Основные понятия: игра, становление личности и личностных механизмов поведения, воображение, наглядно-образное мышление.
Дошкольный возраст (англ. preschool age) – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного возраста.
В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет – возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.
Дошкольный возраст – период фактического становления личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном возрасте начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.
Будущему специалисту необходимо уметь:
• устанавливать уровень психического развития детей дошкольного возраста;
• вставать на позицию ребенка, учитывать ее;
• сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;
• создавать условия для оптимального развития дошкольника;
• развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста.
План практического занятия
1. Развитие символической репрезентации в дошкольном детстве.
2. Развитие Я-концепции дошкольника.
План лабораторного занятия
1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.
2. Разработка экспериментального исследования развития психологических особенностей дошкольника.
Задания для самостоятельной работы 1. Письменно ответить на вопрос:
Как происходит у дошкольников интернализация социальных понятий и норм и как они применяют усвоенные нормы и понятия для установления дружеских отношений и ведения споров?
2.Решить задачи (письменно):
2.1. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Диме надоело играть, и он захотел выйти из игры.
Воспитатель предложил Диме спросить разрешение у капитана.
– Товарищ капитан, – обратился Дима к товарищу в роли капитана, – разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!». Дима беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
2.2. Вспомните описание опыта швейцарского психолога Ж. Пиаже (задачи на «сохранение количества вещества», предложенные детям 6-7 лет).
В опыте применялись два небольших сосуда, имеющих разную форму и равные размеры. В них наливалось равное количество воды. Ребенок видел, что воду из одного сосуда переливают в другой, более узкий и высокий. Ориентируясь на уровень воды, ребенок говорил, что ее стало больше.
В исследования советских ученых (Л.Ф. Обухова и др.) доказано, что данный феномен легко снимается уже у детей 4-5 лет, которых специально обучали.
Каким образом, с помощью каких приемов обучения доказана возможность снятия феномена Ж. Пиаже «о сохранении количества вещества» у детей 5-6 лет?
2.3. Опишите особый вид зрительной памяти дошкольника, который называется в психологии «эйдетической памятью».
2.4. Кириллу (4 г. 5 мес.) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.
Андрюше (4 г. 5 мес.) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отдельно отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвал все слова.
Какие особенности развития памяти дошкольника отражены в этих примерах?
Охарактеризуйте особенности развития памяти дошкольника.
2.5. Среди родителей бытует мнение, что дошкольников надо ограждать от сложных переживаний, связанных с болезнью близких, жестокостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями. Ребенок не должен переживать чувство страха.
Правы ли родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку?
3.Подготовить конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в дошкольном детстве (на выбор студента).
Литература:
1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 86-150.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина. – М. : Академический проект, 2005.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.,1986.
4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб., 2006. С.349-448.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002.
6. Мюссен, А. Развитие личности ребенка [Текст] / А. Мюссен. –
М.,1987.
7. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.,1995.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 334.