Основные понятия: физическое и нервно-психическое развитие, особенности психических процессов, предметно-манипулятивная деятельность, развития речи, основные направления психического развития.
Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 г. до 3 лет. Микропериодизация раннего возраста: 1) этап доречевого развития (11,5 лет); 2) этап речевого развития (1,5-3 г.). Синонимы:. преддошкольный возраст, раннее детство.
В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервнопсихическом развитии детей. На 2-м году ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200-250 г, в росте – на 1 см; в течение 3-го г. жизни вес ребенка увеличивается на 2-2,8 кг, рост – на 7-8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и систем организма: костной, мышечной, центральной нервной системы. Происходят качественные изменения в развитии функции коры больших полушарий. Увеличивается предел работоспособности. Формируются способность подражания, ходьба, развиваются различные движения рук, усваиваются правила общения.
Основные отличительные особенности психических процессов в раннем возрасте: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.
Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметноманипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями с культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки ж пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.
Ранний возраст – период бурного развития речи ребенка Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На 3-м г. понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 г. дети знают 10-12 слов. в 1.5 г. - 30-40 (до 100), в 2 г. - 200300, в 3 г. -1200-1500 слов. Начиная с конца 2-го и на протяжении 3-го г. усваивается грамматический строй речи. На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности, а также в процессе общения со взрослыми.
Основные направления психического развития детей в раннем возрасте: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов (таких, как геометрические формы, цвета спектра); совершенствование наглядно-действенного и зарождение нагляднообразного мышления; овладение пассивном и активной речью; 4) формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентичности.
Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в формировании восприятия, мышления памяти, внимания, воображения. Овладение предметной деятельностью, речью, общение со взрослыми и сверстниками закладывает основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, воображения, овладения социальными навыками, появлению новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствует формированию более глубоких знаний о себе.
Будущему специалисту необходимо уметь:
• распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет;
• создавать условия для правильного развития ребенка и разрешения кризиса;
• быть посредником между ребенком и окружающим миром; повышать педагогическую культуру родителей.
План практического занятия
1. Когнитивное развитие в раннем детстве.
2. Социальное развитие ребенка раннего детства и кризис 3-х лет.
План лабораторного занятия
1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.
2. Разработка экспериментального исследования развития психологических особенностей ребенка раннего возраста.
Задания для самостоятельной работы 1. Письменно ответить на вопрос:
Какие стадии усвоения языка выделены Р. Брауном?
2.Решить задачи (письменно):
2.1. Проводился эксперимент. Перед детьми двух групп (1 г. 6 мес. – 2 г. 6 мес.) ставилось 2 бумажных колпака: красный и синий. Под красным колпаком пряталась конфета. Ребенок должен был ее найти.
Места колпаков все время менялись.
Когда дети первой группы находили конфету, то взрослый называл цвет колпака – «красный». Детям второй группы цвет колпака не называли.
Выяснилось, что детям первой группы нужно было всего 8 – 10 повторений, а детям второй группы – 70 – 80 повторений для того, чтобы отличить сигнальный, признак колпака: красный цвет.
Какой можно сделать вывод на основании этого эксперимента?
2.2. Папа принес Диме (сыну 2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и, на рисунке никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать.
Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», – сказал папа.
Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом.
Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему.
2.3. Ваня (1, г. 3 мес.) увидел на голове у мамы меховую шапку и радостно улыбаясь, сказал: «Кис-кис».
Какое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает это явление? Приведите примеры.
2.4. Воспитатель учил детей трех лет разбирать и собирать пирамидку, состоящую из 6 колец.
По его указаниям дети находили путем сравнения колец, прикладывая их друг к другу, самое большое и надевали; его на стержень.
По просьбе воспитателя они сравнивали между собой оставшиеся кольца и те, которые были надеты на стержень. Так продолжалось до тех пор, пока пирамидка не была собрана.
Эффективен ли такой путь обучения детей?
Что послужило ориентиром (меркой) для обучения?
Какие мерки в данном случае могут быть использованы?
3.Подготовить конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в раннем детстве (на выбор студента).
Литература:
1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж.
Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 153-228.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина. – М. : Академический проект, 2005.
3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М.,1992.
4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006. С.349-448.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002.
6. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.,1995.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 362.