Наставлением МВД РФ от 22.05.1996 года[46] – определено, что проведением оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается:
- получение и проверка первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях;
- выявление лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;
- обнаружение, документирование, изъятие при необходимости и сохранение имущества, денег и иных ценностей, добытых преступным путем, сведении, документов и других предметов, которые могут иметь доказательное значение по уголовным делам;
- установление лиц, причастных к совершению преступлений, а также скрывающихся от органов дознания, следствия и суда Уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших;
- решение иных задач по достижению целей оперативно-разыскной деятельности, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности».
Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а так же использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств[47].
Исходя из анализа юридической литературы и ведомственных актов, результаты оперативно-разыскной деятельности, используемые в целях раскрытия легализации денежных средств или иного имущества, можно сгруппировать следующим образом:
- оперативно-разыскная информация полученная в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий (отражается в рапортах, справках, сводках, сообщениях конфиденциальных источников и т. п.);
- предметы и документы, полученные при проведении оперативно- разыскных мероприятий (оформляются актами, рапортами, справками, а также сообщениями негласных сотрудников);
- фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы, произведенные в процессе опера-тивно-технических мероприятий (фиксируются на физических носителях информации: фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках и т. п.).
Определяя документальное оформление результатов оперативно-разыскной деятельности о легализации денежных средств или иного имущества сотрудники оперативных подразделений традиционно составляют два вида документов отражающих результаты оперативно-разыскной деятельности, а именно документы, которые:
- должны быть обязательно составлены и приобщены к материалам, передаваемым следователю, расследующему уголовное дело о преступлении связанном с легализацией преступных доходов;
- должны быть составлены, но их передача невозможна в силу наличия сведений, составляющих государственную тайну[48].
Анализ современного законодательства показал, что в ч.ч. 1 и 2 ст. 11 «Закона об ОРД» и в п. 4 Инструкции «о представлении результатов ОРД» определено, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
В части 1 ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Среди них перечислены заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. Исходя из анализа данного нормативного правового акта, к «иным источникам» могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью, в том числе и оперативно-разыскной деятельности[49].
Практика реализации результатов оперативно-разыскной деятельности в отношении лиц, совершивших легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, свидетельствует о том, что такие результаты целесообразно использовать при возбуждении уголовного дела, если:
- установлено первоначальное преступление, в результате которого денежным средствам или иному имуществу придается статус – преступного приобретения;
- для ст.174 УК РФ имеются сведения о заведомости преступного происхождения денежных средств или иного имущества у конкретного лица и о совершении им действий направленных на придание правомерного вида владению, распоряжению и пользованию указанным средствам;
- имеются достаточные данные, указывающие на признаки легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;
- выявлены лица, причастные к совершению названных преступлений, выяснена роль каждого из них в содеянном, их имущественное положение;
- установлены схема, способ совершения преступления связанного с легализацией денежных средств или иного имущества, нашедшие свое подтверждение в результате проведенной проверки;
- в достаточном объеме выявлены и задокументированы эпизоды преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;
- проверены данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и производстве предварительного следствия, отсутствуют обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, и (или) привлечение разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;
- определено, какие материалы, полученные в результате оперативно-разыскной деятельности, можно использовать в ходе расследования по уголовному делу.
При этом оценить оперативно-разыскную информацию соответствующие должностные лица могут, изучив материалы с приложением обзорной справки-меморандума, в которой отражаются: факты противоправной деятельности объекта (объектов) документирования; имеющиеся фактические данные по каждому установленному эпизоду противоправной деятельности с указанием источника их получения с соблюдением требований конспирации и мер по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, возможные пути и формы их использования в ходе предварительного следствия; установочные и характеризующие данные на объект (объекты) документирования, включая имущественное положение разрабатываемых (проверяемых) лиц.
Анализ практики борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем свидетельствует, что крайне редко документы, в которых отражены результаты оперативно-разыскной деятельности, на момент передачи их следователю содержат весь перечень этих сведений. Не всегда по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий имеются данные о всех соучастниках, о полной схеме совершения преступления и о всех предметах, документах отражающих следы совершения преступления и т. д.
На основании чего сделать вывод, что, в первую очередь, носителями информации о рассматриваемом преступлении являются бухгалтерские документы, которые подразделяются на:
- первичные учетные документы;
- записи на счетах бухгалтерского учета (журналы-ордера, ведомости, машинограммы);
- документы бухгалтерской отчетности, предоставляемые в налоговые органы, а именно:
- бухгалтерский баланс организации, который содержит сведения о наличии средств (внеоборотные и оборотные активы) и источников их образования, а также конечный результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток) по состоянию на отчетную дату;
- отчет о прибылях и убытках организации (финансовые результаты), который предусматривает подробный расчет полученного в отчетном периоде результата хозяйственной деятельности (прибыль или убыток);
- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами (отчет о движении денежных средств, расчет налога от фактической прибыли, расчет налога на имущество предприятия и т.д.);
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительная записка.
Несмотря на огромное значение документов, как носителей информации о рассматриваемом преступлении, о наличии признаков легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем могут также свидетельствовать следующие обстоятельства:
- отсутствие основных и иных средств для осуществления предусмотренной уставом деятельности;
- отсутствие лицензии, при указании в документах на осуществляемый вид деятельности, подлежащей лицензированию;
- несоответствие уставного капитала организации с планируемым масштабом коммерческой деятельности;
- отсутствие необходимого для осуществления предпринимательской или банковской деятельности оборудования, персонала;
- отсутствие каких-либо материалов, сырья, готовой продукции, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности;
- предоставляемые в налоговые органы документы, свидетельствующие об отсутствии за отчетный период какой-либо деятельности;
- направление финансовых средств организации не на предпринимательскую (банковскую) деятельность, а на иные нужды (значительные ссуды работникам, покупка материальных ценностей непроизводственного назначения и т.д.)
- наличие нескольких счетов в различных банках, с использованием которых денежные средства переадресовываются из одного банка в другой с последующим снятием наличных сумм.
Кроме того, при расследовании легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем в качестве доказательств могут являться такие документы, как:
- учредительные документы организации;
- документы, представляемые в регистрирующие органы[50] (подписанное лицом заявление о государственной регистрации по форме, установленной Правительством России; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством России; документ об уплате государственной пошлины и др.);
- документы, представляемые в лицензирующие органы[51] (заявление о предоставлении лицензии, копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора);
- производственные документы (приказы, распоряжения) о приеме (увольнении) на работу, договора на выполнение работ, контракты, доверенности на право представления фирмы, протоколы заседаний акционеров и т. д.);
- иные документы (акты проверок и т.д.).
Отметим, что следовая картина преступления выявляется в ходе сопоставления информации, содержащейся как в бухгалтерских, так и других перечисленных документах путем выявления несоответствия отраженных в них сведений. В таких случаях важно определить связь звеньев в системе: «документ, -отраженный в нем факт, - исполнитель документа».
В последнее время практически во всех организациях сведения о финансово-хозяйственной деятельности содержатся в памяти персональных компьютеров или хранятся на магнитных носителях. В таких ситуациях, когда преступниками используется компьютер как средство совершения преступления, типичными следами при расследовании легализации денежных средств или иного имущества будут являться [52]:
- машинные носители информации (магнитные диски, оптические и магнитооптические диски, интегральные микросхемы и т.д.);
- следы фальсификации первичных документов, отражающих движение машинных носителей информации (МНИ) и документированной компьютерной информации;
- следы пальцев рук на средствах вычислительной техники (СВТ), клавиатуре, охранных и сигнальных устройствах;
- уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации определенного вида;
- несанкционированное изменение структуры расположения файлов;
-появление на машинном носителе новой информации, происхождение которой неизвестно;
-расхождение контрольных данных, отраженных в журнале оператора (администратора сети) ЭВМ, с фактическими, реально находящимися в ЭВМ, системе ЭВМ, их сети или на отдельном МНИ;
-журналы учета сбойных ситуаций вычислительной техники (журналы ведутся и в банке, и в организации, обслуживающей вычислительный центр банка);
-протоколы вечернего решения, в которых зафиксированы действия оператора по обработке информации после операционного дня;
-журналы рабочего времени компьютерных систем;
-данные учета технических неисправностей компьютера и др.
При подготовке к совершению конкретного преступления преступники ставят задачу исключения или минимального оставления следов правонарушения, нейтрализации их носителей, создания условий, препятствующих своевременному реагированию на них правоохранительных органов. С целью сокрытия преступления и лиц, его совершивших, как правило уничтожаются уличающие преступников документы, создаются условия, препятствующие обнаружению мест, где совершены противоправные действия, уничтожаются оставленные преступниками следы, продумываются иные действия по осложнению работы оперативных подразделений и органов предварительного расследования.
Важно отметить, что с целью сокрытия следов преступной деятельности заинтересованные лица либо намеренно приводят в негодность определенные документы, в т.ч. путем инсценирования несчастных случаев (пожаров, затоплений и пр.), либо аннулируют их на законных основаниях в связи с истечением сроков хранения документов.
Учитывая это, следственным и оперативным работникам в таких случаях необходимо руководствоваться «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н и рядом других нормативных актов, регламентирующих порядок ведения документооборота.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.