Использование результатов оперативно-разыскной деятельности при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                           

Наставлением МВД РФ от 22.05.1996 года[46] – определено, что проведением оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается:

- получение и проверка первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях;

- выявление лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;

- обнаружение, документирование, изъятие при необходимости и сохранение имущества, денег и иных ценностей, добытых преступным путем, сведении, документов и других предметов, которые могут иметь доказательное значение по уголовным делам;

- установление лиц, причастных к совершению преступлений, а также скрывающихся от органов дознания, следствия и суда Уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших;

- решение иных задач по достижению целей оперативно-разыскной деятельности, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности».

Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а так же использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств[47].

Исходя из анализа юридической литературы и ведомственных актов, результаты оперативно-разыскной деятельности, используемые в целях раскрытия легализации денежных средств или иного имущества, можно сгруппировать следующим образом:

- оперативно-разыскная информация полученная в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий (отражается в рапортах, справках, сводках, сообщениях конфиденциальных источников и т. п.);

- предметы и документы, полученные при  проведении оперативно- разыскных мероприятий (оформляются актами, рапортами, справками, а также сообщениями негласных сотрудников);

- фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы, произведенные в процессе опера-тивно-технических мероприятий (фиксируются на физических носителях информации: фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках и т. п.).

Определяя документальное оформление результатов оперативно-разыскной деятельности о легализации денежных средств или иного имущества сотрудники оперативных подразделений традиционно составляют два вида документов отражающих результаты оперативно-разыскной деятельности, а именно документы, которые:

- должны быть обязательно составлены и приобщены к материалам, передаваемым следователю, расследующему уголовное дело о преступлении связанном с легализацией преступных доходов;

- должны быть составлены, но их передача невозможна в силу наличия сведений, составляющих государственную тайну[48].

Анализ современного законодательства показал, что в ч.ч. 1 и 2 ст. 11 «Закона об ОРД» и в п. 4 Инструкции «о представлении результатов ОРД» определено, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

В части 1 ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Среди них перечислены заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. Исходя из анализа данного нормативного правового акта, к «иным источникам» могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью, в том числе и оперативно-разыскной деятельности[49].

Практика реализации результатов оперативно-разыскной деятельности в отношении лиц, совершивших легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, свидетельствует о том, что такие результаты целесообразно использовать при возбуждении уголовного дела, если:

- установлено первоначальное преступление, в результате которого денежным средствам или иному имуществу придается статус – преступного приобретения;

- для ст.174 УК РФ имеются сведения о заведомости преступного происхождения денежных средств или иного имущества у конкретного лица и о совершении им действий направленных на придание правомерного вида владению, распоряжению и пользованию указанным средствам;

- имеются достаточные данные, указывающие на признаки легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;

- выявлены лица, причастные к совершению названных преступлений, выяснена роль каждого из них в содеянном, их имущественное положение;

- установлены схема, способ совершения преступления связанного с легализацией денежных средств или иного имущества, нашедшие свое подтверждение в результате проведенной проверки;

- в достаточном объеме выявлены и задокументированы эпизоды преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;

- проверены данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и производстве предварительного следствия, отсутствуют обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, и (или) привлечение разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;

- определено, какие материалы, полученные в результате оперативно-разыскной деятельности, можно использовать в ходе расследования по уголовному делу.

При этом оценить оперативно-разыскную информацию соответствующие должностные лица могут, изучив материалы с приложением обзорной справки-меморандума, в которой отражаются: факты противоправной деятельности объекта (объектов) документирования; имеющиеся фактические данные по каждому установленному эпизоду противоправной деятельности с указанием источника их получения с соблюдением требований конспирации и мер по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, возможные пути и формы их использования в ходе предварительного следствия; установочные и характеризующие данные на объект (объекты) документирования, включая имущественное положение разрабатываемых (проверяемых) лиц.

Анализ практики борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем свидетельствует, что крайне редко документы, в которых отражены результаты оперативно-разыскной деятельности, на момент передачи их следователю содержат весь перечень этих сведений. Не всегда по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий имеются данные о всех соучастниках, о полной схеме совершения преступления и о всех предметах, документах отражающих следы совершения преступления и т. д.

На основании чего сделать вывод, что, в первую очередь, носителями информации о рассматриваемом преступлении являются бухгалтерские документы, которые подразделяются на:

- первичные учетные документы;

- записи на счетах бухгалтерского учета (журналы-ордера, ведомости, машинограммы);

- документы бухгалтерской отчетности, предоставляемые в налоговые органы, а именно:

- бухгалтерский баланс организации, который содержит сведения о наличии средств (внеоборотные и оборотные активы) и источников их образования, а также конечный результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток) по состоянию на отчетную дату;

- отчет о прибылях и убытках организации (финансовые результаты), который предусматривает подробный расчет полученного в отчетном периоде результата хозяйственной деятельности (прибыль или убыток);

- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами (отчет о движении денежных средств, расчет налога от фактической прибыли, расчет налога на имущество предприятия и т.д.);

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительная записка.

Несмотря на огромное значение документов, как носителей информации о рассматриваемом преступлении, о наличии признаков легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем могут также свидетельствовать следующие обстоятельства:

- отсутствие основных и иных средств для осуществления предусмотренной уставом деятельности;

- отсутствие лицензии, при указании в документах на осуществляемый вид деятельности, подлежащей лицензированию;

- несоответствие уставного капитала организации с планируемым масштабом коммерческой деятельности;

- отсутствие необходимого для осуществления предпринимательской или банковской деятельности оборудования, персонала;

- отсутствие каких-либо материалов, сырья, готовой продукции, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности;

- предоставляемые в налоговые органы документы, свидетельствующие об отсутствии за отчетный период какой-либо деятельности;

- направление финансовых средств организации не на предпринимательскую (банковскую) деятельность, а на иные нужды (значительные ссуды работникам, покупка материальных ценностей непроизводственного назначения и т.д.)

- наличие нескольких счетов в различных банках, с использованием которых денежные средства переадресовываются из одного банка в другой с последующим снятием наличных сумм.

Кроме того, при расследовании легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем в качестве доказательств могут являться такие документы, как:

- учредительные документы организации;

- документы, представляемые в регистрирующие органы[50] (подписанное лицом заявление о государственной регистрации по форме, установленной Правительством России; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством России; документ об уплате государственной пошлины и др.);

- документы, представляемые в лицензирующие органы[51] (заявление о предоставлении лицензии, копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора);

- производственные документы (приказы, распоряжения) о приеме (увольнении) на работу, договора на выполнение работ, контракты, доверенности на право представления фирмы, протоколы заседаний акционеров и т. д.);

- иные документы (акты проверок и т.д.).

Отметим, что следовая картина преступления выявляется в ходе сопоставления информации, содержащейся как в бухгалтерских, так и других перечисленных документах путем выявления несоответствия отраженных в них сведений. В таких случаях важно определить связь звеньев в системе: «документ, -отраженный в нем факт, - исполнитель документа».

В последнее время практически во всех организациях сведения о финансово-хозяйственной деятельности содержатся в памяти персональных компьютеров или хранятся на магнитных носителях. В таких ситуациях, когда преступниками используется компьютер как средство совершения преступления, типичными следами при расследовании легализации денежных средств или иного имущества будут являться [52]:

-  машинные носители информации (магнитные диски, оптические и магнитооптические диски, интегральные микросхемы и т.д.);

-  следы фальсификации первичных документов, отражающих движение машинных носителей информации (МНИ) и документированной компьютерной информации;

-  следы пальцев рук на средствах вычислительной техники (СВТ), клавиатуре, охранных и сигнальных устройствах;

-  уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации определенного вида;

-  несанкционированное изменение структуры расположения файлов;

-появление на машинном носителе новой информации, происхождение которой неизвестно;

-расхождение контрольных данных, отраженных в журнале оператора (администратора сети) ЭВМ, с фактическими, реально находящимися в ЭВМ, системе ЭВМ, их сети или на отдельном МНИ;

-журналы учета сбойных ситуаций вычислительной техники (журналы ведутся и в банке, и в организации, обслуживающей вычислительный центр банка);

-протоколы вечернего решения, в которых зафиксированы действия оператора по обработке информации после операционного дня;

-журналы рабочего времени компьютерных систем;

-данные учета технических неисправностей компьютера и др.

При подготовке к совершению конкретного преступления преступники ставят задачу исключения или минимального оставления следов правонарушения, нейтрализации их носителей, создания условий, препятствующих своевременному реагированию на них правоохранительных органов. С целью сокрытия преступления и лиц, его совершивших, как правило уничтожаются уличающие преступников документы, создаются условия, препятствующие обнаружению мест, где совершены противоправные действия, уничтожаются оставленные преступниками следы, продумываются иные действия по осложнению работы оперативных подразделений и органов предварительного расследования.

Важно отметить, что с целью сокрытия следов преступной деятельности заинтересованные лица либо намеренно приводят в негодность определенные документы, в т.ч. путем инсценирования несчастных случаев (пожаров, затоплений и пр.), либо аннулируют их на законных основаниях в связи с истечением сроков хранения документов.

Учитывая это, следственным и оперативным работникам в таких случаях необходимо руководствоваться «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н и рядом других нормативных актов, регламентирующих порядок ведения документооборота.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.