ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

 

 

Методические рекомендации

 

 

Волгоград – 2010



СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                3

 

Глава 1. Организационно-правовые аспекты противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                           6

 

§ 1. Уголовно-правовые меры противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                                                             6

 

§ 2. Способы и схемы совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                        15

 

§ 3. Правовые основы деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                            21

 

Глава 2. Особенности деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и использованию результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании                                   27

 

§ 1. Отдельные оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление и документирование преступной деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                                27

 

§ 2. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                           47

 

            § 3. Оперативно-разыскное сопровождение расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                                                         56  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день преступность в сфере легализации доходов, добытых преступным путем, достигла такого масштаба, что позволяет говорить о том, что указанные деяния представляют серьезную угрозу экономической безопасности государства[1]. Это связано в основном с тем, что доходы от преступной деятельности, пройдя этапы легализации, вновь становятся источниками финансирования преступлений, стимулируют экономическую преступность, а также используются для обеспечения террористической и экстремистской деятельности.

По приблизительным оценкам Международного валютного фонда годовой оборот денег, добытых преступным путем, в мире составляет от 800 млрд. до 2 трлн. долларов США. По некоторым данным, из России ежемесячно вывозится 2-3 млрд. долларов США (в предыдущие годы объемы капиталов, вывозимых из страны, превышали 20 млрд. долларов в год), какую долю в них составляют деньги, добытые преступным путем, не установлено[2].

По экспертным оценкам, на территории Российской Федерации действуют около 6 тыс. различных организаций (около 100 тыс. человек), занимающихся «теневой» экономической деятельностью либо связанных с организованной преступностью, свыше 300 из них имеют международные связи[3].

Легализация (отмывание) преступных доходов и проникновение их в легальную экономику с последующим установлением контроля над хозяйствующими субъектами представляет собой крайне опасное явление.

Мнение о том, что криминальные капиталы, войдя в легальных финансовый оборот, начинают служить развитию национальной экономики, вряд ли можно признать верным. Криминальные капиталы остаются под контролем их владельцев и служат, прежде всего, их целям. В результате экономика государства оказывается в зависимости от действующих на их территории преступных организаций.

В ходе анализа сведений о динамике развития экономической преступности, нами установлено, что до 2006 года включительно, число выявленных преступлений экономической направленности ежегодно увеличивалось, а начиная с 2007 года произошло снижение количества выявляемых преступлений[4], так: в 2004 г. выявлено всего – 402359 (+ 6,8%), в 2005 г. – 437719 (+ 8,8%), в 2006 г. – 489554 (+ 11,8%), в 2007 г. – 459198 (- 6,2%), в 2008 г. – 448832 (-2,3%), в 2009 г. – 428792 (-4,5%)[5].

Однако при снижении общего числа преступлений экономической направленности за указанный период, количество выявленных преступлений в сфере легализации преступных доходов, с 2005 года значительно возросло и в последние годы остается примерно на одном уровне: в 2004 г. выявлено всего – 1977 (+0,5%), в 2005 г. – 7461 (+277,4%), в 2006 г. – 7957 (+6,6%), в 2007 г.- 9035 (+13,5%), в 2008 г. – 8383 (- 7,2%), в 2009 г. – 8791 (+4,9%)[6].

Согласно плана МВД РФ по реализации Стратегии развития России до 2020 года в целях укрепления экономической безопасности государства запланировано: совершенствование борьбы с преступлениями в сфере экономической направленности; формирование национальной системы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем, соответствующей нормам международного права; повышение эффективности борьбы с коррупцией и вывода реальных доходов из теневого сектора экономики[7].

В этих условиях эффективность работы органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-разыскной деятельности.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 188.