Бесплатных завтраков не бывает. Бартон Крейн, американский экономический обозреватель
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Составление реферата

5.7.1.  Составление реферата-резюме

Задание № 18. Прочитайте еще раз текст «Пищеварение» и основные моменты работы с текстом: разделить на смысловые части, определить коммуникативную задачу каждой части, составить реферативное описание текста разными способами. Выберите для реферата-резюме нужные варианты.

 

Задание № 19. Прочитайте клишированные образцы-схемы написания реферата-резюме. Обратите внимание на порядок следования частей:

I. Указание автора и заглавия работы:

что кого (чьё) как называется
  статья работа исследование     имя автора (в Р.п.)       называется…. носит название (название работы)

 

кем чего является кто
  автором   работы статьи учения   название работы   является считается   Ф.И.О. автора

 

II .Указание объекта или темы исследования:

 

где безличный глагол или конструкция объект
Здесь   названной статье В данной работе указанной главе     В–этом исследовании данном     речь идёт о том, что… говорится о роли               о месте               о том,что… указывается дано определение даётся описание перечислены подробно рассмотрены вопросы   о чём? чего? что? чьё? (кого?) чего? что чего

 

где кто что делает
В работе под названием… (даётся название статьи) автор останавливается на чём                           на том,что… говорит           о чём                          о том,что…

 

III.Указание субъективной оценки статьи:

 

кто как что делает
          статьи автор работы        исследования учёный       детально подробно доступно просто       анализирует (что?) освещает (что?) объясняет понятие (чего? какое?) предлагает новую классификацию(чего?) вводит новые понятия раскрывает сущность (чего?) даёт полный анализ (чего?)  

IV. Указание на практическую ценность статьи и возможности её использования:

что позволяет сделать что

 

что делает возможным что

 

работа данного автора позволяет по-новому взглянуть(на что?)
проведённый анализ (чего?) позволяет понять (что?)
предложенная классификация делает возможным понимание (чего)

    

      Задание № 20. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части, определите коммуникативную задачу каждой части. Сделайте реферативное описание текста разными способами. Выберите для реферата – резюме нужные варианты. Используйте клишированные образцы-схемы написания реферата-резюме.

 

Задание № 21. Напишите реферат – резюме.

& АФОРИЗМ занятия

 

Современный сервис: обсчитывают быстро и вежливо.

Владимир Черновой

5.7.2.  Составление реферата−описания.

Задание № 22. Прочитайте текст «Внутренняя секреция» . Разделите его на смысловые части, определите коммуникативную задачу каждой части. Сделайте реферативное описание текста разными способами. Выберите для реферата – описания нужные варианты.

 

Текст

  В гуморальной регуляции жизнедеятельности организма важнейшая роль принадлежит гормонам. Гормоны образуются в клетках желез внутренней секреции, поступают непосредственно в кровь сосудов, снабжающих железы, разносятся кровью по организму, усиливая или ослабляя деятельность разных органов. Некоторые гормоны влияют на развитие и рост организма, формирование его систем.

  Механизмы действия гормонов на ткани и органы недостаточно изучены. Гормоны действуют в основном на процессы, происходящие в клетках, в их цитоплазматических структурах. Одни гормоны изменяют проницаемость клеточной мембраны, другие регулируют образование ферментов, воздействуя, по-видимому, на генетический аппарат, тем самым ускоряя или замедляя определенные биохимические процессы.

  По направленности действия гормоны разных желез могут быть разделены на две группы: анаболические и катаболические. Гормоны первой группы (соматотропный гормон гипофиза, отчасти инсулин) стимулируют анаболизм, т.е. синтез веществ и их депонирование; гормоны второй группы ( тироксин, адреналин, отчасти половые гормоны) усиливают катаболизм, т.е. повышают обмен веществ, выработку и расход энергии в организме. Различная направленность влияния гормонов на обмен веществ связана с избирательным их воздействием на ферментативную активность, обеспечивающую процессы синтеза и расщепления белков, жиров и углеводов.

Гормоны участвуют в поддержании постоянства состава крови (уровня воды, сахара, электролитов), тем самым проявляя свойства регуляторов гомеостаза. Гормоны являются весьма активными веществами, так как в очень небольшой концентрации вызывают существенные изменения обмена и функций. Так, например, адреналин действует на изолированное сердце в концентрациях 1\10-7 – 1\10-9 г/мл.

  В настоящее время многие гормоны выделены в чистом виде. Они представляют собой органические соединения той или иной степени сложности. Гормоны, имеющие сравнительно небольшую молекулу, например, адреналин и тироксин, являются производными аминокислоты тирозина, не имеют видовой специфичности и получены синтетически. Другие гормоны, имеющие белковую природу (инсулин, гормон роста, адренокортикотропный гормон) , у разных животных имеют особенности в химическом строении и физиологической активности.

  Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях. Поэтому для поддержания достаточного количества гормонов в крови необходимо постоянное выделение их соответствующей железой. Большинство гормонов действуют на органы более или менее отдаленно от продуцирующей их железы ( дистанционное действие), кроме некоторых , так называемых тканевых, гормонов ( гистамин, серотонин, кинины, простогландины), которые образуются и действуют в самих тканях.                                     

  Регуляция образования и выделения гормонов осуществляется сложными нейрогуморальными механизмами. Изменения физиологических процессов или содержания тех или иных веществ в крови и тканях под влиянием внешних воздействий приводят к раздражению специальных нервных окончаний в органах лил чувствительных нейронов центральной нервной системы. Афферентные сигналы от рецепторных аппаратов поступают к нейронам гипоталамуса и центров вегетативной нервной системы. От них эфферентные нервные влияния идут к железам внутренней секреции и оказывают регулирующее действие на продукцию и поступление гормонов в кровь.

    В свою очередь сами гормоны изменяют функциональное состояние нервной системы. В целостном организме регуляция осуществляется в тесном взаимодействии нервных и гуморальных факторов, как единый нейрогуморальный процесс.

   Уровень секреции некоторых эндокринных желез зависит от содержания в крови продуктов того обмена веществ, который регулируется данной железой. Регуляция осуществляется по принципу обратной связи регулируемого и регулирующего процесса. Так, секреция инсулина (гормона поджелудочной железы, регулирующего углеводный обмен) в значительной степени зависит от концентрации сахара в крови. Снижение содержания сахара тормозит секрецию инсулина. Выделение альдостерона, регулирующего минеральный обмен, зависит от содержания натрия и калия в крови. Выделение гормона паращитовидных желез – от концетрации кальция и фосфора в крови.

   Регулирующее влияние на ряд желез внутренней секреции оказывают так называемые

 т р о п н ы е г о р м о н ы, образующиеся в гипофизе – эндокринной железе, расположенной в головном мозге. Тропными называются такие гормоны, которые усиливают секрецию какой-либо определенной железы. Например, в гипофизе образуется и выделяется в кровь тиреотропный гормон, усиливающий образование гормона щитовидной железы, адренокортикотропный гормон, активизирующий гормональную функцию коры надпочечников и др. Эти тропные гормоны образуются в гипофизе под влиянием особых секретов, поступающих в гипофиз из гипоталамуса и названных рилизинг-факторами. Каждый такой фактор стимулирует образование определенного тропного гормона. Функциональное состояние эндокринных желез и секреция гормонов в значительной степени зависит от продукции соответствующих тропных гормонов и от содержания в крови периферических гормонов. Так, понижение содержания тироксина или кортизона в крови способствует продукции соответственно тиреотропного и адренокортикотропного гормонов. Наоборот, увеличение содержания в крови гормонов периферических желез вызывает ослабление выделения тропных гормонов. Этим обеспечивается нормальное, находящееся в определенном равновесии образование гормонов, а следовательно, поддерживается постоянство ряда функций организма.

  Нарушение гормональной регуляции у человека приводит к тяжелым заболеваниям. Все эндокринные болезни в конечном итоге являются результатом повышения или снижения функций желез внутренней секреции. Избыточное образование гормонов обозначается как гиперфункция тех или иных эндокринных желез, недостаточное образование гормонов – как их гипофункция. Такие нарушения могут быть результатом первичного повреждения желез внутренней секреции патологическими процессами или могут быть обусловлены нарушениями в секреции тропных гормонов, рилизинг-факторов или же связаны с тяжелыми заболеваниями нервной системы.                             

    Для исследования функций желез внутренней секреции применяют экспериментальные и клинические методы. К первым относятся: 1) полное или частичное удаление железы у животных и наблюдение за возникающими после этого нарушениями в деятельности организма или его отдельных систем; 2) избирательное подавление образования гормонов различными химически активными соединениями; 3) пересадка желез от нормального животного к подопытному с удаленными железами и наблюдение за восстановлением функций; 4) введение экстрактов эндокринных желез или химически чистых гормонов нормальному животному или с удаленными железами; 5) определение гормонов в притекающей и оттекающей крови от железы внутренней секреции. К клиническим методам изучения деятельности эндокринных желез относится: тщательное обследование больных с гиперфункцией или гипофункцией этих желез в динамике заболевания, хирургического или медикаментозного лечения с определением содержания гормонов в крови и моче.

     По химическому строению гормоны разделяются на следующие группы: 1)белки или полипептиды – гормоны гипофиза, паращитовидной и поджелудочной желез; 2) производные аминокислот – гормоны щитовидной железы и мозгового слоя надпочечников; 3) стероидные соединения – гормоны коры надпочечников и половых желез.

    К органам внутренней секреции относятся следующие железы: щитовидная, околощитовидные, зобная, поджелудочная, надпочечники, гипофиз, эпифиз, половые.

 

Задание № 23. Прочитайте клишированные образцы-схемы написания реферата-описания. Обратите внимание на порядок следования частей:

I. Обозначение тематики и проблематики реферируемой работы:

 

 Глава называется ”…” Тема статьи – ”…”   (даётся название работы)
Данная работа Основной темой исследования   посвящена (чему?) является (что?)

II . Обозначение наиболее важной информации работы:

 

особо останавливается (на чём?)
кто отдельно выделяет (что?)
отмечает важную функцию (чего?)

III . Указание на использование автором иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр)

В качестве примера в статье приводятся данные   (о чём?),(какие?)  
Говоря (о чём?), автор опирается на примеры (чего?), (откуда?),                                                                    факты  (какие?)  
 Для иллюстрации (чего?) автор использует следующие аргументы : …

IV . Указание на цель, назначение реферируемой работы:

         статьи – Цель настоящей работы –         монографии – исследовать вопрос (о чём?) рассмотреть концепцию (чего?) проанализировать (что?)

 

  описание
Задачей статьи является анализ (чего?)
  было исследование
  показать  
Автор хотел сформулировать что?
  доказать  

 

Задание № 24. Напишите реферат–описание, используйте образцы–схемы.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 486.