Тема 6.2. Психическое развитие в младенчестве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные понятия: этап новорожденности, эмоциональное (ситуативно-личностное) общение, ситуативно-деловое общение, предметно-манипулятивная деятельность, предметная деятельность, активность ребенка.

 

Младенческий возраст (англ. infancy) – (в отечественной возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2летнего возраста включительно). Младенческий возраст подразделяется на 3 этапа: новорожденностъ, 1-е и 2-е полугодия жизни.

Этап новорожденности охватывает 1-й месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни – этап эмоционального (ситуативноличностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности – ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап – по 2-е полугодие.

    Во   2-м полугодии ведущей становится   предметно-

манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативноделовую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на следующем возрастном этапе – в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. 

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка.

На протяжении первого года жизни ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, овладевая передвижением в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватательные движения, манипулирование предметами. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий.

Хватательные движения и манипулирование предметами формируют двигательный навык, происходит знакомство ребенка со свойствами вещей, что существенно изменяет характер психической активности ребенка. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у ребенка складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта. Взрослый является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность стимулирует появление у малыша потребности в общении, в ходе которой развивается его речь.

Теоретическое изучение этого раздела даст возможность студентам научиться:

• определять уровень развития ребенка до 1 года;

• создавать условия для правильного развития ребенка;  быть посредником между ребенком и окружающим миром.

 

План практического занятия

1. Условия раннего когнитивного и языкового развития.

2. Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве.

 

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Разработка плана наблюдения за младенцем.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составить и заполнить таблицу: «Сенсомоторная стадия развития (Ж. Пиаже)»

Возраст Название субстадии Характеристика развития  
     

 

2. Решить задачи (письменно):

 

2.1. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

Назовите причину данного явления.

 

2.2. Саша (4 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется ручками, выставив их далеко вперед, к игрушке, пытается схватить волчок, но промахивается.

Почему так происходит?

Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка действовать с предметами, игрушками?

 

2.3. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

Почему это случилось?

 

3. Подготовить конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в младенчестве (на выбор студента).

 

Литература:

1. Авдеева, Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения [Текст] / Н.

Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. – М.,1991. – 160 с.

2. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 86-150.

3. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т. Бауэр. –

М., 1979. – 320 с.

4. Выготский, Л. С. Младенческий возраст [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1984. С.269-317.

5. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006. С.206-348.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002.

7. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.,1995.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.