Цель: в результате выполнения практической работы, обучающиеся должны уметь вычислять пределы функций, раскрывая неопределенности , , и используя замечательные пределы.
Пояснения к работе
Пусть функция определена в некоторой окрестности точки , кроме, быть может, самой точки . Число А называется пределом функции ƒ(x) при , если для любого сколь угодно малого ε > 0 найдется такое δ > 0, что при . Запись .
Если предел функции в точке существует, то он единственный.
Аналогично, , если при .
Функцию называют бесконечно большой при , если .
Функцию называют бесконечно малой при , если .
Если функция ƒ(x) – бесконечно малая, то функция есть бесконечно большая функция и наоборот: если функция ƒ(x) – бесконечно большая, то - бесконечно малая.
Теоремы о пределах.
Теорема 1. Пусть существуют, тогда ;
; .
Теорема 2. Предел многочлена в точке равен значению этого многочлена в точке , т. е. .
Вычислить пределы:
1. .
2. . Здесь пределы числителя и знаменателя равны 0, т. е. мы получили неопределенность . Разложим на множители числитель и знаменатель дроби. Числитель разложим на множители по формуле , где и корни уравнения . Знаменатель разложим на множители по формуле . .
3. . При числитель и знаменатель дроби – бесконечно большие функции, т. е. дана неопределенность . Раскрывают такую неопределенность делением числителя и знаменателя дроби на наибольшую степень переменной знаменателя, в данном случае на . .
Замечательные пределы позволяют раскрыть неопределенности и .
Первый замечательный предел: или .
Второй замечательный предел: или .
Вычислить пределы функций:
1. .
2. . Решение. Обозначим , тогда . Если , то , а значит .
.
3. Решение. Сделаем замену переменной, полагая , тогда при и . Следовательно, .
4. Решение. Обозначим , тогда . Если , то , а значит .
.
Здесь использовали свойство предела. «Пусть дана функция ƒ(φ(х)), причем функция ƒ - непрерывная на множестве значений функции у = φ(х), тогда ».
Задание.
Вариант 1.
Задача 1. Найдите пределы функций: а) ; б) ; в) .
Задача 2. Примените замечательные пределы для нахождения пределов функций: а) ;
б) .
Вариант 2.
Задача 1. Найдите пределы функций: а) ; б) ; в) .
Задача 2. Примените замечательные пределы для нахождения пределов функций: а) ; б) .
Вариант 3.
Задача 1. Найдите пределы функций: а) ; б) ; в) .
Задача 2. Примените замечательные пределы для нахождения пределов функций: а) ; б) .
Вариант 4.
Задача 1. Найдите пределы функций: а) ; б) ; в) .
Задача 2. Примените замечательные пределы для нахождения пределов функций: а) ; б) .
Вариант 5.
Задача 1. Найдите пределы функций: а) ; б) ; в) .
Задача 2. Примените замечательные пределы для нахождения пределов функций: а) ; б ) .
Вариант 6.
Задача 1. Найдите пределы функций: а) ; б) ; в) .
Задача 2. Примените замечательные пределы для нахождения пределов функций: а) ; б) .
Содержание отчёта
Отчёт о проделанной работе должен содержать:
- название темы практического занятия;
- цели практического занятия;
- условие задачи;
- подробное решение задачи;
- ответ.
Контрольные вопросы
1. Какая существует связь между бесконечно большой и бесконечно малой функциями?
2. Как раскрывают неопределенности ?
3. Какими теоремами о пределах вы пользовались при вычислении пределов?
4. Какие неопределенности помогают раскрыть замечательные пределы?
Литература:
1. Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика: учебное пособие – 5-е издание стер. – Ростов
Н/Д: Феникс 2014. – 380с.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М: Высшая школа, 2003 – 495с.
3. Турецкий В.Я.Математика и информатика – 3-е издание, Т 86 испр. и доп. – М: ИНФРА – М,
2000 – 560с.
4. Методическая копилка учителя математики www.metod-kopilka.ru
Практическое занятие № 8
Дата: 2019-02-19, просмотров: 262.