Раздел 2 Основные этапы психического развития человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема 6. Психическое развитие в младенчестве

 

Пренатальное развитие  

 

Основные понятия: зигота, герминальный период, эмбриональный период, фетальный период, тенденции пренатального развития, развитие сенсорных систем, развитие моторики.

 

Пренатальное развитие (англ. prenatal development) – развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. 

Выделяется несколько периодов пренатального развития. 

После того как яйцеклетка соединится со сперматозоидом, ее называют зиготой. Вслед за этим наступает герминальный период (продолжается около 2-х недель) – время очень быстрого дробления зиготы и первичной организации клеток. Происходит образование бластоцисты. Бластоциста погружается в стенку матки. Начинают формироваться структуры, обеспечивающие питание и защиту развивающегося организма: амнион, хорион, желточный мешок, плацента и пупочный канатик.

Эмбриональный период (около 6 недель) – время структурного развития зародыша. Появляются зачатки головного и спинного мозга. Начинают развиваться сердце, мышцы, позвоночный столб, ребра и пищеварительный тракт. Формируются многие внешние соматические структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на руках и ногах) и внутренние органы. Начинает развиваться кожная чувствительность, и эмбрион приобретает способность реагировать движениями на соответствующие раздражители.

Фетальный период (с 3-го месяца беременности до родов) – время созревания плода. Выделяется три триместра. 

На первом триместре (9 – 12 недель) идет быстрое увеличение размеров плода. Начало функционирования нервной системы, органов, мышц и образования связей между ними. Появление новых моделей поведения – брыкания, сосания большого пальца, открывания рта, предварительные дыхательные движения. Наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко определяется пол плода. 

На втором триместре (13 – 24 недели) продолжается быстрый рост плода. В середине текущего периода мать может почувствовать движения плода. Кожа плода покрывается первичным волосяным покровом – лануго (от лат. «lanugo» – «пух», «пушок») и защитным слоем воскообразных выделений кожных желез, предохраняющим кожу от растрескивания в результате соприкосновения с амниотической жидкостью. К концу 24-й недели формируются все нейроны головного мозга. Глаза становятся чувствительными к свету, и плод уже реагирует на звук. 

На третьем триместре (25 – 38 недель) продолжается рост плода. Постепенно созревают легкие. Благодаря быстрому развитию головного мозга расширяется диапазон ощущений плода и форм его поведения. В середине этого периода образуется подкожный жировой слой. От организма матери плоду передаются антитела, защищающие его от болезней. Как правило, незадолго до родов плод переворачивается вниз головой.

В процессе пренатального развития можно обнаружить общие тенденции.

Цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста идет в направлении « от головы к ногам».

Проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста идет в направлении от центра тела к его периферии.

От общего к специфическому – тенденция развития, которая заключается в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций к более локальным и специфическим реакциям.

Дифференциация – процесс в ходе которого недифференцированные клетки становятся все более специализированными.

Интеграция – организация дифференцированных клеток в органы и системы. 

В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем. Так, кожная чувствительность человеческого плода развивается начиная с 7,5 недель и с 14-й недели жизни плода становится потенциально готовой к приему тактильной информации. Проприоцепция начинает развиваться в возрасте 4 мес.; вкусовая чувствительность появляется на 3-м мес.; к 6-му мес. возникает способность к дифференциации области обоняния. Задолго до нормальных сроков окончания беременности развиваются температурная и ноцицептивная (болевая) чувствительности, хотя к моменту рождения выраженность последней не столь значительна. Множество фактов свидетельствует о возможности плода воспринимать звуковые тоны в широком диапазоне частот (20-5000 Гц). Оценка состояния зрительного анализатора остается проблемной, т. к. это единственный анализатор, не имеющий в период внутриутробного развития адекватных раздражителей. У недоношенных на 3 мес. детей установлено, что сетчатка глаза у них способна реагировать на электромагнитные волны светового спектра. Работа зрительного анализатора – следование взором за раздражителем, фиксация взглядом предмета, бинокулярное зрение и др. – обнаруживается в первые дни жизни и развивается в процессе накопления индивидуального опыта.

Изучен уровень физиологической зрелости моторики плода на различных этапах пренатального развития. Процесс дифференциации отдельных мышц начинается у плода при его длине 7 мм и завершается при длине 17 мм в 7 недель. Примерно в 7,5 недель удается вызвать не только общую реакцию, но и локальные движения, которые связаны с раздражением кожных рецепторов. Рецепция и моторика последних месяцев пренатального развития находится на таком уровне физиологической и функциональной зрелости, который способен обеспечить прием экстероцептивной информации и определенные формы двигательного реагирования. 

 

Задания для самостоятельной работы Ответить на вопрос (письменно):

Что такое Шкала Апгар? С какой целью эта шкала используется при оценке состояния новорожденных? Литература:

1. Авдеева, Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения [Текст] / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. – М.,1991. – 160 с.

2. Бертин, А. Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях [Текст] / А. Бертин. – Л., 1991. – 23 с.

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006. С. 152-198.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.