Составление конспекта текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 ♦ Конспект – это и форма компрессии текста, и способ хранения информации. Его основная цель – отсроченное (удаленное во времени) использование фиксируемой информации. Составление конспекта – процесс индивидуальный: отбор, переработка и сама запись материала зависит от составителя. Информация легче восстанавливается, если используются различные способы выделения: цвет, рамки, подчеркивания, внетекстовые и внутритекстовые символы и т.п. Однако существуют общие принципы составления конспекта: обязательная фиксация основной информации, опора на план (реальный или виртуальный), сохраняющая общую структуру исходного текста, наличие цифровых и фактических сведений текста-источника. По форме изложения конспекты подразделяются на следующие виды:

Таблица 1

 

Виды Характеристика     Назначение
Плановый Составляется с помощью предварительного плана текста. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Помогает последовательно и четко излагать информацию текста, обобщать его содержание в формулировках плана.  
Текстуальный Составляется в основном из цитат или близко к тексту. Выписки связываются друг с другом цепью логических переходов. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Использование цитат помогает выявить спорные моменты. Целесообразно использовать при сравнительном анализе положений, высказанных рядом авторов.
Свобод ный Основные положения такого конспекта формулируются самим составителем. Передавать информацию можно путем перефразирования (несколько изменяя и сокращая авторский текст) и переработки (передавая содержание своими словами). Используется в основном для хранения информации.
Тематический Используется несколько источников. Дает ответ на поставленный вопрос – тему, но не отражает полностью содержания источников. Помогает всесторонне обдумать тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

 

 ●  Составим один из возможных вариантов составления конспекта текста

«Анатомия и физиология».

Текст.

   Физиология и анатомия относятся к биологическим наукам, так как предметом их изучения являются живые организмы. Физиология изучает процессы жизнедеятельности, функции организма, его систем, органов, тканей и клеток. Анатомия изучает строение организма и составляющих его систем и органов.

   Физиология и анатомия тесно связаны между собой, так как функция и структура в организме взаимообусловлены. Каждая клетка, ткань, орган приспособлены к выполнению определенной деятельности. Например, мышечная клетка – к сокращению, секреторная – к образованию необходимых для организма веществ, сосуды – для движения крови, нервы – для проведения возбуждения и т.д. Такое приспособление структурных частей организма к разным видам деятельности формировалось в процессе эволюции животного мира.

   Организм высокоразвитых животных состоит из многочисленных разнообразных клеток, тканей и органов, обладающих специфическими чертами строения и специализированными функциями. Однако организм не является простой суммой этих структур и функций. Он объединяет, интегрирует структуры и функции в ц е л о с т н у ю б и о л г и ч е с к у ю с и с т е м у. Биологическая система обладает качественно новыми свойствами по сравнению с неживой природой: обменом веществ и энергией, восприятием и хранением информации, саморегуляцией, целенаправленными функциями для приспособления к окружающей среде, размножением.

   Физиология и анатомия исследуют свойства человека и животных, стоящих на разных ступенях развития. Иначе говоря, эти науки изучают изменения свойств организмов в процессе филогенеза. С целью более глубокого изучения закономерностей функции и структуры организма их исследуют на разных стадиях онтогенеза, т.е. в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни. Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология – раздел анатомии и физиологии, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология. Таким образом, в анатомии и физиологии пользуются историческим подходом в изучении строения и функции организма.

 

●  Алгоритм действий:

● Разделить текст на смысловые части.

● Определить коммуникативную задачу каждой части.

●Зафиксировать в конспекте предложения, в которых выражена коммуникативная задача, осуществляя компрессию на уровне предложения (см. разд. «Основная и дополнительная информация текста»). 

Составление конспекта текста «Анатомия и физиология».

· В данном тексте 4 смысловые части по ключевым словам: предмет изучения, функции организма, строение организма; структура, функция, взаимообусловлены; биологическая система, качественно новые свойства; анатомия, физиология, исследовать, процесс онтогенеза, процесс филогенеза, разделы анатомии и физиологии.

· Определяем коммуникативную задачу каждой части. В данном тексте смысловые части совпадают с границами абзацев: ▪1 – Предмет изучения анатомии и физиологии; ▪2 – Причины тесной взаимосвязи анатомии и физиологии; ▪3 – Понятие биологической системы; ▪4 – Разделы анатомии и физиологии.

· Фиксируем в конспекте предложения, в которых выражена коммуникативная задача, осуществляя компрессию на уровне предложения (см. разд. «Основная и дополнительная информация текста»). 

Таблица 2

  Исходный текст   Конспект
  Физиология и анатомия относятся к биологическим наукам, так как предметом их изучения являются живые организмы. Физиология изучает процессы жизнедеятельности, функции организма, его систем, органов, тканей и клеток. Анатомия изучает строение организма и составляющих его систем и органов. Физиология и анатомия тесно связаны между собой, так как функция и структура в организме взаимообусловлены. Каждая клетка, ткань, орган приспособлены к выполнению определенной деятельности. Например, мышечная клетка – к сокращению, секреторная – к образованию необходимых для организма веществ, сосуды – для движения крови, нервы – для проведения возбуждения и т.д. Такое приспособление структурных частей организма к разным видам деятельности формировалось в процессе эволюции животного мира.   Организм высокоразвитых животных состоит из многочисленных разнообразных клеток, тканей и органов, обладающих специфическими чертами строения и специализированными функциями. Однако организм не является простой суммой этих структур и функций. Он объединяет, интегрирует структуры и функции в ц е л о с т н у ю б и о л г и ч е с к у ю с и с т е м у. Биологическая система обладает качественно новыми свойствами по сравнению с неживой природой: обменом веществ и энергией, восприятием и хранением информации, саморегуляцией, целенаправленными функциями для приспособления к окружающей среде, размножением. Физиология и анатомия исследуют свойства человека и животных, стоящих на разных ступенях развития. Иначе говоря, эти науки изучают изменения свойств организмов в процессе филогенеза. С целью более глубокого изучения закономерностей функции и структуры организма их исследуют на разных стадиях онтогенеза, т.е. в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни. Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология – раздел анатомии и физиологии, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология. Таким образом, в анатомии и физиологии пользуются историческим подходом в изучении строения и функции организма.    • Предмет изучения *   Физиология изучает                                                                                              процессы жизнедеятельности, функции организма, а анатомия – его строение.      • Причины тесной взаимосвязи анатомии и физиологии ** Физиология и анатомия тесно связаны между собой, так как функция и структура в организме взаимообусловлены. Напр. Мышечная клетка – сокращение и т.д.     • Понятие биологической системы *** Организм объединяет, интегрирует структуры и функции в целостную биологическую систему, которая обладает качественно новыми свойствами по сравнению с неживой природой: обменом веществ и энергией, восприятием и хранением информации, саморегуляцией, целенаправленными функциями для приспособления к окружающей среде, размножением.     • Разделы анатомии  и физиологии ** **    Анатомия и физиология изучают изменения свойств организмов в процессе филогенеза и онтогенеза. Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология.   

  

Задание № 5. Прочитайте таблицы 1 и 2. Сравните исходный текст и текст конспекта. Определите, к какому виду относится данный конспект. Аргументируйте свой выбор.

 

Задание № 6. Прочитайте текст «Костная система». Составьте его конспект.

 

Текст.

  Опорно-двигательный аппарат подразделяют на пассивную (скелет и его соединения) и активную (мышцы) части. Обе части функционально тесно связаны между собой.

  Костная система выполняет ряд функций, имеющих механическое и биологическое значение. Механическая функция связана со способностью костной системы осуществлять опору, движение и защиту.

  Опорная функция состоит в прикреплении мягких тканей и органов к различным частям скелета. Двигательная функция становится возможной благодаря строению костей в виде длинных и коротких рычагов, соединенных подвижными сочленениями и перемещающихся в результате сокращения мышц. Защитная функция осуществляется образованием из отдельных костей костного канала – позвоночного, предохраняющего спинной мозг; костной коробки – черепа, защищающего головной мозг; костной грудной клетки, защищающей сердце и легкие; костного вместилища – таза, предохраняющего органы размножения.

  Метаболическая функция костной системы связана с участием костей в обмене веществ. Кости являются депо минеральных солей – фосфора, кальция, железа и др.Кости выполняют еще кроветворную функцию, поскольку в них содержится костный мозг, где вырабатывается большая часть крови.

  Костное вещество состоит из органических веществ, главным образом оссеина, и неорганических веществ, главным образом фосфорнокислого кальция. Эластичность кости зависит от оссеина, а твердость ее – от минеральных солей. Сочетание органических и неорганических веществ в живой кости придают ей необычайную крепость и упругость. В этом убеждают и возрастные изменения кости. У маленьких детей содержание оссеина в костях сравнительно высокое, кости отличаются большой гибкостью и поэтому редко ломаются. Наоборот, в старости, когда соотношение органических и неорганических веществ в пользу последних, кости становятся менее эластичными и более хрупкими, вследствие чего переломы костей чаще всего наблюдаются в пожилом возрасте.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 735.