Мировое сообщество целенаправленно начало бороться с этим опасным преступным явлением с начала 80-х годов двадцатого столетия. В российском законодательстве впервые упоминание о легализации преступных доходов появилось лишь спустя десять лет в Распоряжении Президента РФ от 08.09.1994 г. № 460-рп «Об Утверждении состава межведомственной рабочей группы по разработке проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов»[8].
Впервые в российском законодательстве уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества была установлена ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ с 1 января 1997 г. Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ привело к изменению редакции ст. 174 УК РФ. Так, Федеральным законом от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» изменена редакция ст. 174 УК РФ, а также введена новая норма – ст. 174.1 УК РФ.
Статья 174 предусматривала ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Статьей 174.1 признавались преступными действия по совершению финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в ч.1 ст.174 и ст.174.1 УК РФ начальный размер преступных доходов не определялся, в ч. 2, 3, 4 ст.174.1 УК РФ устанавливалась форма совершения преступления в виде использования приобретенных преступных путем доходов для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Впоследствии указанные нормы незначительно корректировались и только в редакции Федерального закона от 07.04.2010 года № 60-ФЗ эти нормы претерпели изменения, отличающиеся от прежних следующими положениями:
- ст. 174.1 УК РФ состоит из трех частей, в прежней редакции было четыре, при этом в ч. 1 установлена ответственность за совершение действий в крупном размере, в которой ранее начальный размер легализации не определялся (то есть, ответственность по ст. 174.1 УК РФ предусматривается за легализацию совершенную только в крупном размере);
- крупный размер по ст. 174 и 174.1 УК РФ установлен в шесть миллионов рублей;
- из диспозиции ст.174.1 исключены квалифицирующие признаки - использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Одним из актуальных спорных вопросов, касающихся легализации преступных доходов, выступает предмет данных преступлений. Основным предметом легализации на сегодняшний день являются денежные ценности, приобретённые в результате совершения преступления. Исследования ФАТФ показывают, что в 60 % случаев легализации предметом являются деньги (чаще всего в рублях), в 12 % случаев – государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, в 6 % - золото и другие ювелирные изделия, 4 % - земельные участки, дачи, коттеджи, квартиры и другое недвижимое имущество, 18 % - иное[9]. В результате изучения уголовных дел установлено, что предметом легализации в 71% случаях выступали Российские рубли, в 14% валюта, в 10% недвижимость, в 5% драгоценности[10].
Денежные средства включают как наличные, так и безналичные деньги в любой национальной валюте. Если по поводу денег, как предмета преступления, особых сомнений у исследователей и правоприменителей не возникает, то вопрос о перечне имущества, которое может являться предметом легализации на сегодняшний день остается открытым.
Определение понятия имущества содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, в статье 130 ГК РФ недвижимые вещи называются также недвижимым имуществом, к которому относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимому имуществу Гражданским кодексом Российской Федерации отнесены также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Перечень объектов, относимых к недвижимому имуществу, не является закрытым, поскольку законом к нему может быть отнесено и иное имущество.
В ст. 128 ГК РФ указано, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Также, это соответствует норме ст. 1 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», согласно которой к имуществу относится имущество любого рода, материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, а также юридические акты и документы, дающие право на такое имущество или получение выгоды от него[11].
Данный подход позволяет российским правоприменителям включать в предмет легализации и неимущественные права и ценности, что соответствует положениям ч. 2 ст. 1 УК РФ, согласно которому уголовное законодательство РФ основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Это решило бы проблемы неоднозначного определения предмета легализации учеными и практиками. Однако бланкетный характер диспозиции ст. 174 и 174.1 УК РФ все же требует дополнительного законодательного толкования соответствующих гражданско-правовых и финансово-экономических терминов.
Законодатель, устанавливая ответственность за легализацию преступных доходов, определил, что деяния по «отмыванию» преступных средств в крупном размере, это действия, предусмотренные объективной стороной преступлений, совершаемые с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую шесть миллионов рублей (ч.ч. 2, 3, 4 ст. 174 и всеми частями ст. 174.1 УК РФ)[12]. Однако в ч. 1 ст. 174 УК РФ не определена минимальная стоимость легализируемого (отмываемого) имущества, достаточная для возникновения уголовной ответственности за совершение действий. При решении этого вопроса рекомендуется руководствоваться общими положениями, касающимися определения малозначительности деяния. Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК) означает, что оно лишь формально (т.е. на первый взгляд, по видимости) содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но на самом деле не представляет общественной опасности.
Отмечается, что если преступник, имея умысел на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в крупном размере, успел совершить финансовые операции и иные сделки на меньшую сумму, и вынужден был прекратить преступную деятельность по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное должно быть признано покушением на легализацию (отмывание) в крупном размере[13]. В контексте имеющейся уголовно-правовой регламентации данное утверждение, безусловно, верно. Однако мы придерживаемся мнения, согласно которому целесообразно и необходимо установить в ч.1 ст.174 УК РФ минимальный размер отмываемых доходов, для признания деяния преступлением. Данный вопрос давно обсуждается в научной среде и имеет лишь сторонников[14]. Тем не менее, на сегодняшний день не сложилось единого мнения по поводу величины суммы, которой необходимо обозначить минимум отмываемых средств.
Следует указать и на то, что при совершении деяний в меньшем размере (например, при доказанном единичном факте легализации небольшой денежной суммы или имущества эквивалентной стоимости) в русле межотраслевой дифференциации обязательно наличие соответствующей административной ответственности.
Модернизация указанных норм УК РФ в части, касающейся предмета изучаемых преступлений, безусловно, необходима, однако наибольшее число вопросов у правоприменителей и исследованных все же возникает в связи с несовершенством уголовных норм в части описания признаков объективной стороны. Действия в рамках объективной стороны, указанных преступлений имеют следующие формы: совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом[15].
Общепринятого определения финансовой операции до настоящего времени не выработано. Так, авторы одного из комментариев к Уголовному кодексу Российской Федерации полагают: «Понятие финансовых операций приобретает юридическое значение в контексте финансовой деятельности, охватывая, в частности, расчетные, депозитные и иные операции»[16].
Согласно другому мнению, финансовые операции – это «операции с денежными средствами (в наличной и безналичной форме), ценными бумагами и платежными документами независимо от формы и способа их совершения, осуществляемые физическими и юридическими лицами, резидентами и нерезидентами, связанные с поступлением, движением, хранением, выдачей и конвертацией денежных средств, ценных бумаг и платежных документов, а также сделки с ними, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей»[17].
В постановлении Пленума ВС РФ финансовые операции и другие сделки не разграничиваются: «...под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование»[18].
Понятие и суть сделок, посредством которых совершается легализация, аналогичны применяемым в гражданском праве, при этом возможна любая их форма (купля-продажа, аренда, мена, дарение и т.д.). В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделка – это правомерное действие, которое должно соответствовать требованиям законодательства, и этим она отличается от неправомерных действий – деликтов. Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не порождает юридических последствий, достижения которых добивались совершившие ее стороны, а влечет признание ее недействительности. При этом недействительность сделки, если к тому имеются надлежащие правовые основания, по общему правилу наступает в момент ее совершения. Это означает, что притворная или ничтожная сделка (к которой может быть отнесен и фиктивный договор дарения) не порождает права правомерного пользования или распоряжения денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, а поэтому цель легального, то есть законного, использования доходов от преступной деятельности не может быть достигнута. Представляется, что такие действия следует рассматривать как покушение (приготовление) на легализацию преступно нажитых доходов.
На сегодняшний день в учебной и научной литературе по уголовному праву субъект легализации, как правило, определяется одинаково: вменяемое лицо, достигшее 16 лет и участвовавшее в финансовой операции или сделке с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными путем совершения им преступлений (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198-199.2 УК).
В соответствии со ст. 19 и 20 УК РФ субъектом преступления (общим субъектом) является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Для правомерного привлечения лица к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов необходим более глубокий анализ гражданского законодательства.
В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает по достижении восемнадцати лет. Гражданами РФ считаются физические лица, отвечающие требованиям законодательства России о гражданстве. Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ на физических лиц, не являющихся гражданами РФ, и лиц без гражданства распространяется действие гражданского законодательства РФ, т. е. они наравне с гражданами России свободны в установлении своих прав и обязанностей.
В возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет несовершеннолетний вправе самостоятельно:
1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки.
Все иные сделки и финансовые операции несовершеннолетний вправе совершать лишь с согласия своих законных представителей (ст. 26 ГКРФ).
Из этого следует, что несовершеннолетний может быть субъектом легализации, если он вступил в брак до достижения восемнадцати лет (в этом случае он приобретает дееспособность со времени вступления в брак - ч. 2 ст. 21 ГК РФ) или если он был объявлен полностью дееспособным (работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью – ст. 27 ГК РФ). На практике вступление в брак до достижения совершеннолетия происходит по причинам, не связанным с необходимостью отмывать преступные доходы.
Если же ввод преступных доходов в легальный оборот осуществляет субъект, не достигший того возраста, с наступлением которого он имеет законное право самостоятельно заключать сделки, то нет самого события преступления, поскольку преступным доходам нельзя придать легальную форму посредством совершения новых преступлений (например, предусмотренных ст. 171, 172 или 175 УК РФ). В данном случае может происходить количественное накопление доходов определённого рода, но не видимость их правового видоизменения.
Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, является цель – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 231.