Показатели | МС-8п | МС-8рк | МК-8п | МК-8 |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | ||||
500С, не менее | 8,0 | 8,0 | 8,3 | 8,3 |
-400С, не более | 4000 | 5000 | 65000 | 6500 |
Температура, 0С: | ||||
- вспышки в закрытом тигле, не ниже | 145 | 145 | 135 | 140 |
- застывания, не выше | -55 | -55 | -55 | -55 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,05 | 0,15 | 0,04 | 0,04 |
Содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей | О т с у т с т в и е | |||
Термоокислительная стабильность, ч (температура, 0С) | 50 (150) | 50 (150) | 10 (175) | 10 (120) |
Показатели после окисления: | ||||
- кинематическая вязкость, мм2/с, не более, при температуре: | ||||
500 С | 10, | 11,0 | - | - |
-400 С | 5500 | 6750 | - | - |
- кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,25 |
- массовая доля осадка, нерастворимого в изооктане, %, не более | 0,15 | 0,15 | 0,10 | 0,10 |
- коррозия на пластинках, г/м2, не более: | Отсутствие | - | - | |
сталь ШХ15 | ||||
медь М1 и М2 | ±0,2 | ±0,2 | - | - |
алюминиевый сплав АК4 | Отсутствие | - | - | |
Плотность при 200С, кг/м3, не более | 875 | 900 | 885 | 885 |
Трибологические характеристики на ЧШМТ при (20±5)0С: | ||||
- критическая нагрузка, Н, не менее | 490 | 490 | - | - |
- показатель износа при осевой нагрузке 196Н, не более | 0,55 | 0,55 | - | - |
Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) – наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 1500С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. Применяют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.
Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) – рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авиационных двигателей срок защиты составляет: для масла МК-8 – 3 мес., для масла МС-8п – 1 год, для масла МС-8рк – 4-8 лет.
Температурные условия в современных двухступенчатых реактивных двигателях для дозвуковых скоростей очень жесткие. Температура повышается, особенно при выключении реактивного двигателя и прекращении циркуляции масла; это может привести к перегреву хвостового подшипника турбины. Реактивные двигатели для сверхзвуковой скорости эксплуатируются в условиях еще более высоких температур.
Наряду с обычными требованиями, которым должны отвечать масла для турбинных двигателей - нетоксичность, совместимость с каучуком, металлами, лакокрасочными покрытиями и высокая температура вспышки – они должны иметь дополнительные свойства: относительно малую вязкость даже при низких температурах и низкую температуру застывания.
При высоких скоростях сдвига и температурах, развивающихся при взлете, масла должны обеспечить удовлетворительное смазывание подшипников и редукторов и иметь достаточную вязкость и стойкость к окислению при высоких температурах. При полете на больших высотах от масел требуется низкая испаряемость и минимальна склонность к пенообразованию. После выключения двигателя требуется высокая термическая стабильность и минимально возможная склонность к образованию отложений и коррозии металлов.
Для смазки реактивных двигателей вначале успешно использовали маловязкие минеральные масла без каких-либо присадок. По мере развития авиационной техники с появлением более совершенных двигателей условия работы масел в газотурбинных двигателях ужесточились. Это привело к тому, что наряду с нефтяными маслами начали использовать масла на синтетической основе. Кроме того, в масла стали добавлять присадки различного функционального назначения, преимущественно беззольные антиокислительные и противоизносные.
Для смазки авиационных двигателей, как правило, применяют маловязкие нефтяные и синтетические масла, вязкость которых при 1000С колеблется в интервале 3-8 мм2/с (табл. 4.9).
Масло ИПМ-10 – синтетическое углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок работоспособно в интервале температур от –50 до +2000С. Применяют в теплонапряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 2000С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно использовать для недлительной консервации.
Масло ВНИИНП-50-1-4ф – синтетическое диэфирное с присадками, улучшающими противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на выходе до 1750С и в турбохолодильниках.
Масло ВНИИНП-50-1-4у – синтетическое диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок, позволяющих применять масло при температуре от –60 до 2000С с перегревом до 2250С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло ВНИИНП-50-1-4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50-1-4ф во всех соотношениях, не требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из основных в военной технике (например, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной техники.
Таблица 4.9
Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.