Основные понятия: возрастные границы, физическое развитие, период внутреннего кризиса, внутренняя позиция, самоопределение, идентичность, статусы идентичности.
Юношеский возраст (англ. juvenile age) – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. – для юношей и 16-20 лет – для девушек.
Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как «отрочество» или в зависимости от контекста и внимательности переводчика – «подростковый возраст», либо – «юность»), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И.С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Юношеский возраст – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.
Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX – начале XX в. господствовала так называемая романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска». Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л.С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен анализ юношеского возраста без учета этнокультурных и социокультурных различий.
Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то. что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л.И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых).
Формирование идентичности, по Э. Эриксону, есть процесс самоопределения. Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях – временном и ситуативно-ролевом. В первом измерении – временном – идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего. В ситуативно-ролевом измерении идентичность составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответственно, роли, в которых выступает человек. Человек, сформировавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не теряя при этом своего лица.
Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.
Джеймс Марсиа выделил четыре основных варианта или состояния формирования идентичности, они получили названия статусов идентичности.
1. Предрешенностъ – принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.
2. Диффузия идентичности – состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.
3. Мораторий – собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я.
4. Достижение идентичности – благополучное завершение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности.
План практического занятия
1. Когнитивное развитие в юношеском возрасте.
2. Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
План лабораторного занятия
1. Когнитивное развитие в юношеском возрасте.
2. Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Задания для самостоятельной работы 1. Письменно ответить на вопрос:
Как сторонники информационного подхода описывают когнитивное развитие в отрочестве и юности?
2. Дать психологический комментарий жизненным фактам, отраженным в приведенных ниже высказываниях (письменно):
2.1. «Я перешла в десятый класс. Раньше очень ждала лета, чтобы уехать к бабушке в деревню. Там у меня были подружки, вместе с ними ходили на речку, играли. А в этом году отказалась от поездки. Хочу запереться в своей комнате, читать, мечтать, просто смотреть в потолок. Родители и подруги меня не понимают». (Оля, 15 лет.)
2.2. «Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься мудро и прямо,
И себе самому отвечать без обмана» (Катя, 16 лет)
2.3. Раньше наш класс был дружным. Вместе гуляли, что-нибудь придумывали. А сейчас, кому ни позвонишь – ответ один: некогда, курсы, репетитор… Конечно, понимаю, надо готовиться к поступлению после школы в какой-нибудь вуз, колледж. Но как же это тоскливо. Сплошная необходимость и никакой свободы! Быстрее бы стать взрослой и набросить конспекты подальше». (Маша, 16 лет.)
3. Подготовить на основе материалов из периодических журналов по психологии конспект двух методик, которые посвящены изучению психологических особенностей в юношеском возрасте (на выбор студента).
Литература:
1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 287-305.
2. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М., 1991.
3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006. С.557-638.
4. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / Че. РО. – М., 2005.
5. Психология развития [Текст] / под ред. Т. Д. Марцинковской. –
М. : Академия, 2001.
6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000.
7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.
8. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987.
9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М., 2006.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 255.