♦ Конспект – это и форма компрессии текста, и способ хранения информации. Его основная цель – отсроченное (удаленное во времени) использование фиксируемой информации. Составление конспекта – процесс индивидуальный: отбор, переработка и сама запись материала зависит от составителя. Информация легче восстанавливается, если используются различные способы выделения: цвет, рамки, подчеркивания, внетекстовые и внутритекстовые символы и т.п. Однако существуют общие принципы составления конспекта: обязательная фиксация основной информации, опора на план (реальный или виртуальный), сохраняющая общую структуру исходного текста, наличие цифровых и фактических сведений текста-источника. По форме изложения конспекты подразделяются на следующие виды:
Таблица 1
Виды | Характеристика | Назначение |
Плановый | Составляется с помощью предварительного плана текста. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. | Помогает последовательно и четко излагать информацию текста, обобщать его содержание в формулировках плана. |
Текстуальный | Составляется в основном из цитат или близко к тексту. Выписки связываются друг с другом цепью логических переходов. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. | Использование цитат помогает выявить спорные моменты. Целесообразно использовать при сравнительном анализе положений, высказанных рядом авторов. |
Свобод ный | Основные положения такого конспекта формулируются самим составителем. Передавать информацию можно путем перефразирования (несколько изменяя и сокращая авторский текст) и переработки (передавая содержание своими словами). | Используется в основном для хранения информации. |
Тематический | Используется несколько источников. Дает ответ на поставленный вопрос – тему, но не отражает полностью содержания источников. | Помогает всесторонне обдумать тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. |
● Составим один из возможных вариантов составления конспекта текста
«Анатомия и физиология».
Текст.
Физиология и анатомия относятся к биологическим наукам, так как предметом их изучения являются живые организмы. Физиология изучает процессы жизнедеятельности, функции организма, его систем, органов, тканей и клеток. Анатомия изучает строение организма и составляющих его систем и органов.
Физиология и анатомия тесно связаны между собой, так как функция и структура в организме взаимообусловлены. Каждая клетка, ткань, орган приспособлены к выполнению определенной деятельности. Например, мышечная клетка – к сокращению, секреторная – к образованию необходимых для организма веществ, сосуды – для движения крови, нервы – для проведения возбуждения и т.д. Такое приспособление структурных частей организма к разным видам деятельности формировалось в процессе эволюции животного мира.
Организм высокоразвитых животных состоит из многочисленных разнообразных клеток, тканей и органов, обладающих специфическими чертами строения и специализированными функциями. Однако организм не является простой суммой этих структур и функций. Он объединяет, интегрирует структуры и функции в ц е л о с т н у ю б и о л г и ч е с к у ю с и с т е м у. Биологическая система обладает качественно новыми свойствами по сравнению с неживой природой: обменом веществ и энергией, восприятием и хранением информации, саморегуляцией, целенаправленными функциями для приспособления к окружающей среде, размножением.
Физиология и анатомия исследуют свойства человека и животных, стоящих на разных ступенях развития. Иначе говоря, эти науки изучают изменения свойств организмов в процессе филогенеза. С целью более глубокого изучения закономерностей функции и структуры организма их исследуют на разных стадиях онтогенеза, т.е. в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни. Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология – раздел анатомии и физиологии, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология. Таким образом, в анатомии и физиологии пользуются историческим подходом в изучении строения и функции организма.
● Алгоритм действий:
● Разделить текст на смысловые части.
● Определить коммуникативную задачу каждой части.
●Зафиксировать в конспекте предложения, в которых выражена коммуникативная задача, осуществляя компрессию на уровне предложения (см. разд. «Основная и дополнительная информация текста»).
Составление конспекта текста «Анатомия и физиология».
· В данном тексте 4 смысловые части по ключевым словам: предмет изучения, функции организма, строение организма; структура, функция, взаимообусловлены; биологическая система, качественно новые свойства; анатомия, физиология, исследовать, процесс онтогенеза, процесс филогенеза, разделы анатомии и физиологии.
· Определяем коммуникативную задачу каждой части. В данном тексте смысловые части совпадают с границами абзацев: ▪1 – Предмет изучения анатомии и физиологии; ▪2 – Причины тесной взаимосвязи анатомии и физиологии; ▪3 – Понятие биологической системы; ▪4 – Разделы анатомии и физиологии.
· Фиксируем в конспекте предложения, в которых выражена коммуникативная задача, осуществляя компрессию на уровне предложения (см. разд. «Основная и дополнительная информация текста»).
Таблица 2
Исходный текст | Конспект |
Физиология и анатомия относятся к биологическим наукам, так как предметом их изучения являются живые организмы. Физиология изучает процессы жизнедеятельности, функции организма, его систем, органов, тканей и клеток. Анатомия изучает строение организма и составляющих его систем и органов. Физиология и анатомия тесно связаны между собой, так как функция и структура в организме взаимообусловлены. Каждая клетка, ткань, орган приспособлены к выполнению определенной деятельности. Например, мышечная клетка – к сокращению, секреторная – к образованию необходимых для организма веществ, сосуды – для движения крови, нервы – для проведения возбуждения и т.д. Такое приспособление структурных частей организма к разным видам деятельности формировалось в процессе эволюции животного мира. Организм высокоразвитых животных состоит из многочисленных разнообразных клеток, тканей и органов, обладающих специфическими чертами строения и специализированными функциями. Однако организм не является простой суммой этих структур и функций. Он объединяет, интегрирует структуры и функции в ц е л о с т н у ю б и о л г и ч е с к у ю с и с т е м у. Биологическая система обладает качественно новыми свойствами по сравнению с неживой природой: обменом веществ и энергией, восприятием и хранением информации, саморегуляцией, целенаправленными функциями для приспособления к окружающей среде, размножением. Физиология и анатомия исследуют свойства человека и животных, стоящих на разных ступенях развития. Иначе говоря, эти науки изучают изменения свойств организмов в процессе филогенеза. С целью более глубокого изучения закономерностей функции и структуры организма их исследуют на разных стадиях онтогенеза, т.е. в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни. Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология – раздел анатомии и физиологии, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология. Таким образом, в анатомии и физиологии пользуются историческим подходом в изучении строения и функции организма. | • Предмет изучения * Физиология изучает процессы жизнедеятельности, функции организма, а анатомия – его строение. • Причины тесной взаимосвязи анатомии и физиологии ** Физиология и анатомия тесно связаны между собой, так как функция и структура в организме взаимообусловлены. Напр. Мышечная клетка – сокращение и т.д. • Понятие биологической системы *** Организм объединяет, интегрирует структуры и функции в целостную биологическую систему, которая обладает качественно новыми свойствами по сравнению с неживой природой: обменом веществ и энергией, восприятием и хранением информации, саморегуляцией, целенаправленными функциями для приспособления к окружающей среде, размножением. • Разделы анатомии и физиологии ** ** Анатомия и физиология изучают изменения свойств организмов в процессе филогенеза и онтогенеза. Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология. |
Задание № 5. Прочитайте таблицы 1 и 2. Сравните исходный текст и текст конспекта. Определите, к какому виду относится данный конспект. Аргументируйте свой выбор.
Задание № 6. Прочитайте текст «Костная система». Составьте его конспект.
Текст.
Опорно-двигательный аппарат подразделяют на пассивную (скелет и его соединения) и активную (мышцы) части. Обе части функционально тесно связаны между собой.
Костная система выполняет ряд функций, имеющих механическое и биологическое значение. Механическая функция связана со способностью костной системы осуществлять опору, движение и защиту.
Опорная функция состоит в прикреплении мягких тканей и органов к различным частям скелета. Двигательная функция становится возможной благодаря строению костей в виде длинных и коротких рычагов, соединенных подвижными сочленениями и перемещающихся в результате сокращения мышц. Защитная функция осуществляется образованием из отдельных костей костного канала – позвоночного, предохраняющего спинной мозг; костной коробки – черепа, защищающего головной мозг; костной грудной клетки, защищающей сердце и легкие; костного вместилища – таза, предохраняющего органы размножения.
Метаболическая функция костной системы связана с участием костей в обмене веществ. Кости являются депо минеральных солей – фосфора, кальция, железа и др.Кости выполняют еще кроветворную функцию, поскольку в них содержится костный мозг, где вырабатывается большая часть крови.
Костное вещество состоит из органических веществ, главным образом оссеина, и неорганических веществ, главным образом фосфорнокислого кальция. Эластичность кости зависит от оссеина, а твердость ее – от минеральных солей. Сочетание органических и неорганических веществ в живой кости придают ей необычайную крепость и упругость. В этом убеждают и возрастные изменения кости. У маленьких детей содержание оссеина в костях сравнительно высокое, кости отличаются большой гибкостью и поэтому редко ломаются. Наоборот, в старости, когда соотношение органических и неорганических веществ в пользу последних, кости становятся менее эластичными и более хрупкими, вследствие чего переломы костей чаще всего наблюдаются в пожилом возрасте.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 791.