ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Похлебаев Илья Владимирович

«ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

 

 

Методические рекомендации

 

 

Волгоград – 2010



СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                3

 

Глава 1. Организационно-правовые аспекты противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                           6

 

§ 1. Уголовно-правовые меры противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                                                             6

 

§ 2. Способы и схемы совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                        15

 

§ 3. Правовые основы деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                            21

 

Глава 2. Особенности деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и использованию результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании                                   27

 

§ 1. Отдельные оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление и документирование преступной деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                                27

 

§ 2. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                           47

 

            § 3. Оперативно-разыскное сопровождение расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем                                                                                         56  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день преступность в сфере легализации доходов, добытых преступным путем, достигла такого масштаба, что позволяет говорить о том, что указанные деяния представляют серьезную угрозу экономической безопасности государства[1]. Это связано в основном с тем, что доходы от преступной деятельности, пройдя этапы легализации, вновь становятся источниками финансирования преступлений, стимулируют экономическую преступность, а также используются для обеспечения террористической и экстремистской деятельности.

По приблизительным оценкам Международного валютного фонда годовой оборот денег, добытых преступным путем, в мире составляет от 800 млрд. до 2 трлн. долларов США. По некоторым данным, из России ежемесячно вывозится 2-3 млрд. долларов США (в предыдущие годы объемы капиталов, вывозимых из страны, превышали 20 млрд. долларов в год), какую долю в них составляют деньги, добытые преступным путем, не установлено[2].

По экспертным оценкам, на территории Российской Федерации действуют около 6 тыс. различных организаций (около 100 тыс. человек), занимающихся «теневой» экономической деятельностью либо связанных с организованной преступностью, свыше 300 из них имеют международные связи[3].

Легализация (отмывание) преступных доходов и проникновение их в легальную экономику с последующим установлением контроля над хозяйствующими субъектами представляет собой крайне опасное явление.

Мнение о том, что криминальные капиталы, войдя в легальных финансовый оборот, начинают служить развитию национальной экономики, вряд ли можно признать верным. Криминальные капиталы остаются под контролем их владельцев и служат, прежде всего, их целям. В результате экономика государства оказывается в зависимости от действующих на их территории преступных организаций.

В ходе анализа сведений о динамике развития экономической преступности, нами установлено, что до 2006 года включительно, число выявленных преступлений экономической направленности ежегодно увеличивалось, а начиная с 2007 года произошло снижение количества выявляемых преступлений[4], так: в 2004 г. выявлено всего – 402359 (+ 6,8%), в 2005 г. – 437719 (+ 8,8%), в 2006 г. – 489554 (+ 11,8%), в 2007 г. – 459198 (- 6,2%), в 2008 г. – 448832 (-2,3%), в 2009 г. – 428792 (-4,5%)[5].

Однако при снижении общего числа преступлений экономической направленности за указанный период, количество выявленных преступлений в сфере легализации преступных доходов, с 2005 года значительно возросло и в последние годы остается примерно на одном уровне: в 2004 г. выявлено всего – 1977 (+0,5%), в 2005 г. – 7461 (+277,4%), в 2006 г. – 7957 (+6,6%), в 2007 г.- 9035 (+13,5%), в 2008 г. – 8383 (- 7,2%), в 2009 г. – 8791 (+4,9%)[6].

Согласно плана МВД РФ по реализации Стратегии развития России до 2020 года в целях укрепления экономической безопасности государства запланировано: совершенствование борьбы с преступлениями в сфере экономической направленности; формирование национальной системы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем, соответствующей нормам международного права; повышение эффективности борьбы с коррупцией и вывода реальных доходов из теневого сектора экономики[7].

В этих условиях эффективность работы органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-разыскной деятельности.

 

 

Глава 2 Особенности деятельности оперативных подразделений по выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и использованию результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании.

Отдельные оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление и документирование преступной деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

 

Как показывает практика, эффективность мер по выявлению, пресечению и раскрытию легализации (отмывания) преступных доходов напрямую зависит от качества информационно-аналитической работы, которая должна начинаться с анализа имеющейся оперативной информации. Основой информационно-аналитической и информационно-поисковой работы является оперативно-разыскная информация, полученная в результате осуществления оперативно-разыскной деятельности, а так же фактических данных, дающих основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий[27].

С целью фиксации информации органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность могут создавать и использовать информационные системы, а так же заводить дела оперативного учета.[28] В настоящее время эффективным способом сбора информации, на наш взгляд, является электронно-программный метод, являющийся накопителем различного рода информации, и дополняющий дела оперативного учета. Еще одним эффективным средством выявления рассматриваемых преступлений является использование возможностей информационной системы оперативно-разыскной информации[29].

Источники первичной информации о легализации, поступающей в оперативные подразделения, можно разделить на следующие группы:

1.Источники процессуального характера:

Являющиеся поводами для возбуждения уголовного дела[30]:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной лица совершившего преступление;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников

Информация о легализации преступных доходов, установлена в результате расследования уголовного дела о предикатном преступлении – (57%)[31] и поступает по инициативе следователя:

2.1 Поручения следователя, расследующего предикатное преступление, о проведении конкретных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, направленных на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию (когда у следствия имеются сведения о совершении легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем);

2.2 Выделения в отдельное производство материалов уголовного дела, содержащих сведения о совершении, иными лицами, легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. При поступлении такого материала сотрудниками по борьбе с экономическими преступлениями, в зависимости от его содержания осуществляется полный комплекс проверочных мероприятий, при этом сроки исполнения которого предусмотрены на общих основаниях ст.144 УПК РФ, в результате рассмотрения которого должно быть принято решение в соответствии со ст.145 УПК РФ.

2. Источники оперативно-разыскного характера:

1. Информация о легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, может поступать в отдел по борьбе с экономическими преступлениями в результате следующего содействия оперативно-разыскной деятельности[32]:

а) гласное содействие, в том числе сотрудничество на контрактной возмездной основе;

б) анонимное возмездное или безвозмездное содействие;

в) конфиденциальное однократное, кратковременное или периодическое содействие, в том числе сотрудничество на контрактной основе (возмездное или безвозмездное) — «оперативный контакт»;

г) конфиденциальное долговременное содействие, оказываемое на бесконтрактной основе доверенными лицами (возмездное, в виде разовых выплат вознаграждения, либо безвозмездное);

д) конфиденциальное долговременное сотрудничество, осуществляемое с агентурным аппаратом (агентами, резидентами, содержателями явочных помещений) на контрактной основе (возмездное, в том числе с установлением постоянного денежного содержания, либо безвозмездное).

С помощью конфидентов, участвующих в выявлении и пресечении деятельности лиц занимающихся легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, могут быть решены следующие задачи:

- сбор сведений о месте, времени совершения легализации криминальных доходов, схем использования конкретных учреждений финансово-кредитной системы, коммерческих и некоммерческих организаций, технических средств, иной информации, способствующей пресечению преступных замыслов;

-выявление всех участников организованной преступной группы занимающейся легализацией криминальных доходов (внутренняя структура, психологическая характеристика лидера, способы установления лидерства над другими участниками, наличие процессов, свидетельствующих о борьбе за лидерство в структуре, наличие связей в среде сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, иных государственных органах);

- установление роли и способов действий участников легализации преступных доходов; регионов, где совершаются криминальные действия; приемов конспирации и противодействия оперативным подразделениям органов внутренних дел;

- склонение участников преступления к отказу от совершения преступных действий, явке с повинной; изучение психологических характеристик установленных лиц, а также анализ их действий, с целью возможного их пользования для предупреждения преступной деятельности, подбор дополнительных кандидатов на вербовку в качестве агентов или доверенных лиц. При этом, при привлечении к конфиденциальному сотрудничеству лиц из числа членов ОПФ необходимо стремиться к агентурному окружению всех звеньев криминальной структуры: организатор – активные участники - пособники. Особое внимание следует обратить на выявление и закрепление фактических данных о преступной деятельности руководящего звена организованных преступных структур, занимающихся легализацией (отмыванием) преступных доходов.

2. Информация о совершении легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, устанавливается в результате оперативной разработки, по делам оперативного учета, заведенным в отношении лиц, совершающих или совершивших преступления, в результате которых были получены денежные средства или иное имущество;

В материалах дела оперативного учета необходимо четко фиксировать:

- какая конкретно сумма была получена разрабатываемыми (проверяемыми) лицами в результате занятия преступной деятельностью;

- какая часть средств и каким образом (способом) была легализована;

- какие финансовые документы или другие объективные факты подтверждают легализацию преступных доходов.
 В случае смешивания денежных средств (иного имущества), полученных из законных и криминальных источников, следует осуществлять их четкое разграничение.

Похлебаев Илья Владимирович

«ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.