Тема 3. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные понятия: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста, периодизация психического развития, сензитивные периоды, психологическое время личности.

 

Возраст (англ. age) – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. 

Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (года, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения (пренатальный), младенческий (от рождения до 1 г.), раннее детство (1-3 г.), дошкольный (36/7 л.), младший школьный (6/7-11/12 л.), отрочество, или подростковый (11/12-15/17 л.), юношеский (15/(7-19/21 г.), молодость (19/2125/30 л.), зрелость (25/30-55/60 л.), старость (55/60 л. и выше). 

В качестве основных структурных компонентов возраста Л.С. Выготский выделил: социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования психического развития.

Периодизация психического развития позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский), психологические новообразования и т.п. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризисами возрастного развития, переходными периодами от одного возрастного этапа к другому. 

Сензитивные периоды (от лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематическою слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. 

Психологическое время личности – одна из фундаментальных категорий в психологии, предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований. Психологическое время включает в себя: 

• оценку одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;

• переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;

• осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости); 

• осознание представлений о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений, семьи, общества, человечества в целом и т.д

Различают квантовый и событийный подходы к анализу психологического времени.

В рамках квантового подхода исследуются концепции существования субъективного или объективного кванта времени, представляющего собой единицу временной протяженности. Величина таких квантов варьируется от нескольких миллисекунд до десятилетий. Например, согласно одной из квантовых концепций, длительность временного интервала, наблюдаемого в психической активности, является величиной, кратной длительности элементарного события, а именно временного кванта, предполагаемая длительность которого = 4,5 миллисекунды. 

С точки зрения событийного подхода особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий (изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека). Особенностью событийного времени является его субъективный характер, длительность и последовательность времени событий зависят от восприятия и переживания их человеком, а не объективно рассчитанным квантом.

Согласно В. Ярской-Смирновой, субъективные формы времени связаны с уровнями отражения и переживания времени в психике и сознании человека. Рассмотрим эти уровни:

• сенсорное, психическое и психологическое время, которое связано на уровне сознания с внутренней речью; 

• время психологическое, личностное, связанное с общественно-историческим, обеспечивающее выход из временной структуры

субъекта в ритмы культуры и общества; 

• личностно-экзистенциальная форма времени, выражающая уровень осознания временных рядов и интересов собственного существования. 

Важнейшее направление исследования времени человека третьего, высшего, уровня связано с изучением феномена времени относительно жизни человека. В рамках этого направления можно выделить три основных подхода.

Эволюционно-генетический подход рассматривает человеческое время как совокупность всех психологических изменений человека в его «объективном биографическом времени» (П. Жане, Ш. Бюлер). Время здесь выступает как объективное условие жизни, независимое от самой личности, и чаще рассматривается ретроспективно, как время прошлое, прожитое, жизненный путь. В настоящее время множество работ посвящены исследованию жизненного пути, стиля жизни, развития личности во времени.

Второму подходу свойственна противоположная тенденция: представлять человеческое время как субъективное переживание, «психологическое время» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). В рамках этого направления ведется исследование временной перспективы личности, ее будущего (объективные тенденции развития, жизненные планы и цели, предвидение и предвосхищение, целеполагание) как важнейшего фактора регуляции жизнедеятельности (Дж. Кохен, Р. Кнапп, И. Гурбутт). Также ведутся исследования собственно психологического времени, субъективно переживаемых длительности и последовательности событий жизни. Сюда относятся работы, выполненные в рамках событийного подхода. Также в этом направлении рассматривается временная перспектива, ибо важнейшие из мотивов, интересов и целей людей ориентированы на будущее, т.е. относятся к ожидаемым событиям и явлениям.

Одним их первых, кто подчеркнул роль целей, планов и будущих ожиданий, был К. Левин в своих исследованиях психологического поля. В работах других исследователей изучались различные аспекты временной перспективы будущего: содержания временных ожиданий, временной протяженности перспективы и последовательности планируемых событий, влияние будущих ожиданий на мотивационный процесс. 

Так, В. Лене выделял два аспекта временной перспективы будущей жизни: когнитивный, связанный с предвидением будущих событий и планированием деятельности, и аффективный, отражающий эмоциональную установку (положительную или отрицательную) индивидуума относительно своего будущего. Получены данные, что испытуемые, имеющие положительную установку относительно своего будущего, способны добиться больших успехов в грядущей деятельности.

Другая важная характеристика будущих ожиданий связана с длиной временной перспективы. Люди, имеющие более длинную временную перспективу, предпочитают ставить цели, которые могут быть реализованы в отдаленном будущем, а имеющие более короткую – кратковременные.

Третий подход – личностный – позволяет интегрировать объективное и субъективное время, ретроспективу и перспективу, поскольку во главу угла ставится личность – как активный субъект времени своей жизнедеятельности. 

Для реализации этого подхода К.А. Абульхановой-Славской разработана концепция личности как субъекта жизни, в которой для анализа способов организации жизни предложена совокупность трех понятий, трех пространственно-временных ценностно-смысловых образований: «жизненная позиция», «жизненная линия» и «жизненная перспектива». 

Жизненная позиция есть результирующая достижений личности, она аккумулирует ее прошлый опыт. Но поскольку эти достижения в направлении самореализации воплощены не только в качестве самой личности, но и в достигнутой ею расстановке жизненных сил, жизненная позиция есть некоторый потенциал для будущего. «Логика», или траектория жизненного движения личности, обозначается как «жизненная линия», которая может иметь восходящий или нисходящий характер, прерывистый или непрерывный (с точки зрения самовыражения, самореализации личности). Жизненная перспектива – это достигнутое качество жизни (ценностное, духовное, материальное) открывает личности новые возможности самореализации. Жизненная перспектива не тождественна психологической и личностной перспективе.

Психологическая перспектива – это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Эти различия связаны с ценностными ориентациями, предпочитаемыми сферами жизни. 

Личностная перспектива – это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т. д.). Такая перспектива может быть даже у личности с бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем (что может быть связано с бедной фантазией). Личностная перспектива – это, прежде всего, свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации времени.

Жизненная перспектива не всегда открывается тому, кто обладает психологической перспективой, т. е. способен предвидеть будущее, и даже не тому, кто обладает личностной перспективой, личностными возможностями, потенциалом, зрелостью. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Человек, обладая личностной перспективой при отсутствии выработанной позиции, может быстро исчерпать свои личностные возможности, способности, попадая в периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями или, напротив, бедные событиями, не способствующие развитию. Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему оптимальных (т. е. имеющих множество возможностей) жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью.

С позиций концепции личности как субъекта жизни была исследована гипотеза об уровневой структуре и вариативно-типологическом характере времени жизни человека. В.И. Ковалев выделяет следующие уровни организации времени: субъективно-переживаемое, перцептуальное, личностное (или осознаваемое), субъектное и индивидуальностное время. В основе различения уровней лежат различия понятий личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности.

Субъективно-переживаемое время – это организация эмоциональных переживаний и ощущений. Она выступает как психическая форма отражения организменного (ритмического, циклического) времени и временных характеристик внешних раздражителей. В основе субъективного времени лежат особенности типа нервной деятельности – темперамента, определяющие эмоциональную возбудимость человека, темп и ритм его психических процессов, т. е. всю динамику протекания психической жизни человека – его эмоций и ощущений.

Перцептуальное время образуется в процессе воспитания и обучения ребенка человеческим формам поведения и деятельности. В результате у него постепенно формируется относительно адекватное восприятие временных особенностей окружающей среды – длительности и последовательности, порядка и ритма природных (физических) процессов окружающего мира.

С формированием личности ребенка, с возникновением и развитием самосознания, которые обусловлены включением ребенка в учебную и трудовую деятельность, начинается этап осознания им течения времени своей жизни. В результате усвоения общественноисторических знаний и опыта, в ходе собственного практического и теоретического познания окружающего мира через совместную деятельность со взрослыми подрастающий ребенок накапливает определенный собственный жизненный опыт, научается упорядочивать свою деятельность во времени: начинать, продолжать, прерывать и заканчивать ее в положенное время. Расширяются его физические, психические и социальные возможности, формируется способность сознательно ставить более отдаленные во времени жизненные цели. В поле сознания и деятельности индивида включаются более глубокие слои времени его жизни: прошлое и будущее. Тем самым создается временной кругозор или горизонт личности, определенная ценностно-временная ее ориентация в процессе жизни.

Личностное время это пласт времени жизни, который характеризуется стихийно или сознательно формирующимся определенным способом жизни, накоплением индивидуального опыта жизни, появлением совокупности временных перспектив в жизни, образованием временного кругозора человека, представляет собой следующий уровень на онтогенетической «спирали» человеческого развития. Психологически в качестве личностного времени можно понимать деятельноосознаваемую организацию личностью процессов восприятия и переживания, воспоминания и предвосхищения, планирования и прогнозирования течения времени собственной жизни. Объективно она выражается в практическом использовании и распределении своего физического – рабочего и свободного – времени.

Субъектное время – это уровень созидательного преобразования времени жизни как личного, так и группового, общественного. Взрослый человек, начав профессиональную деятельность, может поразному продолжать свою жизнь: либо пассивно исполнять свои общественные, производственные и семейные обязанности; либо осуществлять активное проблемно-творческое отношение к организации всех сфер общественной и личной жизни. В первом случае он не является в полном смысле субъектом собственной жизнедеятельности, поскольку у него не сформирована способность самостоятельно ставить и разрешать задачи собственной жизни. Во втором же случае он осуществляет себя как субъект жизнедеятельности, самостоятельно выбирая, формируя и управляя временными параметрами не только индивидуальной, но и коллективной жизни. Разные типы организации времени жизни выражают уже не возрастную, а личностную иерархию. Продуктивное использование всего времени жизни для гармонического развития личности – это порождение особого способа существования человека – «осуществления жизни». 

Внутри субъектного времени можно, в свою очередь, выделить подуровни освоения, овладения, управления временем жизни. Субъектное время вначале выступает как процесс практического освоения и овладения временными свойствами и закономерностями общественной действительности. Условия и обстоятельства жизни могут не только благоприятствовать, но нередко и противостоять устремлениям и идеалам личности. Потому их освоение предполагает не столько приспособление, сколько противостояние им и их преодоление. Такая волевая регуляция жизненного времени требует большого напряжения всех душевных (психических) и физических сил и энергии, направления на прогрессивное изменение, преодоление и преобразование этих обстоятельств. Подобный способ жизнедеятельности представляет собой долговременную организацию волевых усилий, действий и поступков, соотнесенных с конкретными обстоятельствами жизни и направленных на практическое осуществление высоких смысложизненных целей, устремлений и идеалов.

Время индивидуальности – это качественно новый, высший, уровень организации времени, при котором человек является сознательным творцом своего жизненного времени. В ходе творческого осуществления жизнедеятельности способность человека преобразовывать время жизни постепенно становится все более разносторонней, устойчивой и универсальной, она интегрирует все стороны его индивидуальной и общественной жизни. Время индивидуальности характеризуется высокой степенью психологического совершенства личности, оптимальной интеграцией ею своих эмоционально-чувственных, интеллектуальных и волевых процессов, опосредствующих осуществление собственной жизни во времени.

В зависимости от ценностно-временных особенностей индивидуальной жизнедеятельности, ее временного содержания, характера и направленности В.И. Ковалев выделил четыре типа отношений ко времени собственной жизни: обыденный, функциональнодейственный, созерцательный и созерцательно-преобразующий типы.

Люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым (или слабо осознаваемым) характером отражения действительности, суженностью временного кругозора. 

Представители функционально-действенного способа жизни – энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления. Для их мотивации характерна деловая направленность на быстрое получение полезного результата, для достижения которого они развивают значительную функциональную активность. Они изобретательны в поисках средств, эффективных в данной ситуации и сложившихся обстоятельствах, осуществляют большое количество пробных попыток. Однако в погоне за немедленным эффектом эти люди морально неразборчивы в выборе средств, не способны предвидеть отдаленные отрицательные последствия своей бурной деятельности. Они искусственно формируют и искажают естественный ход событий. Временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а более отдаленные временные их перспективы жизни носят утилитарный характер.

Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Нередко у них возникают яркие трансспективные представления. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их трансспективе на равных правах представлено личное и культурноисторическое прошлое и будущее. Свое нынешнее реализованное «Я» они воспринимают как одно из возможных и отнюдь не самое совершенное. Субъективные путешествия в прошлое и будущее, стремление посмотреть на себя с разных временных позиций – характерные для них душевные состояния. Внутренняя духовная жизнь людей созерцательного типа часто бывает весьма интенсивной, напряженной, однако неожиданные вторжения реальной жизни застают их врасплох и не вызывают ответных активных действий, что нередко неблагоприятно сказывается на их судьбе.

Высший по уровню тип личностной организации представлен гуманистическим созидательно-преобразующим отношением ко времени, которое выражается в соответствующем способе жизни. Его отличительные особенности: глубокое, разностороннее и реалистичное осознавание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени. Представители этого типа обладают глубоким и устойчивым чувством времени – способностью в любой момент почти неосознанно, интуитивно оценивать свои силы, временные резервы и возможности, учитывать все условия, необходимые для своевременного и плодотворного осуществления творческих замыслов. Такие люди способны предвидеть тенденции социальной действительности и последствия действий и поступков как своих, так и других людей; они реалистически относятся к жизни – не преувеличивают и не преуменьшают происходящих в ней изменений. Эта позиция обусловлена тем, что их дела и мысли преемственно связаны с прошлыми поступками и в то же время хорошо соотнесены с реальными перспективами их жизни и деятельности, которые гармонически взаимодополняют друг друга. В этом случае речь идет об организации времени высокоразвитой индивидуальности, жизнедеятельность которой характеризуется большей напряженностью, уплотненностью, оптимальной эффективной самоорганизацией, созидательной направленностью, гибкой субъективной обращаемостью, произвольным свертыванием и развертыванием временной трансспективы – своеобразной инверсией субъективного времени. Такая личность вольно и невольно создает вокруг себя поле духовно-нравственной устремленности, пробуждая, развивая и поддерживая созидательные способности в окружающих людях, превращая их в творцов индивидуальной, коллективной и общественной жизнедеятельности.

Отечественными психологами Е.И. Головахой и А.А. Кроником для изучения психологического времени личности предложен метод каузометрии (от лат. causa – причина и греч. metreo – измеряю). Каузометрия относится к числу биографических методов, она направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. 

Каузометрия проводится в форме интервью, которое состоит из шести основных процедур: 

• биографическая разминка;

• формирование списка значимых событий; 

• датировка событий; 

• причинный анализ межсобытийных отношений;  целевой анализ межсобытийных отношений;  обозначение сфер принадлежности событий. 

• используются также дополнительные процедуры: 

• оценка эмоциональной привлекательности событий;

• их удаленность в прошлое и будущее;  значимость «для себя» и «для других людей»;  локализация личного временного центра. 

Результаты интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий друг с другом. 

Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реали-зованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Этот метод применим для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях. На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф».

План практического занятия

1. Биологический, социальный, психологический возраст: сравнительный анализ понятий.

2. Универсальная актуальность проблемы периодизации психического развития

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Методика каузаметрии (Головаха Е.И., Кроник А.А.)

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составить и заполнить таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития»

Возраст

Название стадий в теориях психического развития

 
Фрейд Эриксон Пиаже Джерсилд Выготский Эльконин
             

 

Литература:

1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 21-61.

2. Ахметов Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. [Текст] / Р.А. Ахметов, А. А. Кроник. – М.: Смысл, 2008. – 294 с.

4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб. :

Питер, 2000. С. 60-109.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова.

– М., 2001.

 

Тема 4. Кризисы в развитии

 

Основные понятия: кризисы, кризисы возрастного развития, развитие как становление внутреннего мира, субъективной реальности.

 

Кризисы возрастного развития (англ. age crises) – условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития. Так, Э. Эриксон рассматривал возрастной кризис как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд как смену основных стадий психосексуального развития. 

В отечественной психологии термин кризис возрастного развития введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризис обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций развития составляет психологическое содержание возрастного кризиса. 

Поведенческие критерии кризиса возрастного развития (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др.) Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон развития.

Д.Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого кризиса возрастного развития, является основой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возрастного развития необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию в новой социальной ситуации развития.

Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, А.Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при кризисе возрастного развития свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически кризисы возрастного развития определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до 1 месяца; с точки зрения Выготского, до возникновения «комплекса оживления»), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11-12 лет) и юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие кризиса у взрослых (например, кризис середины жизни).

В.И. Слободчиковым Е.И. Исаевым предложена периодизация, в которой развитие рассматривается как процесс становления внутреннего мира, субъективной реальности, как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое в тесной связи с социальным окружением. 

В качестве исходных понятий выступает «со-бытийная общность» и «само-бытность». Co-бытийная общность – это cпoсоб существования связи человека с другими людьми, без этой связи само развитие происходить не может. На первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность – это как 6ы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Авторы считают, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем: «Хочу быть, как ты, – и не могу стать, как ты»).

Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т.е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития – стадии освоения – способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия. Выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация 

На первой ступени – оживления – ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени – подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях.

На второй ступени – одушевления –ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития – прямохождение и речь – способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени – персонализации – партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник, мастер и т.п.,; вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек не) достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей.

На четвертой ступени – индивидуализации – портретом молодого человека становится человечество (в определенные пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

Последняя – пятая ступень – универсализации – знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет.

 

План практического занятия

1. Кризис возрастного развития как нормативное явление.

2. Сравнительный анализ подходов к рассмотрению кризисов в теориях Э. Эриксона, Л.С. Выготского.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Дискуссия на тему «Кризисы возрастного развития: переживание и преодоление» 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сопоставить кризисы личности и кризисы саморегуляции в контексте возрастного развития.

 

Литература:

1. Шихи, Г. Возрастные кризисы [Текст] / Шихи Г. – СПб., 2005.

2. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] /

К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000.

3. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст]. – Мн., 2000.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 626.