Промежутки, в которых график функции обращен выпуклостью вверх или вниз, называют промежутками выпуклости графика функции.
Выпуклость вверх или вниз кривой, являющейся графиком функции , характеризуется знаком ее второй производной: если в некотором промежутке , то кривая выпукла вниз на этом промежутке, если же , то кривая выпукла вверх на этом промежутке.
Точку графика функции , разделяющую промежутки выпуклости противоположных направлений, называют точкой перегиба. Если при переходе через критическую точку вторая производная меняет знак, то график функции имеет точку перегиба.
Правило нахождения промежутков выпуклости и точек перегиба графика функции .
1. Найти вторую производную .
2. Найти критические точки функции по второй производной, т. е. точки в которых вторая производная обращается в нуль или не существует (терпит разрыв).
3. Определить знак второй производной в каждом промежутке, на которые найденные критические точки делят область определения функции . При этом, если на промежутке ( ), то на этом промежутке график функции направлен выпуклостью вниз (вверх). Точка является точкой перегиба графика функции, если она разделяет промежутки выпуклости противоположных направлений.
4. Вычислить значение функции в точках перегиба.
Пример. Найти точки перегиба кривой и промежутки выпуклости графика функции .
Решение. Область определения этой функции – все множество действительных чисел, т. к. функция задана многочленом. Найдем вторую производную данной функции , .
Найдем критические точки по второй производной. Втора производная определена на всем множестве действительных чисел. Найдем нули второй производной. , .
Определим знак второй производной на каждом промежутке, результаты внесем в таблицу.
2 | |||
+ | 0 | – | |
График функции выпуклый вниз | 16 Точка перегиба | График функции выпуклый вверх |
Пример. Построить график функции: ;
D(y)=R
Функция не является четной и нечетной, не периодична.
у = 0 при х = 0. Два промежутка знакопостоянства (-∞;0) и (+∞;0). Для x (-∞;0) y<0, для x (+∞;0) y>0. Рассмотрим поведение функции на концах промежутков:
(по правилу Лопиталя).
Найдем производную данной функции:
y′=0 при х = - 1, эта точка делит область определения функции на два промежутка (-∞;-1) и (-1;+∞)
Исследуемая функция в промежутке xЄ(-∞;-1) убывает, а для xЄ(-1;+∞) - возрастает точка х = - 1 – точка минимума .
Найдем вторую производную функции:
при х=-2
для , следовательно, график функции на этом интервале выпуклый вверх.
Для следовательно, график функции на данном интервале выпуклый вниз.
По полученным данным строим график функции:
Задание
Вариант 1
Задача. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы, построить график.
Вариант 2
Задача. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы, построить график.
Вариант 3
Задача. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы, построить график.
Вариант 4
Задача. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы, построить график
Вариант 5
Задача. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы, построить график.
Вариант 6
Задача. К источнику постоянного тока с электродвижущейся силой Е и внутренним сопротивлением подключено внешнее сопротивление . При каком мощность, выделяемая во внешней цепи, будет максимальной, если и ? Построить график мощности.
Содержание отчёта
Отчёт о проделанной работе должен содержать:
- название темы практического занятия;
- цели практического занятия;
- условие задачи;
- подробное решение задачи;
- ответ.
Контрольные вопросы
1. Что можно сказать о движении, если тело движется прямолинейно по закону S=S(t) и а) S’(t)=1; б)S’(t)=2t?
2. В чём заключается физический и геометрический смысл производной?
3. Как выяснить монотонность функции?
4. Как найти экстремумы функции?
5. Как связана сила тока с величиной заряда, протекающего по проводнику?
Литература:
1. Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика: учебное пособие – 5-е издание стер. – Ростов
Н/Д: Феникс 2014. – 380с.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М: Высшая школа, 2003 – 495с.
3. Турецкий В.Я.Математика и информатика – 3-е издание, Т 86 испр. и доп. – М: ИНФРА – М,
2000 – 560с.
4. Методическая копилка учителя математики www.metod-kopilka.ru
Практическое занятие № 10
Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.