Основные понятия: психическая депривация, формы психической депривации, депривация стимульная (сенсорная), депривация значений (когнитивная), депривация эмоционального отношения (эмоциональная), депривация идентичности (социальная), внешние условия депривации, внутренние условия депривации.
Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные, влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.
Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Чаще всего выделяют четыре формы психической депривации, которые в жизни существуют совместно, и которые можно изолированно выявить лишь в эксперименте:
Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.
Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне
Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): не достаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.
Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
К внешним условиям депривации относятся: нахождение в закрытых учреждениях, семейное неблагополучие, экстремальные жизненные ситуации.
К внутренним условиям депривации относятся: различия по полу, конституциональные различия, патологические различия, сенсорные нарушения, двигательные нарушения, расстройства интеграции психических функций.
План практического занятия
1. Внешние и внутренние условия депривации.
2. Характеристика экстремальных условий.
План лабораторного занятия
1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.
2. Учебная дискуссия на тему «Особенности развития личности в условиях депривации».
Задания для самостоятельной работы
1. Письменно ответить на вопрос:
Почему эмоциональные отношения между родителями и младенцами с физическими или психическими дефектами формируются с трудом? Как можно способствовать их формированию?
2.Решить задачи (письменно):
Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.
Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?
Литература:
1. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006.
С. 243-248; 285-295; 336-341.
2. Лангмеер, И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / И. Лангмеер, З. Матейчик. – Прага, 1984.
3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2003.
4. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1990.
5. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. – М.,1987.
6. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
7. Юн, Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях [Текст] / Г. Юн. – Кишинев, 1987.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 355.