессиональных задач и при саморазвитии;

- навыками диагностики познавательной, личностной сферы, сферы общения и межличностного взаимодействия, оценки социально-психологической ситуации при исследовании конфликтных взаимоотношений;

- приёмами анализа и прогнозирования конфликтов (сбор информации, оценка реальной ситуации и конфликтных факторов, предвидение благоприятного развития события);

- составления карты конфликта и конфликтограммы;

- навыками позитивного поведения при проведении переговоров.

В результате освоения дисциплины «Психология и конфликтология» у обучающихся формируются следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), характеризующиеся:

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 

-  способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

-  способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда (ПК-12)

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология и конфликтология» относится к обязательным дисциплинам вариативной части программы бакалавриата и входит в Блок 1 «Дисциплины («Модули»).

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин образовательной программы: «Философия», «История», «Культурология», «Русский язык и деловая переписка».

Дисциплина «Психология и конфликтология» является основой освоения дисциплины «Психология делового общения» в магистерской подготовке.

 

 


3. Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Таблица 1. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы

Виды учебной нагрузки Всего часов Семестр 3
Контактная работа (всего) 22 22
в том числе    
Лекции 10 10
Из них – в активной форме 4 4
Практические занятия (ПЗ) 12 12
Из них – в активной форме 6 6
Самостоятельная работа(всего) 50 50
в том числе    
Самостоятельное изучение теоретического материала 14 14
Выполнение домашних заданий 14 14
Подготовка к отчёту по модулям 10 10
Написание реферата 12 12
КСР - -
Активные формы обучения 10 10
Вид промежуточной аттестации зачёт Зачёт
Общая трудоёмкость 72/2 72/2

 

4. Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины

Таблица 1. Содержание модулей и разделов дисциплины

 

Семестр 3 (количество модулей 4)


Модуль 1 «Введение в психологию и конфликтологию» –

введение в предметную область психологии и конфликтологии

В результате усвоения данного модуля формируются компетенции ОК-6, ОК-7, ПК-12

п/п

Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

Контактная работа Самостоятельная работа 1. Введение в психологию и конфликтологию. Происхождение психологии и конфликтологии. Понятие «психология», «психика», «конфликтология», «психология конфликта», «конфликт». Предмет психологической науки. Психические явления человека: психические процессы, психические свойства личности, психические образования. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики. Метод. Классификации методов в психологии. Взаимосвязь психики и организма. Взаимозависимость физического самочувствия и психического состояния. Влияние психики на здоровье человека. Психологические подходы к изучению проблемы. Психология конституциональных различий. Гендерная психология.   Развитие психологии за рубежом. Отечественная психология. Основные направления в психологии 20-го века. Изучение конфликтов в зарубежной и отечественной психологии. Психологические взгляды на конфликт. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Структура психики. Характеристика метода наблюдения, беседы. Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых. Биографический метод. Метод тестирования. Эксперимент. Взаимовлияние организма и психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Этапы развития психики. Формы проявления психического. Отличия психики животных от психики человека.  

Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.