Инициативные источники организаций, осуществляющих сбор информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Информация о подозрительных сделках поступает из средств массовой информации;

2. Информация о совершении подозрительных сделок поступает по инициативе Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) [33] – ФСФМ[34] относится к числу федеральных органов исполнительной власти, основными функциями которой являются:

- противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- координация деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, включенных в государственную систему противодействия легализации;

- сбор и анализ информации, указывающей на возможность легализации преступных доходов юридическими или физическими лицами, поступающей от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, ФСФМ направляет в правоохранительные органы инициативные материалы, а по запросам правоохранительных органов информацию о таких сделках и операциях.

В указанных целях может использоваться формируемая в ФСФМ федеральная база данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем[35].

При составлении запросов в ФСФМ целесообразно учитывать следующие условия:

1. Целью запроса является получение информации о сомнительных операциях с денежными средствами или иным имуществом, осуществленных указанными физическими и юридическими лицами.

2. При указании физических и юридических лиц необходимо при­водить полные перечни их идентификационных данных, а именно:

2.1. по физическим лицам: фамилия, имя, отчество (полностью);

- данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;   

- ИНН (при его наличии);

- адрес места жительства или места пребывания;

2.2. по юридическим лицам:

- наименование;

- ИНН;

- банковские и иные реквизиты;

- регистрационный номер; место регистрации;

- адрес места нахождения.

3. Стоимостное выражение операции с денежными средствами или иным имуществом, совершенной указанными физическими или юридическими лицами, в отношении которых имеются основания полагать об их причастности к легализации доходов, полученных преступным путем, должно равняться или превышать 600 000 рублей.

4. Период времени, за который запрашивается информация, должен исчисляться с 1 февраля 2002 г. в связи с тем, что ФСФМ располагает информацией в отношении операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, совершенных после указанной даты.

5. Направляемый запрос должен иметь гриф «для служебного пользования», но при этом не содержать каких либо ссылок на лиц, оказывающих конфиденциальное содействие ОВД, дела оперативного учета и иные сведения, относящиеся к результатам оперативно-разыскной деятельности.

ФСФМ является подразделением финансовой разведки (ПФР), деятельность которого осуществляется в режиме обеспечения банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Поэтому сотрудникам оперативных подразделений и следователям при взаимодействии с ФСФМ и его территориальными подразделениями необходимо учитывать следующее:

1) материалы и сведения ПФР (копии документов о подозрительных финансовых операциях и иных сделках, справки, схемы и т.д.) носят конфиденциальный характер, а поэтому их проверка должна осуществляться оперативно-розыскным путем, как правило, в рамках производства по делам оперативного учета;

2) по запросам правоохранительных органов ФСФМ может осуществлять мероприятия по выявлению на территории Российской Федерации денежных вкладов (банковских счетов) фигурантов дел оперативного учета, подозреваемых и обвиняемых (в том числе юридических лиц) по уголовным делам о корыстных преступлениях, а также осуществляемых ими подозрительных финансовых операций и иных сделок;

3) ФСФМ имеет тесные связи с ПФР иностранных государств, через которые может выявлять подозрительные финансовые операции и иные сделки с денежными средствами и имуществом, совершенные за рубежом российскими гражданами;

4) легализация в уголовных делах материалов и сведений ПФР должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», при этом без указания легализовавшим их органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, источника получения данных материалов и сведений;

5) материалы и сведения ПФР имеют также ориентирующий характер и могут быть использованы для планирования розыскных мероприятий и следственных действий, в том числе по изъятию конкретных оригиналов банковских и иных документов, имеющих доказательственное значение, наложения ареста на денежные вклады и имущество, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

6) не следует привлекать должностных лиц ПФР для производства следственных действий по уголовным делам о преступлениях, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Однако консультативная помощь этих должностных лиц может иметь существенное значение в процессе оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что одной из эффективных форм выявления и документирования преступной деятельности связанной с легализацией преступных доходов, является постоянное взаимодействие с ФСФМ России на основе получения различной информации, представляющей оперативный интерес.

   При проведении оперативно-разыскных мероприятий необходимо устанавливать следующие сведения:

1. Гласным путем:

- организационно-правовая форма объекта, при этом необходимо истребовать учредительные и регистрационные документы;

- сведения о принадлежности помещений, законности расположения в них той или иной организации, при этом необходимо истребовать документы подтверждающие наличие права занимать данное помещение;

- сведения о пользовании земельным участком; законности возведения капитальных и временных сооружений; подключения к коммуникациям;

- наличие у субъекта лицензии либо иного разрешения дающего право на осуществление лицензированной или иной деятельности, требующей специального разрешения;

- сведения о структурных подразделениях и всех лицах осуществляющих деятельность от конкретной организации, при этом необходимо истребовать штатное расписание, подвергать анализу реестр договоров и иных соглашений;

- сведения о лицах, выполняющих административно-управленческие функции;

- перечень основных юридических лиц, являющихся контрагентами юридического лица;

- наличие телекоммуникационных и компьютерных сетей, в том числе обеспечивающих функционирование электронных платежных систем;

- использование при расчетах с контрагентами электронной подписи и системы «клиент-банк»;

- наличие видео-аудиоконтроля на объектах и сохранение его результатов на электронных носителях;

- наличие службы экономической безопасности на объектах оперативного интереса, а также возможность взаимодействия или противодействия с их стороны;

- сведения о наличии счетов в банках, при этом с указанием категории счета, номера и банка предоставившего счет;

- сведения о наличии международных отношений;

-факты привлечения и легальность использования иностранных специалистов;

- сведения о форме ведения бухгалтерского и иных учетов документооборота, при этом необходимо установить срок хранения таких документов или электронных носителей;

- сведения о наличии лицензированного обеспечения электронно-программного обеспечения;

- данные о суммах уплачиваемых арендных платежей, не включаемых в отчетные документы, и прочее.

- сведения о проведенных аудиторских, инвентаризационных и ревизионных проверках (с указанием объекта проверки, организации или лиц их осуществлявших), их причины и результаты;

2. Негласным путем:

- сведения о постоянных контактах должностных лиц государственных органов указанных органов с предпринимателями и администрацией юридического лица;

- сведения о взаиморасчетах организации с иными объектами и физическими лицами, о криминальном прошлом которых имеется информация;

- сведения о круге общения руководителей, иных лиц выполняющих административно-распорядительные функции и материально-ответственных лиц;

- установления наличия информации объекте, работниках и иных организациях имеющих взаиморасчеты с данной организацией;

- сведения о контактах работников организации с организованными преступными группировками;

- контроль со стороны ОГ и ПС (этническая принадлежность, количество участников, контакты с другими организованными преступными структурами и т.д.);

- наличие конфликтной ситуации между ОГ, действующими в сфере оперативного интереса (с учетом региональной ситуации);

- факты противоправных действий, не ставшие известными правоохранительным органам;

- информация о лицах, с высокой степенью вероятности могущих совершить противоправные операции по легализации преступных доходов (установочные данные, адреса проживания, информация о принадлежащем или используемом ими транспорте, телефоны, их преступные связи и т.п.).

В результате проведенного исследования нами были установлено, что с целью выявления преступлений, связанных с легализацией преступных доходов оперативными сотрудниками, наиболее часто проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия:

- опрос;

- наведение справок;

- исследование предметов и документов;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств ;

- прослушивание телефонных переговоров.

Более часто встречающимся оперативно-разыскным мероприятием при выявлении рассматриваемых преступлений является опрос[36], который производится в целях сбора информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения с лицом (лицами) осведомленными о фактах совершения преступлений связанных с легализацией преступных доходов.

При выявлении легализации преступных доходов, опросу подвергаются следующие категории лиц:

1. Лица, совершившие предикатные преступления и легализующие (легализовавшие) приобретенные преступным путем денежные средства или иное имущество.

2. Лица, совершившие предикатные преступления и передавшие для легализации, полученные преступные денежные средства или иное имущество иным лицам для придания им правомерного вида;

3. Лица, не причастные к совершению предикатного преступления и получившие денежные средства или иное имущество для осуществления сделок или иных финансовых операций, при этом им не известно о их преступном происхождении (материально-ответственные лица организаций, сотрудники кредитных учреждений и т.д.);

4. Лица, не причастные к совершению предикатных преступлений, но которым известно о преступном происхождении денежных средств или иного имущества и совершении фактов легализации преступных доходов, из иных источников:

4.1. Лица, которым стало известно о легализации денежных средств или иного имущества при исполнении своих служебных обязанностей, обязательств (работники ФСФМ, сотрудники правоохранительных органов, агенты и т.д.);

4.2. Получившие сведения по заданию оперативного работника (лица оказывающие содействие оперативным подразделениям на гласной и не гласной основе);

4.3. Лица, входящие в круг общения лиц причастных к совершению данных преступлений;

5. Лица, не причастные к совершению предикатного преступления, но получившие денежные средства или иное имущество, заведомо для них добытые преступным путем, с целью придания им правомерного происхождения:

5.1. Лица, получившие денежные средства или иное имущество для придания им правомерного вида, за определенное вознаграждение или по иным мотивам, с последующим их возвратом;

5.2. Лица, получившие денежные средства или иное имущество в целях использования их в предпринимательской или иной экономической деятельности;

Результаты опроса в зависимости от его вида, характера полученных сведений и отношения к ним опрашиваемого фиксируются в заявлении или объяснении опрашиваемого либо в справке сотрудника оперативного подразделения. При этом могут использоваться видео- и звукозапись, иные специальные технические средства.

При наведении справок[37], по фактам выявления и документирования легализации преступных доходов, сотрудниками оперативных подразделений производится сбор информации путем:

- направления запросов не секретного характера в государственные органы (в том числе правоохранительные), иные организации, учреждения не зависимо от форм собственности, имеющих информационные системы, которые могут обеспечить решение задач оперативно-разыскной деятельности;

- направление запросов секретного характера в центр оперативно-разыскной информации;

- направление заданий для производства оперативно-посковых и оперативно-технических мероприятий в соответствующие оперативные подразделения;

При выявлении и документировании легализации преступных доходов необходимо истребовать следующие виды документов:

- документы, отражающие законодательные, нормативно-распорядительные положения, регламентирующие деятельность организации (фирмы) государственной или негосударственной собственности;

- учредительные документы (устав, учредительный договор, протоколы собраний учредителей за интересующий период, регистрационное свидетельство, лицензия на осуществление определенных видов деятельности);

- бухгалтерско-учетные документы (первичные учетные документы, Главная книга или оборотный баланс, журналы, ордера, ведомости, регистр, инвентаризационные описи, отчеты, другие учетные документы);

- документы органов государственного контроля, на которые возложена обязанность по обеспечению законности деятельности контролируемых организаций (территориальные органы, структурные органы Рострудинспекции, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Федеральная служба по экспортному и валютному контролю и др.).

- документы отражающие проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности за период 5-ти лет (акты инвентаризаций, документальных ревизий, аудиторских проверок);

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой, рапортом, агентурными и иными сообщениями с приложением полученных при наведении справок оригиналов документов или ксеро-, фото- и зафиксированных иным способом их копий.

При необходимости решения научных, технических и иных вопросов требующих специальные познания, оперативные подразделения имеют право на производство такого оперативно-разыскного мероприятия как исследование предметов и документов, проводимое оперативными с привлечением специалистов, из интересующих областей знаний по предметам, веществам, документам в том числе образцам и иным носителям информации[38]. Исследование проводится по письменному требованию руководителя правоохранительного органа экспертно-криминалистическими подразделениями и научно-исследовательскими учреждениями системы МВД России, других министерств и ведомств. Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими[39].

Аудиторская проверка или ревизия проводятся по возможности во всех организациях, принимавших участие в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.

При формировании программы аудиторской проверки или ревизии необходимо принимать во внимание способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, поскольку они оказывают непосредственное влияние на характер проверяемых вопросов и перечень источников информации, по которым проводится аудиторская проверка или ревизия.

Так, при назначении аудиторской, ревизионной, а так же проведения иных документальных проверок при выявлении легализации криминальных доходов необходимо выяснять следующее:

1. Источники денежных средств, поступивших на счета в банках и в кассу организации, с начального момента преступной деятельности, от которой получены эти доходы;

2. Сведения о приходе финансовых средств или иного имущества, с определением конкретных документов;

3. Сведения о фактах и порядке расхода денежных средств и отчуждения имущества;

4. Сведения об осуществлении действий, с целью или на основании которых направлялись финансовые средства или иное имущество (договоры, контракты, счета, счета-фактуры и т. п.);

5. Проверить правильность и обоснованность отражения указанных выше операций на счетах бухгалтерского учета у плательщика и получателей денежных средств;

6. Сведения о встречных проверках взаиморасчетов между плательщиком и получателями денежных средств, с целью выявления расхождений между суммами перечисленных (выплаченных) денежных средств, плательщиком и зачисленных (полученных) денежных средств их получателями;

7. Последующее движение преступных доходов с отражением полного документального оформления;

При установлении источников данной информации они подлежат немедленному истребованию (изъятию и т. д).

Вышеизложенный перечень вопросов, включаемых в программу аудиторской проверки или ревизии, является примерным и может меняться в зависимости от конкретной ситуации, а также от конкретного способа легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Материалы, находящиеся в распоряжении оперативных сотрудников, часто имеют цифровую форму. Информация размещена либо на дискете, либо на жестком диске системного блока, изъятого в ходе проведения ОРМ компьютера. Для того, чтобы не уничтожить имеющиеся материалы и преобразовать их в доступную для изучения и анализа бумажную форму, часто требуется помощь сведущего лица. Специалисты в области компьютерных технологий, состоящие на службе в подразделениях ФСБ России, могут оказывать помощь в восстановлении уничтоженных массивов информации с магнитоносителей или компьютерных блоков памяти.

Результаты исследования предметов, веществ и документов специалистами из числа лиц, привлеченных к содействию на контрактной основе, оформляются актом исследования (ревизии, проверки), который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению акта экспертизы, без внесения в него сведений об оперативно-разыскной деятельности, составляющих государственную тайну[40].

В целях изучения (исследования) объектов, в том числе с использованием специальных технических и иных средств, с целью получения информации, имеющей значение для решения задач оперативно-разыскной деятельности сотрудники оперативных подразделений имеют право осуществлять обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр)[41]. Оперативный осмотр проводится гласно и негласно, с зашифровкой и без зашифровки цели, а также с использованием при необходимости оперативных комбинаций, при этом наличие законных оснований, на проведение данного ОРМ, определяется сотрудником оперативного подразделения самостоятельно, кроме случаев проникновение в жилище (без ведома проживающих в нем лиц).

Результаты обследования помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств оформляются:

- при проведении непосредственно сотрудником оперативного подразделения – справкой или рапортом;

- при использовании возможностей оперативно-поисковых подразделений и подразделений оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел – сводками, справками и другими физическими носителями информации;

- при проведении обследования лицами, оказывающими конфиденциальное содействие – агентурными и иными сообщениями;

- при проведении гласного обследования с участием других лиц и специалистов – актом обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола осмотра места происшествия, или актом, форма которого установлена для ведомства (службы), под видом которого проводилось зашифрованное обследование.

При проведении такого оперативно-разыскного мероприятия, сотрудникам оперативных подразделений целесообразно применять секретные видео-, кино- и фотосьемки, с разрешения руководителя органа внутренних дел при наличии утвержденного в установленном порядке сценария (сценарного плана)[42]. К сопровождению оперативно-разыскного мероприятия целесообразно привлекать сотрудников оперативно-технических мероприятий для качественной фиксации результатов обследования.

При необходимости осуществления негласного контроля разговоров, ведущихся по проводным и защищенным каналам телефонной связи в целях получения и фиксации информации, имеющей значение для выявления и документирования преступлений, в том числе и легализации денежных средств или иного имущества сотрудники оперативных подразделений имеют право проводить прослушивание телефонных переговоров[43], по каналам городской, междугородней и международной телефонной, а также сотовой связи, которое может осуществляться на основании соответствующего судебного решения.. Прослушивание телефонных переговоров проводится:

- на стационарной аппаратуре предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги телефонной связи;

- путем непосредственного подключения к телефонным аппаратам иных объектов;

- путем подключения к иным линиям телефонной связи (вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи и телефонных аппаратов).

Для проведения прослушивания телефонных переговоров в подразделение оперативно-технических мероприятий или оперативное подразделение радиоэлектронной безопасности направляется задание, в котором указываются: установочные данные контролируемого объекта и перечень вопросов, подлежащих выяснению и разрешению (установление содержания, телефонных переговоров, осуществление аудиозаписи, необходимость их прерывания и т. д.). К заданию прилагается соответствующее судебное решение, которое по окончании мероприятия возвращается его инициатору.

В случае возникновение угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-разыскной деятельности, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. Данное мероприятие может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости лиц, оказывающих ему содействие на добровольной основе.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД прослушивание телефонных переговоров, связанное с подключением к стационарной аппаратуре операторов связи, проводится только оперативно-техническими подразделениями Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прослушивание телефонных переговоров может производиться и без подключения к стационарной аппаратуре, в частности с использованием параллельного телефонного аппарата Субъектом такого прослушивания может выступать оперативный работник - инициатор мероприятия или негласный сотрудник[44].

По результатам данного прослушивания составляется рапорт или акт прослушивания телефонных переговоров, с приложением произведенной их аудиозаписи, если таковая велась. При этом недопустимо снимать копии с таких носителей информации, составляющих государственную тайну на не учтенные в режимно-секретном подразделении носителях информации[45].

Практика проведения прослушивания телефонных переговоров, при разработке лиц причастных к легализации преступных доходов показывает, что существуют причины влияющие на эффективность данного мероприятия:

- большинство телефонных переговоров, проводимых руководителями банков (крупных коммерческих предприятий, вертикально интегрированных компаний и финансово-промышленных групп), носящих конфиденциальный характер, осуществляются по телефонам спутниковой связи, телефонные номера которых хранятся в тайне, или по сотовым телефонам с периодически меняющимися номерами и системами;

- в целях недопущения утечки информации фигуранты не ведут разговоров по телефонной связи, а обсуждают вопросы преступной деятельности при встрече, при этом без наличия, при себе телефонных аппаратов сотовой связи.

- банковские учреждения, как правило, имеют в своем распоряжении мини-АТС, оснащенные оптико-волокнистым кабелем, что создает большие трудности в проведении оперативно-технических мероприятий.

С учетом имеющегося опыта целесообразно проводить прослушивание телефонных переговоров создавая при этом, сотрудниками оперативного подразделения, ситуации которая могла бы вывести из равновесия разрабатываемых лиц и спровоцировать их на необходимость срочной связи, в целях обмена информацией по телефонной связи с иными лицами связи по вопросам, представляющим оперативный интерес.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 205.