Составление реферата
5.7.1. Составление реферата-резюме
Задание № 18. Прочитайте еще раз текст «Пищеварение» и основные моменты работы с текстом: разделить на смысловые части, определить коммуникативную задачу каждой части, составить реферативное описание текста разными способами. Выберите для реферата-резюме нужные варианты.
Задание № 19. Прочитайте клишированные образцы-схемы написания реферата-резюме. Обратите внимание на порядок следования частей:
I. Указание автора и заглавия работы:
что | кого (чьё) | как называется |
статья работа исследование | имя автора (в Р.п.) | называется…. носит название (название работы) |
кем | чего | является | кто |
автором | работы статьи учения название работы | является считается | Ф.И.О. автора |
II .Указание объекта или темы исследования:
где | безличный глагол или конструкция | объект |
Здесь названной статье В данной работе указанной главе В–этом исследовании данном | речь идёт о том, что… говорится о роли о месте о том,что… указывается дано определение даётся описание перечислены подробно рассмотрены вопросы | о чём? чего? что? чьё? (кого?) чего? что чего |
где | кто | что делает |
В работе под названием… (даётся название статьи) | автор | останавливается на чём на том,что… говорит о чём о том,что… |
III.Указание субъективной оценки статьи:
кто | как | что делает |
статьи автор работы исследования учёный | детально подробно доступно просто | анализирует (что?) освещает (что?) объясняет понятие (чего? какое?) предлагает новую классификацию(чего?) вводит новые понятия раскрывает сущность (чего?) даёт полный анализ (чего?) |
IV. Указание на практическую ценность статьи и возможности её использования:
что позволяет сделать что
что делает возможным что
работа данного автора | позволяет по-новому взглянуть(на что?) |
проведённый анализ (чего?) | позволяет понять (что?) |
предложенная классификация | делает возможным понимание (чего) |
Задание № 20. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части, определите коммуникативную задачу каждой части. Сделайте реферативное описание текста разными способами. Выберите для реферата – резюме нужные варианты. Используйте клишированные образцы-схемы написания реферата-резюме.
Задание № 21. Напишите реферат – резюме.
& АФОРИЗМ занятия
Современный сервис: обсчитывают быстро и вежливо.
Владимир Черновой
5.7.2. Составление реферата−описания.
Задание № 22. Прочитайте текст «Внутренняя секреция» . Разделите его на смысловые части, определите коммуникативную задачу каждой части. Сделайте реферативное описание текста разными способами. Выберите для реферата – описания нужные варианты.
Текст
В гуморальной регуляции жизнедеятельности организма важнейшая роль принадлежит гормонам. Гормоны образуются в клетках желез внутренней секреции, поступают непосредственно в кровь сосудов, снабжающих железы, разносятся кровью по организму, усиливая или ослабляя деятельность разных органов. Некоторые гормоны влияют на развитие и рост организма, формирование его систем.
Механизмы действия гормонов на ткани и органы недостаточно изучены. Гормоны действуют в основном на процессы, происходящие в клетках, в их цитоплазматических структурах. Одни гормоны изменяют проницаемость клеточной мембраны, другие регулируют образование ферментов, воздействуя, по-видимому, на генетический аппарат, тем самым ускоряя или замедляя определенные биохимические процессы.
По направленности действия гормоны разных желез могут быть разделены на две группы: анаболические и катаболические. Гормоны первой группы (соматотропный гормон гипофиза, отчасти инсулин) стимулируют анаболизм, т.е. синтез веществ и их депонирование; гормоны второй группы ( тироксин, адреналин, отчасти половые гормоны) усиливают катаболизм, т.е. повышают обмен веществ, выработку и расход энергии в организме. Различная направленность влияния гормонов на обмен веществ связана с избирательным их воздействием на ферментативную активность, обеспечивающую процессы синтеза и расщепления белков, жиров и углеводов.
Гормоны участвуют в поддержании постоянства состава крови (уровня воды, сахара, электролитов), тем самым проявляя свойства регуляторов гомеостаза. Гормоны являются весьма активными веществами, так как в очень небольшой концентрации вызывают существенные изменения обмена и функций. Так, например, адреналин действует на изолированное сердце в концентрациях 1\10-7 – 1\10-9 г/мл.
В настоящее время многие гормоны выделены в чистом виде. Они представляют собой органические соединения той или иной степени сложности. Гормоны, имеющие сравнительно небольшую молекулу, например, адреналин и тироксин, являются производными аминокислоты тирозина, не имеют видовой специфичности и получены синтетически. Другие гормоны, имеющие белковую природу (инсулин, гормон роста, адренокортикотропный гормон) , у разных животных имеют особенности в химическом строении и физиологической активности.
Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях. Поэтому для поддержания достаточного количества гормонов в крови необходимо постоянное выделение их соответствующей железой. Большинство гормонов действуют на органы более или менее отдаленно от продуцирующей их железы ( дистанционное действие), кроме некоторых , так называемых тканевых, гормонов ( гистамин, серотонин, кинины, простогландины), которые образуются и действуют в самих тканях.
Регуляция образования и выделения гормонов осуществляется сложными нейрогуморальными механизмами. Изменения физиологических процессов или содержания тех или иных веществ в крови и тканях под влиянием внешних воздействий приводят к раздражению специальных нервных окончаний в органах лил чувствительных нейронов центральной нервной системы. Афферентные сигналы от рецепторных аппаратов поступают к нейронам гипоталамуса и центров вегетативной нервной системы. От них эфферентные нервные влияния идут к железам внутренней секреции и оказывают регулирующее действие на продукцию и поступление гормонов в кровь.
В свою очередь сами гормоны изменяют функциональное состояние нервной системы. В целостном организме регуляция осуществляется в тесном взаимодействии нервных и гуморальных факторов, как единый нейрогуморальный процесс.
Уровень секреции некоторых эндокринных желез зависит от содержания в крови продуктов того обмена веществ, который регулируется данной железой. Регуляция осуществляется по принципу обратной связи регулируемого и регулирующего процесса. Так, секреция инсулина (гормона поджелудочной железы, регулирующего углеводный обмен) в значительной степени зависит от концентрации сахара в крови. Снижение содержания сахара тормозит секрецию инсулина. Выделение альдостерона, регулирующего минеральный обмен, зависит от содержания натрия и калия в крови. Выделение гормона паращитовидных желез – от концетрации кальция и фосфора в крови.
Регулирующее влияние на ряд желез внутренней секреции оказывают так называемые
т р о п н ы е г о р м о н ы, образующиеся в гипофизе – эндокринной железе, расположенной в головном мозге. Тропными называются такие гормоны, которые усиливают секрецию какой-либо определенной железы. Например, в гипофизе образуется и выделяется в кровь тиреотропный гормон, усиливающий образование гормона щитовидной железы, адренокортикотропный гормон, активизирующий гормональную функцию коры надпочечников и др. Эти тропные гормоны образуются в гипофизе под влиянием особых секретов, поступающих в гипофиз из гипоталамуса и названных рилизинг-факторами. Каждый такой фактор стимулирует образование определенного тропного гормона. Функциональное состояние эндокринных желез и секреция гормонов в значительной степени зависит от продукции соответствующих тропных гормонов и от содержания в крови периферических гормонов. Так, понижение содержания тироксина или кортизона в крови способствует продукции соответственно тиреотропного и адренокортикотропного гормонов. Наоборот, увеличение содержания в крови гормонов периферических желез вызывает ослабление выделения тропных гормонов. Этим обеспечивается нормальное, находящееся в определенном равновесии образование гормонов, а следовательно, поддерживается постоянство ряда функций организма.
Нарушение гормональной регуляции у человека приводит к тяжелым заболеваниям. Все эндокринные болезни в конечном итоге являются результатом повышения или снижения функций желез внутренней секреции. Избыточное образование гормонов обозначается как гиперфункция тех или иных эндокринных желез, недостаточное образование гормонов – как их гипофункция. Такие нарушения могут быть результатом первичного повреждения желез внутренней секреции патологическими процессами или могут быть обусловлены нарушениями в секреции тропных гормонов, рилизинг-факторов или же связаны с тяжелыми заболеваниями нервной системы.
Для исследования функций желез внутренней секреции применяют экспериментальные и клинические методы. К первым относятся: 1) полное или частичное удаление железы у животных и наблюдение за возникающими после этого нарушениями в деятельности организма или его отдельных систем; 2) избирательное подавление образования гормонов различными химически активными соединениями; 3) пересадка желез от нормального животного к подопытному с удаленными железами и наблюдение за восстановлением функций; 4) введение экстрактов эндокринных желез или химически чистых гормонов нормальному животному или с удаленными железами; 5) определение гормонов в притекающей и оттекающей крови от железы внутренней секреции. К клиническим методам изучения деятельности эндокринных желез относится: тщательное обследование больных с гиперфункцией или гипофункцией этих желез в динамике заболевания, хирургического или медикаментозного лечения с определением содержания гормонов в крови и моче.
По химическому строению гормоны разделяются на следующие группы: 1)белки или полипептиды – гормоны гипофиза, паращитовидной и поджелудочной желез; 2) производные аминокислот – гормоны щитовидной железы и мозгового слоя надпочечников; 3) стероидные соединения – гормоны коры надпочечников и половых желез.
К органам внутренней секреции относятся следующие железы: щитовидная, околощитовидные, зобная, поджелудочная, надпочечники, гипофиз, эпифиз, половые.
Задание № 23. Прочитайте клишированные образцы-схемы написания реферата-описания. Обратите внимание на порядок следования частей:
I. Обозначение тематики и проблематики реферируемой работы:
Глава называется ”…” Тема статьи – ”…” | (даётся название работы) |
Данная работа Основной темой исследования | посвящена (чему?) является (что?) |
II . Обозначение наиболее важной информации работы:
особо останавливается | (на чём?) | |
кто | отдельно выделяет | (что?) |
отмечает важную функцию | (чего?) |
III . Указание на использование автором иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр)
В качестве примера в статье приводятся данные (о чём?),(какие?) |
Говоря (о чём?), автор опирается на примеры (чего?), (откуда?), факты (какие?) |
Для иллюстрации (чего?) автор использует следующие аргументы : … |
IV . Указание на цель, назначение реферируемой работы:
статьи – Цель настоящей работы – монографии – | исследовать вопрос (о чём?) рассмотреть концепцию (чего?) проанализировать (что?) |
описание | |||
Задачей статьи | является | анализ | (чего?) |
было | исследование |
показать | ||
Автор хотел | сформулировать | что? |
доказать |
Задание № 24. Напишите реферат–описание, используйте образцы–схемы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 527.