Правовые основы деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовой механизм противодействия легализации преступных доходов в России закреплен в ряде нормативно-правовых актов, а именно: в Федеральном законе от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[25]; Законе Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»; Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Уголовном и Уголовно-процессуальном, а также Гражданском и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации, содержащих основные правовые нормы, направленные на пресечение деятельности по легализации преступных доходов и предусматривающих жесткие карательные санкции за совершение этих противоправных деяний; Указе Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»; инструкции Банка России от 12.02.99 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства», а также в других законах и подзаконных актах, создающих правовые фильтры на пути легализации преступных доходов.

Одним из основных инструментов борьбы с указанными противоправными деяниями является вступивший в силу 01.02.2002 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[26]. В ст. 3 указанного Федерального закона содержится определение понятия «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» (то есть придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Принятие вышеуказанного Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ привело к изменению редакции ст. 174 УК РФ. Так, Федеральным законом от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» изменена редакция ст. 174 УК РФ, а также введена новая норма – ст. 174¹ УК РФ. Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» редакция указанных статей изменена: исключен порог наступления уголовной ответственности, которым являлся крупный размер финансовых операций и сделок с легализуемым имуществом (в новой редакции крупный размер предусмотрен в качестве квалифицирующего обстоятельства и законодателем определена его сумма, превышающая 1 млн. руб.); исключен такой квалифицирующий признак, как неоднократность совершения этих деяний; расширен список исключений из числа предикатных преступлений – ст. 1991 (неисполнение обязанностей налогового агента) и 1992 (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов).

К другим источникам, ориентирующим правоохранительные органы в борьбе с данными видами преступлений, следует отнести также:

- постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» (отдельные его положения будут раскрыты далее в пособии);

- приказ Генерального прокурора РФ от 27.07.2005 № 26 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

К правовым основам оперативных подразделений по выявлению легализации преступных доходов, содержащимся в нормативных правовых актах министерств и ведомств можно отнести следующие документы:

- наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 09 июля 2007 г. № 612дсп. Наставлением определяется порядок формирования и ведения (сбор, обработка, хранение и предоставление информации) централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации. Наставлением определяются централизованные оперативно-справочные учеты, состоящие из пофамильного и дактилоскопического учетов. В п. 7 перечислены объекты оперативно-справочных учетов, к которым относятся граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане. В п. 14 определяется порядок исполнения запросов оперативных подразделений. Разделом 3 определены порядок ведения и использования централизованных криминалистических и разыскных учетов, в том числе и автоматизированных;

- приказ МВД РФ от 3 марта 2010 г. «Об утверждении Порядка исключений из ограничений запретов и обязанностей, препятствующих проведению оперативно-разыскных мероприятий», которым руководителям территориальных органов МВД России, предоставляется право на установление исключений из ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, препятствующих проведению следующих оперативно-разыскных мероприятий: проверочная закупка, контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, оперативный эксперимент, оперативное внедрение;

- инструкция по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 марта 2005 г. № 015, определяющая правила направленные на сохранность сведений, составляющих государственную тайну и формы учетной документации используемой при осуществлении оперативно-разыскной деятельности оперативными подразделениями;

- инструкция о порядке проведения оперативно-аналитических мероприятий подразделениями оперативно-разыскной информации криминальной милиции органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 17 июня 2009 г. № 034. Инструкцией определяются основания и условия проведения оперативно-аналитических мероприятий подразделениями оперативно-разыскной информации. Так же определены порядок и условия направления запросов и заданий оперативными подразделениями при необходимости осуществления таких мероприятий.

- приказ МВД России от 6 октября 2008 г. № 070 «Об утверждении временных правил обеспечения информационной безопасности единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», устанавливающие правила применения и систем защиты информации, составляющей государственную тайну;

- инструкция о порядке регистрации и учета органами внутренних дел агентурного аппарата, личных и рабочих дел агентов, личных дел резидентов и содержателей явочных помещений, дел доверенных лиц, дел оперативного учета от 14 июня 2000 г., регламентирующая правила ведения оперативного учета, механизм взаимодействия оперативных подразделений, организацию работы сотрудников оперативных подразделений и порядок осуществления контроля за учетно-регистрационной деятельностью оперативных подразделений органов внутренних дел при осуществлении оперативно-разыскной деятельности;

- наставление об основах организации и тактики оперативно - разыскной деятельности органов внутренних дел от 1 января 1997 г. Наставление определяет понятия оперативно-разыскных мероприятий, регламентирует порядок и условия проведения оперативно-разыскных мероприятий, ведения дел оперативного учета и конфиденциального содействия оперативным подразделениям;

- приказы: МФ РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 7.12.1999 года №89н/1033/717 об утверждении положения «о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов министерства финансов РФ с генеральной прокуратурой РФ, министерством внутренних дел РФ, федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)», которое определяет порядок и условия осуществления документальных ревизий и иных проверок. При этом необходимым условием организации контрольных мероприятий является постоянное взаимодействие правоохранительных и контрольно – ревизионных органов путем взаимного информирования по фактам нарушений выявленных в сфере экономики;

- приказ МВД России от 26.03.2008 г. № 280 дсп об утверждении положения «об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений», который определяет задачи, принципы и условия взаимодействия подразделений ОВД, порядок планирования и создания следственных и следственно-оперативных групп в целях эффективного раскрытия и расследования преступлений.

- приказы: МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 года №368/185/164/481/32/184/97/147 утвердившие инструкцию «О порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Данная инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно разыскную деятельность результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

- выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве. - выполнения указаний прокурора о проведении ОРМ;

- исполнения требований суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД может также применяться при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

 

 

Глава 2 Особенности деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и использованию результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании.

Отдельные оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление и документирование преступной деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

 

Как показывает практика, эффективность мер по выявлению, пресечению и раскрытию легализации (отмывания) преступных доходов напрямую зависит от качества информационно-аналитической работы, которая должна начинаться с анализа имеющейся оперативной информации. Основой информационно-аналитической и информационно-поисковой работы является оперативно-разыскная информация, полученная в результате осуществления оперативно-разыскной деятельности, а так же фактических данных, дающих основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий[27].

С целью фиксации информации органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность могут создавать и использовать информационные системы, а так же заводить дела оперативного учета.[28] В настоящее время эффективным способом сбора информации, на наш взгляд, является электронно-программный метод, являющийся накопителем различного рода информации, и дополняющий дела оперативного учета. Еще одним эффективным средством выявления рассматриваемых преступлений является использование возможностей информационной системы оперативно-разыскной информации[29].

Источники первичной информации о легализации, поступающей в оперативные подразделения, можно разделить на следующие группы:

1.Источники процессуального характера:

Являющиеся поводами для возбуждения уголовного дела[30]:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной лица совершившего преступление;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников

Информация о легализации преступных доходов, установлена в результате расследования уголовного дела о предикатном преступлении – (57%)[31] и поступает по инициативе следователя:

2.1 Поручения следователя, расследующего предикатное преступление, о проведении конкретных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, направленных на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию (когда у следствия имеются сведения о совершении легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем);

2.2 Выделения в отдельное производство материалов уголовного дела, содержащих сведения о совершении, иными лицами, легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. При поступлении такого материала сотрудниками по борьбе с экономическими преступлениями, в зависимости от его содержания осуществляется полный комплекс проверочных мероприятий, при этом сроки исполнения которого предусмотрены на общих основаниях ст.144 УПК РФ, в результате рассмотрения которого должно быть принято решение в соответствии со ст.145 УПК РФ.

2. Источники оперативно-разыскного характера:

1. Информация о легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, может поступать в отдел по борьбе с экономическими преступлениями в результате следующего содействия оперативно-разыскной деятельности[32]:

а) гласное содействие, в том числе сотрудничество на контрактной возмездной основе;

б) анонимное возмездное или безвозмездное содействие;

в) конфиденциальное однократное, кратковременное или периодическое содействие, в том числе сотрудничество на контрактной основе (возмездное или безвозмездное) — «оперативный контакт»;

г) конфиденциальное долговременное содействие, оказываемое на бесконтрактной основе доверенными лицами (возмездное, в виде разовых выплат вознаграждения, либо безвозмездное);

д) конфиденциальное долговременное сотрудничество, осуществляемое с агентурным аппаратом (агентами, резидентами, содержателями явочных помещений) на контрактной основе (возмездное, в том числе с установлением постоянного денежного содержания, либо безвозмездное).

С помощью конфидентов, участвующих в выявлении и пресечении деятельности лиц занимающихся легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, могут быть решены следующие задачи:

- сбор сведений о месте, времени совершения легализации криминальных доходов, схем использования конкретных учреждений финансово-кредитной системы, коммерческих и некоммерческих организаций, технических средств, иной информации, способствующей пресечению преступных замыслов;

-выявление всех участников организованной преступной группы занимающейся легализацией криминальных доходов (внутренняя структура, психологическая характеристика лидера, способы установления лидерства над другими участниками, наличие процессов, свидетельствующих о борьбе за лидерство в структуре, наличие связей в среде сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, иных государственных органах);

- установление роли и способов действий участников легализации преступных доходов; регионов, где совершаются криминальные действия; приемов конспирации и противодействия оперативным подразделениям органов внутренних дел;

- склонение участников преступления к отказу от совершения преступных действий, явке с повинной; изучение психологических характеристик установленных лиц, а также анализ их действий, с целью возможного их пользования для предупреждения преступной деятельности, подбор дополнительных кандидатов на вербовку в качестве агентов или доверенных лиц. При этом, при привлечении к конфиденциальному сотрудничеству лиц из числа членов ОПФ необходимо стремиться к агентурному окружению всех звеньев криминальной структуры: организатор – активные участники - пособники. Особое внимание следует обратить на выявление и закрепление фактических данных о преступной деятельности руководящего звена организованных преступных структур, занимающихся легализацией (отмыванием) преступных доходов.

2. Информация о совершении легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, устанавливается в результате оперативной разработки, по делам оперативного учета, заведенным в отношении лиц, совершающих или совершивших преступления, в результате которых были получены денежные средства или иное имущество;

В материалах дела оперативного учета необходимо четко фиксировать:

- какая конкретно сумма была получена разрабатываемыми (проверяемыми) лицами в результате занятия преступной деятельностью;

- какая часть средств и каким образом (способом) была легализована;

- какие финансовые документы или другие объективные факты подтверждают легализацию преступных доходов.
 В случае смешивания денежных средств (иного имущества), полученных из законных и криминальных источников, следует осуществлять их четкое разграничение.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.