Тема 9. Психологическая характеристика готовности к школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные понятия: виды психологической готовности, специальная готовность, общая личностная готовность, принцип оценки готовности

 

Психологическая готовность к школьному обучению – система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются такие виды психологической готовности к обучению в школе – специальная готовность и общая (личностная). В 1-м случае выделяются и измеряются показатели преимущественно интеллектуального, а также сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявленными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами (нормами) сформированности интеллекта и сенсомоторной сферы. Если значения индивидуальных показателей попадают в зону допустимых значений (оказываются не ниже нижней границы), ребенок признается готовым к школьному обучению. В последние годы признается высокая вариативность региональных (групповых) стандартов и поэтому более разумным представляется сравнение индивидуальных показателей с «групповым стандартом». В качестве варианта показателей специальной готовности могут быть использованы показатели особенности программ дошкольного обучения (например, счет в пределах десяти, скорость чтения и т.п.).

Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же – сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой. 

В последние годы возникло и развивается предоставление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. По такому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) 6летних детей. 

Ребенок к 6 годам представляет собой в известном смысле личность: осознает свою половую принадлежность, отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает и какое должен занять, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. У него развита рефлексия, мотив «Я должен» преобладает над мотивом «Я хочу».

Одним из итогов психического развития дошкольника является готовность его к обучению в школе.

Каждый шестилетний ребенок уже имеет индивидуальные, личностные черты, мотивы и жизненные позиции.

Познавательные возможности шестилетних детей таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе.

У ребенка 6 лет достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано е впечатлениями.

Речь ребенка 6 лет тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение.

Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.

Все психические процессы детей 6 лет постепенно становятся все более произвольными, управляемыми. Особенно эффективно это происходит при специально организованных условиях.

Интеллектуальная готовность детей 6 лет к обучению в школе предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объекта знаний, усвоенных в системе, и др.

Эмоционально-волевая готовность заключает в себе положительное отношение к содержанию новой деятельности, стремление преодолевать трудности, достигать результата своей деятельности, умение организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок, умение вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.

Будущий педагог-психолог должен знать особенности познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, особенности мотивации поведения и деятельности старшего дошкольника, знать требования школы и систему взаимоотношений «ребенок – учитель», «ребенок – одноклассник», «ребенок – родители».

Чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, будущий специалист должен уметь: формировать у старшего дошкольника готовность и желание учиться; организовывать жизнь и деятельность ребенка по подготовке его к школе; сотрудничать с детьми в разных видах деятельности; осуществлять индивидуальный подход к детям; сопровождать психическое развитие детей 6-7 лет; пропагандировать психологопедагогические знания среди родителей.

 

План практического занятия

1 .Виды психологической готовности ребенка к обучению в школе.

2. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе.

 

План лабораторного занятия

1 .Виды психологической готовности ребенка к обучению в школе.

2. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе.

 

Задания для самостоятельной работы 1. Письменно ответить на вопрос:

Как изучить мотивационную готовность ребенка к школе?

 

2.Решить задачи (письменно):

 

2.1. Оля (6 лет 2 мес.) посещает первый класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Оля – сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Оли с учительницей.

В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок – педагог» в детском саду и школе?

Что не учел педагог в работе с девочкой?

 

2.2. Таня (6 лет 4 мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.

Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква...?», «Что здесь написано?» Девочка молчит. «Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама!» – говорит мама и уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. «Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!» – сердито говорит мама.

Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой.

Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

 

2.3. Часто родители задают педагогу такие вопросы: «Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Все ходят в детский сад, со всеми в равной мере занимаются воспитатели, в школе их учит один и тот же учитель. Что делать нам, родителям, чтобы как-то помочь своим детям?»

Дайте совет родителям.

 

2.4. Мама шестилетнего мальчика обеспокоенно рассказывала: «Моему сыну скоро идти в школу. Я ему читаю, рассказываю. Мы ходим в музеи, но меня беспокоят отсутствие у него любознательности. Ни разу он не разломал игрушку, чтобы выяснить, что внутри, не задал никаких вопросов. Как же он будет учиться в школе?»

Права ли мама в своих волнениях? Что можно посоветовать маме?

2.5. «У моего сына замедленная реакция на все. Мне кажется, что он «спит на ходу», все делает медленно, долго зашнуровывает ботинки, вяло ест. На него постоянно жалуется воспитатель, да и меня это раздражает, особенно когда я спешу. Но я вижу, когда он играет, он становится совсем другим. А если его не торопить, то он успешно со всем справляется. Но как же он будет учиться в школе?» – обеспокоенно спрашивает мама шестилетнего мальчика.

Назовите причины такого поведения ребенка.

С какими трудностями ребенок встретится в школе?

 

3.Подготовить конспект двух методик по изучению психологической готовности ребенка к обучению в школе (на выбор студента).

 

Литература:

1. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002.

2. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н. И. Непомнящая. – М., 1992.

3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.,1988.

4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М., 1995.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 421.