Анализ уголовных дел, возбужденных по преступлениям, предусмотренным ст.ст.174, 174.1 УК РФ, показал, что в большинстве случаев требовалось проведение по ним, параллельно предварительному расследованию, комплекса негласных оперативно-разыскных мероприятий, направленных, в первую очередь, на установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, как при расследовании первоначального преступления так и самой легализации преступных доходов.
При рассмотрении вопроса о значимости оперативно-разыскного сопровождения при расследовании преступлений, предусмотренных ст.ст.174, 174.1 УК РФ, считаем определить перечень задач подлежащих решению при осуществлении оперативно-разыскного сопровождения уголовных дел связанных с легализацией преступных доходов:
- установление схем и способов легализации преступных доходов;
- установление всех участников преступной группы и эпизодов их преступной деятельности;
- проверке причастности подозреваемых (обвиняемых) к совершению нераскрытых, а также латентных преступлений;
- определение роли каждого члена преступной группы, особенно организатора, лидера, подстрекателя, что позволяло обоснованно предъявить обвинение в полном объеме;
- обнаружение максимального объема вещественных доказательств, свидетельствующих о виновности подозреваемых, обвиняемых (например, изъятие бухгалтерских и иных документов отражающих следы преступления, изъятие оперативным аппаратом нелегальной переписки заключенного под стражу лица, в которой речь идет о местонахождении финансовых средств, не обнаруженных при обыске или осмотре, с целью сбора денег на подкуп должностных лиц и т. д.);
- оперативная проверка относимости к расследуемому событию различных доказательств, имеющихся в распоряжении следователя и дознавателя, особенно тех, которые были представлены подозреваемым (обвиняемым), его защитником, а также свидетелями, чья добросовестность вызывала сомнение;
- выявление намерений лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и их связей по оказанию противодействия расследованию и их нейтрализации;
- выявление новых свидетелей, ранее не известных следствию по расследуемым эпизодам преступной деятельности;
- определение оптимального времени и тактики проведения следственных действий.
В ряде случаев, как свидетельствуют результаты опроса сотрудников оперативных аппаратов, именно с момента возбуждения уголовного дела по факту легализации преступных доходов может начинаться, параллельно производству по уголовному делу, оперативная разработка, которая позволит:
- документально оформить преступные действия как привлекаемых к уголовной ответственности, так и иных лиц (например, факт дачи взятки лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, его защитником или иными заинтересованными лицами следователю, прокурору, судье, эксперту и т. д. за «решение вопроса» о прекращении уголовного преследования, изменении меры пресечения или результатов экспертизы и т. д.).
- выявить ранее неизвестного лидера преступной группы и получить в отношении него информацию, хотя и не позволяющую привлечь его к уголовной ответственности, но разглашение которой в преступной среде позволит дискредитировать его, развенчать преступный авторитет;
- установить ранее не известные преступные группы (организации, сообщества), которые не причастны к расследуемому преступлению и не попадали в поле зрения оперативных аппаратов;
- выявить новые предикатные преступления, а так же еще не известные схемы легализации;
- определить уровень коррупционных связей преступников, в том числе в системе правоохранительных органов;
- обнаружить преступно приобретенное или легализованное имущество;
- решить задачи сугубо оперативно-разыскного назначения – подобрать, проверить и привлечь к негласному содействию (сотрудничеству) лиц, попавших в поле зрения оперативного аппарата в процессе работы по уголовному делу, которые являются существенными источниками оперативно-разыскной информации о других преступлениях; осуществить оперативную комбинацию по выводу агента из длительной оперативной разработки и т. д..
Направления деятельности определенные рамками уголовного дела.
В первую очередь в их число входят:
- поиск материальных и идеальных следов преступления, которые могут быть использованы в процессе доказывания (свидетели, очевидцы преступления, предметы, вещи и документы, содержащие информацию о совершенном преступлении, которые могут являться вещественными доказательствами, и т. д.);
- установление местонахождения и последующее задержание соучастников преступления, в том числе ранее остававшихся неизвестными;
- установление прежде неизвестных фактов преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
- обеспечение сохранности и возможности использования на последующих стадиях уголовного судопроизводства полученных в процессе предварительного расследования доказательств.
Во вторую очередь, на наш взгляд, в данном блоке необходимо выделить:
- непосредственную помощь следователю в проведении следственных действий (осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте и др.);
- производство по отдельным поручениям следователя, дознавателя следственных действий:
а) требующих судебного разрешения и связанных с ограничением прав (обыск, контроль и запись переговоров, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка);
б) не требующих разрешения суда (допрос свидетеля, выемка, получение образцов для сравнительного исследования и др.);
- установление намерения лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, относительно их поведения как в целом на этапе предварительного расследования, так и в ходе каждого следственного действия с их участием;
- обеспечение защиты следователей, дознавателей, свидетелей, потерпевших и иных участников предварительного расследования со стороны обвинения от психического, физического и иного воздействия преступных структур.
Второй блок направлений охватывает более широкий спектр вопросов, преимущественно имеющих значение для интересов оперативного подразделения. В их перечень входят:
- документирование новых фактов преступной деятельности (в том числе фактов противодействия предварительному расследованию);
- предупреждение готовящихся преступлений;
- подбор, изучение и последующее привлечение различных лиц (независимо от статуса в рамках уголовного судопроизводства и причастности к нему) к конфиденциальному сотрудничеству с оперативным аппаратом, в том числе, при отсутствии ограничений, на контрактной основе;
- осуществление комбинаций по выявлению, в том числе в различных государственных структурах, лиц, поддерживающих контакты с криминальной средой, их последующее привлечение к конфиденциальному содействию либо использование таких лиц в оперативно-тактической игре с организованными преступными структурами;
- установление местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, прокуратуры, суда, уклоняющихся от отбытия наказания, лиц, без вести пропавших;
- в ряде случаев ввод (вывод) негласного сотрудника (штатного или лица, оказывающего конфиденциальное содействие) в оперативную разработку вновь выявленной организованной преступной группы и т. п.;
- изучение сферы действий организованной преступной среды с соответствующим анализом конъюнктуры рынка по сбыту оружия и взрывчатых веществ, определяющего криминальные интересы;
- разработка и осуществление комбинаций по созданию условий для проявления активности преступных сообществ, отдельных входящих в них преступных группировок под оперативным контролем с целью документирования преступной деятельности и их разгрома;
- обеспечение надлежащего функционирования учреждений лишения свободы;
- добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу военной, экономической, экологической безопасности РФ;
- поиск иной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес.
Именно осуществление оперативного сопровождения предварительного расследования, по преступлениям связанным с легализацией преступных доходов, по всем указанным направлениям оперативными подразделениями, позволит не только решить главную задачу в борьбе с такими преступлениями – привлечение к уголовной ответственности организаторов и активных участников преступных группировок и сообществ, но и в целом действенным образом повлиять на состояние преступности в стране, так как взаимосвязь терроризма, общеуголовной, экономической и наркотической преступности на сегодняшний день является очевидной.
Одним из важных условий оперативного сопровождения, на наш взгляд, является совместное планирование проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий[53], при расследовании конкретного уголовного дела связанного с легализацией преступных доходов.
Так, если установлено, что размещение легализуемых денежных средств осуществлялось под видом оплаты за якобы оказанные услуги в подконтрольные консалтинговые, аудиторские, юридические и другие подобные фирмы, то план расследования должен включать мероприятия, направленные на установление:
- преступного происхождения легализуемых денежных средств;
- фактической подконтрольности владельцу легализуемых денежных средств организаций, с использованием которых осуществлялось размещение этих средств;
- фиктивности услуг, под видом оплаты которых произведено размещение легализуемых денежных средств;
- преднамеренности действий по легализации денежных средств, как их владельца, так и других лиц, способствующих легализации на этапе размещения;
- времени и места размещения денежных средств, как первой фазы их легализации;
- суммы легализуемых денежных средств;
- обстоятельств, способствующих совершению преступления.
С этой целью в плане расследования целесообразно предусмотреть следующие вопросы подлежащие выяснению:
1) кто фактически приобрел преступным путем денежные средства и другое имущество; в результате какого преступления;
2) кто выполнял операции, направленные на легализацию преступных доходов;
3) на каких условиях (вознаграждение или другие выгоды и преимущества) осуществлялись операции для владельца преступных доходов, направленные на их легализацию;
4) в процессе или под видом каких именно операций осуществлялось размещение денежных средств;
5) какими документами подтверждается размещение денежных средств в исследуемых организациях (наименование, дата, сумма, место составления);
6) какими документами оформлено выполнение условий договоров контрактов по списанию на расходы перечисленных в процессе размещения денежных средств (наименование, дата, сумма, место составления);
7) подтверждается ли фактическое оказание этих услуг (выполнение работ);
8) какова общая сумма размещенных денежных средств;
9) какие обстоятельства способствовали размещению денежных средств именно данным способом, в данное время, в данном месте и с помощью данных лиц.
В случае расслоения легализуемых денежных средств, размещенных в подконтрольных аудиторских, бухгалтерских, юридических и иных организациях, осуществлялось посредством переводов ряду подконтрольных получателей, в том числе в оффшорных зонах, под видом расчетов за услуги, выполненные работы, проведенные исследования и тому подобное, то в плане расследования необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на установление:
- связи перечисляемых на этапе расслоения легализуемых денежных средств с денежными средствами, полученными на этапе размещения;
- фактической подконтрольности владельцу легализуемых денежных средств организаций, с использованием которых осуществлялось расслоение этих средств;
- фиктивности услуг, под видом оплаты которых произведено расслоение ранее размещенных легализуемых денежных средств;
- преднамеренности действий по легализации денежных средств лиц, способствующих легализации на этапе расслоения;
- времени и места расслоения денежных средств как второй фазы их легализации;
- общей суммы легализуемых денежных средств на этапе расслоения, в том числе по каждому из участников, способствовавших легализации на данном этапе;
- обстоятельств, способствующих расслоению исследуемым способом.
С этой целью в плане расследования целесообразно предусмотреть мероприятия проведение которых должны установить:
- источники и сумму имеющихся денежных средств на счетах в банках и в кассе у организации, в которой были размещены легализуемые денежные средства;
- куда, когда, кому, в какой сумме переведены или выданы (наличные) денежные средства;
- на основании каких документов (договоры, контракты, акты выполненных работ, счета-фактуры и др.) были списаны деньги со счетов или выданы наличными из кассы организации, в которой они размещены;
- характер взаимоотношений владельца и получателей легализуемых денежных средств на этапе расслоения (устанавливается посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий);
- фактическое выполнение договоров или контрактов, операций, указанных в актах выполненных работ, и тому подобного, под видом оплаты которых произведено расслоение легализуемых доходов;
- на какие счета в бухгалтерском учете отнесены суммы у организаций -получателей легализуемых денежных средств на этапе их расслоения;
- на основании каких документов выполнены данные учетные записи, доброкачественность этих документов (если в документах обнаружены подлоги, то необходимо установить лиц, причастных к их выполнению (это позволит получить доказательства преднамеренности операций по легализации доходов, полученных преступным путем);
- какова общая сумма денежных средств, прошедших этап расслоения, с участием каких организаций и физических лиц, за какое время;
- какие обстоятельства способствовали расслоению легализуемых денежных средств именно данным способом, в данное время и с участием данных организаций и лиц.
[1] См.: Алабердеев Р.Р., Тишков С.В. Легализация доходов, приобретенных преступным путем, как угроза экономической безопасности России. М., 2007.
[2] См.: Угрозы экономической безопасности в сфере деятельности ДЭБ МВД России: Аналитическая записка. М.. 2007.
[3] Проблемы экономической безопасности Российской Федерации: Аналитический обзор Службы внешней разведки России. - М, 2002. С. 81.
[4] В скобках указана динамика по соотношению с аналогичным периодом предыдущего года, в процентном соотношении.
[5] См.: Сведения о состоянии преступности. Статистика. Сайт МВД РФ. Интернет. http://www.mvd.ru/stats/
[6] См.: Сведения о состоянии преступности. Статистика. Сайт МВД РФ. Интернет. http://www.mvd.ru/stats/
[7] См.: Указание МВД РФ от 20.03.2008 года №1/2153. «О выполнении плана МВД РФ по реализации Стратегии России до 2020 года».
[8] См.: Консультант Плюс: Эксперт: Президент, Правительство.
[9] См.: Баранов В.М., Чупрова А.Ю. Современные тенденции противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России: теория, практика, техника гармонизации международно-правовых и национальных механизмов противодействия: Сборник статей., Ниж. Новгород, 2009. С.62.
[10] См.: Приложение №3
[11] См.: Конвенция Совета Европы и Российская Федерация. М., 2000 С. 259.
[12] В ред. Федерального закона от 07.04.2010 года № 60-ФЗ.
[13] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина). - "Питер", 2007 г. Правовая система «Гарант».
[14] См.: Ларичев В.Д., Зимин О.В., Бодров В.А Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов. М., 2008; Тюнин В.И. Проблемные аспекты ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России: теория, практика, техника гармонизации международно-правовых и национальных механизмов противодействия: Сборник статей., Ниж. Новгород, 2009. C. 371.
[15] В ред. Федерального закона от 07.04.2010 года № 60-ФЗ.
[16] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. - М., 2002. - С. 441.
[17] См.: Алиев В.М. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем / В.М. Алиев, И.Л. Третьяков // Российский следователь. - 2002. - № 5. - С. 34.
[18] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 ноября 2004 года № 23 // Российская газета. - 2004. - 7 декабря.
[19] См.: Zund A. Geldwascherei: Motive-Formen-Abwehr, in: Der schweizer Treuhandler 9/1990. S. 403-408.
[20] См.: Bernasconi P. Finanzuntenvelt. Zurich-Wiesbaden, 1986. S. 30; Bernasconi P. Presidents. Commission on Organized crime. The each connection. 1984. S. 7.
[21] См. подробнее: Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М.: Российский Юридический Издательский Дом. 1999. С. 26.
[22] Например, банковским и специализированным небанковским институтам финансово-кредитной системы, каковыми являются коммерческие и сберегательные банки, ассоциации, кредитные союзы, общества взаимного кредита, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды и т.п.
[23] См.: Алиев В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: основные направления специального предупреждения // Организационно-правовые проблемы борьбы с преступностью в регионах России: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 35-36.
[24] См.: Интернет в преступной деятельности // http: // kiev-securiti.ord. ua/box/4/91.shtml/
[25] В ст. 20 данного закона внесены изменения, предусматривающие отзыв (приостановление) лицензии кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг за неоднократное нарушение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а в ст. 26 закона внесены изменения, в соответствии с которыми регламентируется порядок доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну.
[26] В ред. Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ, см. приложение 1 к настоящему методическому пособию (с. 25).
[27] См.: П.2.1. Инструкции о порядке проведения оперативно-аналитических мероприятий подразделениями оперативно-розыскной информации криминальной милиции органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 17.06.2009 г. № 034.
[28] См.: ст.10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
[29] См.: П.2.2. Инструкции о порядке проведения оперативно-аналитических мероприятий подразделениями оперативно-розыскной информации криминальной милиции органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 17.06.2009 г. № 034.
[30] См.: ч.1 ст.140 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 15.11.2008 г. – М. : Эксмо, 2008. – С.123.
[31] См.: Приложение 3
[32] См.: П.9.5 Наставления «Об основах организации и тактики оперативно - розыскной деятельности органов внутренних дел».
[33] Далее - ФСФМ
[34] См.: Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307
[35] См.: Зимин О.В., ГребневД.Ю. Выявление и документирование... Указ. метод, .рекомендации. С. 23.
[36] См.: П.4.15 Наставления «об основах организации и тактики оперативно - разыскной деятельности органов внутренних дел».
[37] См.: П.4.16 Наставления «об основах организации и тактики оперативно - разыскной деятельности органов внутренних дел».
[38] См.: П.4.19 Наставления «об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел».
[39] См.: Положение «о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов министерства финансов РФ с генеральной прокуратурой РФ, министерством внутренних дел РФ, федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)». Утвержденное приказом МФ РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 7.12.1999 г. №89н/1033/717.
[40] См.: П.3 Инструкции по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15.03.2005 г. № 015.
[41] См.: П.4.22 Наставления «об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел».
[42] См.: П.413 Инструкции по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15.03.2005 г. № 015.
[43] См.: п. 8.2.Наставления от 10.04.2003 года.
[44] См.: О. А. Каленицкий, А. Е.Чечетин «Оперативно-технические мероприятия». Барнаул. 2004. С. 8.
[45] См.:П.22.5 Инструкции по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15.03.2005 г. № 015.
[46] См.: Наставление «об основах организации и тактики оперативно - розыскной деятельности органов внутренних дел»
[47] См.: ФЗ от 12 августа 1995 года № 144- «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст.11.
[48] См Софронов В.Н. О природе и содержании результатов оперативно-розыскной деятельности // Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе: материалы межвузовской научно-практической конференции. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008. - С. 73.
[49] См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт-Издат, 2006. - С. 374.
[50] Перечень документов указан в соответствии с ФЗ РФ № 128-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. и др. нормативными актами.
[51] См.: ФЗ РФ № 129-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. в поел. ред. Иные документы могут быть установлены Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
[52] Подробнее см.: Вехов В.Б. Особенности расследования преступлений, совершаемых с использованием средств электронно-вычислительной техники. - М., 1998; Вехов В.Б., Попова В.В., Илюшин Д.А. Тактические особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации. - Самара, 2003.
[53] См.: Положение об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений. Приказ МВД России от 26.03.2008 г. №280 дсп.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.