Языковые средства для реализации научного диалога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Выражение собственной позиции:

Позвольте Разрешите Я хочу                                           высказать свое мнение Я хотел (а) бы                                    Мне хотелось бы                 } выразить свое отношение Я должен Мне необходимо (нужно)          поделиться своими мыслями Я не могу не Я позволю себе
    думаю            полагаю           что это верно Я { считаю         } что я прав(а)     уверен(а)         что так было бы целесообразнее…     убежден(а)
    придерживаюсь такого мнения… Я     разделяю следующую(такую) точку зрения…
             такое мнение…              следующая точка зрения… У меня такое отношение к этому…              такие мысли…              такая позиция…
Мое мнение таково… Моя точка зрения следующая… Мое отношение к этому вопросу таково… Моя позиция такова(такая)…
   думаю Я считаю  } следующее…    полагаю
                       уверен(а). Я в этом        убежден(а).
                                                    отрицать того, Нельзя                }                 опровергнуть того,       } что… Никто не сможет                      возразить против того,
Таково мое мнение по данному вопросу. Такова моя точка зрения на этот вопрос. Таково мое отношение к этому вопросу.

 

2. Выражение согласия:

Я абсолютно(безусловно,              с Вами совершенно, полностью)     }   с Вашим мнением согласен(-сна)                                 с Вашими аргументами
(Я) Уверен(а) (Я) Думаю                             что это правильно(верно, так) (Я) Полагаю         } (Я) Убежден                         что Вы правы Мне кажется
Я тоже так думаю. Я тоже так считаю. Я думаю так же, как и Вы. Я не возражаю против Вашего мнения. Я, пожалуй, могу согласиться с Вами.
    абсолютно Вы совершенно   правы.     безусловно
Вы не ошибаетесь.

3. Выражение несогласия:

 

  совершенно                                          с Вами. Я абсолютно } не согласен(-сна) { с Вашим мнением.   безусловно                                           с Вашей позицией.
Я не разделяю Вашего мнения.                      разделить Вашу точку зрения.                      присоединиться к Вашей точке зрения. Я не могу { согласиться с Вашей позицией.                      согласиться с Вашим мнением. Я не придерживаюсь данной точки зрения.
Я позволю себе возразить Вам. Позвольте мне возразить Вам.                    с Вами не согласиться. Разрешите } Вам возразить.                    высказать иную точку зрения.
(Я) Уверен (а),               что это не так. (Я) Убежден (-ена),       что Вы не правы. (Я) Думаю,              } что все обстоит иначе. (Я) Полагаю,                 что Ваше мнение ошибочно. Боюсь,                               что Вы ошибаетесь.
Я хочу Я хотел(а) бы Мне хочется       } возразить Вам. Я не могу не
Я возражаю против этой точки зрения (позиции).
Я думаю иначе.
Я бы этого не сказал (а). Я так не считаю (не думаю).
У меня иное (другое) мнение (иная точка зрения).
С этим нельзя согласиться.
                        можно                         нужно               } возразить. Против этого необходимо                         стоит
Этого нельзя утверждать. Этого не может быть! Ни за что не соглашусь с Вами!   Разве можно с этим согласиться?   

Задание № 1. Прочитайте теоретические сведения о видах научного диалога. Распределите эти сведения по графам таблицы, используя, если необходимо, таблицы языковых средств для реализации научного диалога.

 

Таблица

 

Вид научного диалога Особенности развертывания Речевые реализации (языковые средства)
☺ Диалог - расспрос ☺ •запрос информации общего или частного характера; •ответ на вопрос (краткий или развернутый).   ☺ Кто такой…? Что такое...? Что за...? Что представляет собой...? Чем является...? Как называется наука о...?
☺ Диалог-унисон ☺ Диалог-диссонанс ☺ Диалог-переспрос ☺ Диалог-уточнение ☺ Диалог- обсуждение    

 

Задание № 2. Прочитайте полилог. Выделите в нем диалог-расспрос, диалог-согласие, диалог-несогласие, диалог-переспрос, диалог-уточнение.

А: - Темой нашего сегодняшнего обсуждения является кроветворение.

Б: - Скажите, а почему темой разговора стал хорошо изученный в биологии вопрос?

А: - Общеизвестно, что органами кроветворения у человека и высших

животных являются костный мозг, лимфатические узлы, селезенка,

вилочковая железа. Это касается сформированного организма. Сформировавшейся кровеносной системы. Но не все так просто.

В: - Разрешите спросить, а как в таком случае начинается образование клеток крови?

А: - Это вопрос, на который пока еще нет однозначного ответа. Совсем

недавно немецкие ученые из перинатального центра Мюнхена провели

эксперимент, в результате которого пришли к выводу, что первые

клетки крови плода образуются из стенки сосудов.

В: - Как вы оцениваете этот эксперимент?

А: - Я думаю, выводы, сделанные учеными из Германии, будут

перепроверяться учеными из разных стран. Но мне результаты

эксперименты представляются достоверными, насколько я могу судить

по публикациям. А что вы думаете?

В: - Совершенно с вами согласен. В описании эксперимента убедительно

показано, что именно клетки стенки сосудов дают начало клеткам

крови. А что думают наши молодые коллеги?

Б: - Я не разделяю вашу точку зрения. Эксперимент, проведенный в одном

институте, одной группой ученых не может считаться достоверным. Время покажет.

А: - Извините, я не понял, вы в принципе против эксперимента?

Б: - Нет, я не против эксперимента. Я против скоропалительных выводов.

Мне кажется, коллеги из Германии поспешили с обнародованием

результатов. Все нужно проверять и проверять.

В: - Ну вам и карты в руки. Это, кажется, предмет ваших научных интересов.

Б: - А вот в этом я с вами абсолютно согласен. Будем работать в этом направлении.

В: - Желаю удачи!

А: - Подводя итоги нашей беседы, могу сказать следующее: кроветворение не является до конца изученным разделом биологии. Данные, полученные немецкими коллегами, интересны и заслуживают пристального внимания. Однако по вопросу достоверности результатов эксперимента мнения ученых разошлись.

Задание № 3. Прочитайте диалоги. Определите тему и вид каждого из них.

 

☺ Беседа с председателем Пущинского научного центра, заместителем директора Института биоорганической химии РАН, академиком Анатолием Мирошниковым.

Корр.: Нанотехнологии стали, чуть ли не самой обсуждаемой темой в СМИ. Что же следует подразумевать под термином «нанотехнологии»?

А.М.: Проще говоря, это область науки, манипулирующая объектами размером менее 100 нанометров. Приставка «нано» означает 10 в минус девятой степени.

Корр.: А как началась история нанотехнологий?

А.М.: Освоение новой науки началось после того, как американцы случайно открыли возможность создания в лазерном разряде миниатюрных частиц, состоящих только из атомов углерода. Оказалось, что атомы углерода при определенных условиях могут соединяться между собой, образуя нанотрубки и шарики (фуллерены), которые обладают очень интересными свойствами. Если белки, нуклеиновые кислоты и другие органические молекулы подвергаются разрушению под влиянием, например, температуры или света, то эти нанотрубки и фуллерены – абсолютно инертны.

Корр.: Для каких целей они могут применяться?

А.М.: Из таких углеродных структур можно делать, к примеру, своего рода «упаковки» для доставки лекарств по кровеносным сосудам. Дело в том, что при традиционном лечении точно в мишень попадает лишь незначительное количество лекарственных препаратов. Большая часть по пути к больному органу разрушается ферментными и иммунными системами. Фуллерен же дойдет до цели в целости и сохранности, а значит ─ сохранит необходимое количество лекарства. Такую структуру, уверен, можно создать не только из углерода, но также из серы и из металла.

Корр.: Какое направление в нанообласти приоритетно на Западе и в России?

А.М.: Судя по всему, больше всего работ сейчас ведется в области биологии, молекулярной биологии и физико-химической биологии. Поэтому прорыва в первую очередь следует ждать в нанобиотехнологиях. Впрочем, это понятно. Нанобиотехнологии тесно связаны с разработками в сфере медицины, сельского хозяйства, энергетики. Органические соединения в компьютерах, солнечных батареях, двигателях – это то, к чему идут нанобиотехнологии.

http :// www . rb . ru / inform /48257. htm

Задание № 4 . Прочитайте текст Ю.А. Фомина «Что ждет человечество в наступающем тысячелетии?».  Составьте разные виды диалога на основе данного текста.

 

Текст.

  Вряд ли подтвердятся прогнозы демографов, что к 2060 году население нашей планеты достигнет 10 миллиардов человек. Видимо, события будут развиваться по другому сценарию. Он уже воплощается в виде действия закономерностей, сущность которых мы не понимаем и воспринимаем их сейчас как трагические случайности. Противоречия все время будут обостряться, ставя перед человечеством все новые тяжелые проблемы: массовые «болезни цивилизации», неизвестные эпидемии, стихийные бедствия, катастрофы и даже социальные неурядицы и потрясения. Все это усложняет условия существования человека, делает его более уязвимым. И зависимым от стечения обстоятельств. В результате начнется сокращение численности населения.

  Но одновременно в недрах человечества начнет формироваться новый, более совершенный биологический вид – человек будущего. Для появления этого вида понадобится один или даже несколько веков.

  Что касается внешнего вида нового человека, то ведь изменение биологического строения организма происходит очень медленно. Поэтому можно предположить, что человек будущего внешне будет похож на нас с вами, хотя некоторые отличия все же возможны. Человечество постоянно прибавляет в росте, примерно на 1-2 сантиметра в столетие. Не исключено поэтому, что наш потомок по сравнению с нами будет немного выше. Вероятно, увеличиться и размер черепа. Но главные отличия человека будущего от нашего современного следует ожидать не в облике, а в изменении его способностей и образа жизни.

  Люди «умнеют» из поколения в поколение. Это находит свое отражение в усложнении школьных программ, росте числа прочитанных за жизнь книг, просмотренных фильмов и т.д. В результате совершенствуется структура мозга, расширяются его возможности. В нашем веке этот процесс протекает очень быстро и все время ускоряется. Сейчас дети в 6-7 лет по умственному развитию превосходят детей 8-9 лет, живших полвека назад.

  Но здесь кроется противоречие, именуемое информационным кризисом: способности человека воспринимать и перерабатывать информацию не соответствуют ее быстрорастущему потоку, поэтому неоправданно велики сроки обучения, уже сейчас достигающие 15-20 лет.

  Для устранения этого противоречия человек должен обладать возможностью получать информацию, помимо зрения и слуха, каким-то иным способом. Вполне возможно, что у наших потомков разовьется способность использовать для получения информации некие волны или силовые поля, которые не фиксируются современными приборами, но существование их уже не подвергается сомнению. Развитие этих способностей может привести к тому, что человек станет получать информацию, заложенную в «душах» живых и умерших людей. Мистики тут никакой нет. Как показали эксперименты, «душа» - это скорее всего сгусток информационного поля, который не исчезает со смертью человека. Таким образом, человек станет как бы постоянным абонентом единого информационного поля всей цивилизации.

  Естественно, эти новые способности человека не могут не отразиться на общем укладе всей жизни будущего человечества. Если еще два-три века назад люди жили сравнительно автономно, то сейчас выживание человечества обеспечивается его зависимостью от общества. Мы существуем исключительно за счет использования труда огромного числа людей: нас одевают, кормят, учат, лечат, обеспечивают жильем, светом, теплом. И все это – в обмен на наш труд.

  Но остается одна сфера, где человек сохраняет полную автономию – это его мозг. Никто не может проникнуть в него и узнать, о чем думает человек, чего он хочет, а чего не хочет.

  Однако если человек потеряет автономию мышления и станет частью единого информационного поля, это позволит ему получать любые знания, и приобретенные им знания и опыт сразу же поступят в распоряжение всего общества. Словом, будет единый всеобщий мозг, находящийся в собственности всего общества.

  В то же время, думаю, уменьшится необходимость в некоторых технических средствах, без которых не обойтись современному человеку. Вероятно, станут ненужными все виды связи, обучение, лечение и многое другое. Исчезнет разделение труда, так как человек, обладая возможностью получить в любой момент любые знания, сам может сделать то, для чего ныне привлекаются представители узких специальностей.

  Итак, человек третьего тысячелетия будет обладать материальной независимостью от общества, но полной зависимостью мышления. Наверное, с нашей точки зрения это будет не очень привлекательное общество, но, я думаю, первобытному человеку современный мир тоже бы показался несуразным.

 

Монологическая речь

Монологическая речь обладает определенными лингвистическими и психологическими особенностями:

  1. Монологическая речь – это относительно развернутый вид речи, сравнительно мало использующий неречевую информацию.

 2. Монологическая речь в большой степени произвольна, меньше зависит от собеседника.

3. Монолог – это организованный вид речи. В типичном случае говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь. Предполагается даже предварительная письменная фиксация  информации монолога в виде плана, тезисов, конспекта.

 

♦   В научной речи выделяют следующие виды монолога: монотемный и политемный; подготовленный и неподготовленный (спонтанный). Задача, адекватная данному этапу обучения, – построение монотемного подготовленного монолога на основе текста по специальности.

Алгоритм действий:

● Прочитайте текст.

● Определите тему и коммуникативную задачу текста, если это учебный текст, и тему и проблематику текста, если это научная статья.

● Сформулируйте основную проблему статьи в виде вопроса, на который в ходе работы необходимо найти ответ.

● Дайте краткий ответ на заданный вопрос.

● Найдите в тексте аргументы, подтверждающие эту позицию.

● Выстройте аргументацию в логической последовательности.

● Зафиксируйте аргументацию в виде плана или тезисов.

● Кратко сформулируйте выводы.

● Сделайте устное сообщение с опорой на план или тезисы.

Задание № 5. Прочитайте статью.  Сформулируйте заглавие статьи. На основе Алгоритма действий подготовьте монологическое высказывание по основной проблематике статьи.

 

Текст

     Одно из важнейших качеств человека – способность успешно противостоять окружающей среде. Еще в незапамятные времена мы научились защищать себя от холода, строить убежища из снега и веток деревьев, добывать огонь трением, находить источники воды в пустыне. Но с развитием цивилизации человечество стало отдаляться от природы, постепенно забывая драгоценный опыт, накопленный тысячами поколений предков. Мы привыкли к тому, что всегда можем рассчитывать на чью-то помощь. Заблудившись в незнакомом городе, мы получим нужную информацию от милиционера или прохожих, а заболев, обратимся за помощью к врачу. Но, отправляясь в дальние путешествия, человек нередко оказывается беспомощным перед лицом природы, неспособным решить простейшие, но важные для сохранения жизни и здоровья вопросы. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник; замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега; погибают от голода в лесу, где есть грибы и ягоды.

   В таких ситуациях, которые называются экстремальными, главное – это умение выживать. Для экономистов, биологов и социологов долгое время понятие «выживание» означало уцелеть, сохранить жизнь. Но в последнее время термин выживание приобрел иное значение: активно, целесообразно действовать, применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать имеющееся снаряжение и подручные средства.

  Главный постулат выживания – человек может сохранить работоспособность, здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет использовать все, что дает ему окружающая среда. Но для этого нужны определенные знания и опыт. Анализ поведения людей во время катастроф показывает, что 50 (а иногда и 70) процентов потерпевших, находясь в психологическом шоке, все же оказываются в состоянии выполнять четкие команды; 25 процентов действуют решительно и разумно, а еще 25 процентов становятся неспособными к какой-либо деятельности. Страх, пожалуй, самая сложная, а часто и непреодолимая проблема в этом случае. Человек теряет способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Страх усиливает ощущение боли, делает непереносимыми голод и жажду, жару и холод.

  Помочь преодолеть страх может только соответствующая психологическая подготовка. Отправляясь в дальнее путешествие, человек должен иметь представление об определенных факторах внешней среды, неблагоприятно воздействующих на организм, так называемых «стрессорах выживания». К ним относят боль, холод, жару, голод, жажду, переутомление, одиночество. Все мы так или иначе сталкиваемся со «стрессорами выживания», но очень мало о них знаем.

    Известно, например, что человек в течение достаточно долгого времени может обходиться без пищи, но мало кто представляет, сколько длится это «долго» и что нужно делать, чтобы этот срок продлить. В 80-х годах прошлого столетия был поставлен классический эксперимент, участники которого Суцци и Марлетти голодали 35 суток и при этом продолжали трудиться.

   Опыты показали, что при длительном голодании пульс и дыхание становятся реже, понижается кровяное давление. Организм после соответствующей перестройки начинает расходовать свои внутренние тканевые запасы. Они довольно значительны. Так, человек весом 70 килограммов имеет около 15 килограммов жировой клетчатки, 6 килограммов мышечного белка и может израсходовать 40-50 процентов этих резервов, прежде чем наступит гибель организма. Значит, тканевых запасов должно хватить на 30-40 суток полного голодания. Как правило, у человека имеется аварийный запас пищи, помогающий продержаться психологически, пропадает страх умереть голодной смертью, который часто бывает опаснее самой голодовки.

   Если же аварийного запаса не оказалось, тогда надо максимально использовать то, что дает окружающая среда. Нередко человек, даже испытывая сильный голод, не рискует есть непривычную для себя пищу. Напрасно. Она может быть не только съедобна, но и калорийна. Многие насекомые богаты протеином, жирами и минеральными веществами. В пищу можно использовать, плоды, корни, молодые побеги растений. При использовании в пищу незнакомых растений рекомендуется есть за один раз не более 3 – 5 граммов. Если в растении окажется яд, то в таком количестве он не нанесет организму серьезного вреда. Если через час-два не появится признаков отравления, значит, растение пригодно в пищу.

   Есть еще один «стрессор выживания», с которым надо быть хорошо знакомым, - климатическая особенность региона: холод или жара. Холод, снижая физическую активность и работоспособность, оказывает влияние на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеет мозг и воля человека. Теплая одежда может обеспечить поддержание положительного теплового баланса минут на 40 – 60. Рано или поздно начнется охлаждение организма, справиться с которым очень трудно.

   Единственный выход – строительство временного убежища. Лучший материал для этого – снег. Он содержит 90 процентов воздуха, поэтому температура таких убежищ выше наружной.

  Строить убежище необходимо и в пустыне, чтобы укрыться от палящих солнечных лучей. Первая реакция человека, когда ему становится жарко, - снять с себя одежду. Для заблудившихся в пустыне – это верная гибель. Очень быстро начнется перегрев и обезвоживание организма, учащается пульс, усиливается жажда, начинается одышка и головокружение. Человек впадает в бессознательное состояние, начинает бредить.

   Поиск воды в пустыне труден, но не так безнадежен, как это может показаться на первый взгляд. В ложбинах между барханами на глубине одного – двух метров можно найти сырой песок, а через некоторое время появляется вода.

    Страшный враг людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, - переутомление, своеобразное состояние организма, возникающее после длительного физического или психологического напряжения. Переутомление опасно тем, что оно притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. «Не буду двигаться, лучше посижу» - психология уставшего человека. Психология очень опасная. Описано немало случаев, когда люди, поддавшись такому настроению, замерзали, имея под руками спички и топливо для костра, гибли от голода, не израсходовав запасов пищи, умирали от жажды, не дойдя трех шагов до воды.

   Сегодня, в наш век сверхскоростей и многомиллионных городов человек вновь стремится к природе. Но часто случается, что волей обстоятельств он оказывается в критическом положении – один на один с природой. И она будет сурова к человеку, если он забудет условия выживания. Человек должен знать правила автономного существования, которые станут надежной его защитой при встрече с неожиданным.

 

& АФОРИЗМ занятия

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1633.