Теоретические сведения
♦ Научная речь, как и деловая, публицистическая или обиходно-бытовая, существует в двух формах общения – устной и письменной. По количеству участников общения можно говорить о монологе, диалоге и полилоге. В диалоге участвуют два человека. Полилог реализуется в беседе 3 – 7 человек. Монолог – это речь одного человека.
♦ О жанрах письменной научной речи подробно говорилось в предыдущих разделах, в этом разделе речь пойдет об особенностях устной научной речи в ее диалогической и монологической форме.
Таблица
Характерные черты научной диалогической речи*
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Диалог-расспрос
Диалоги данного типа строятся по модели:
• запрос информации общего или частного характера;
• ответ на вопрос (краткий или развернутый).
Для диалога-расспроса типичны вопросы общего характера:
Кто такой…? Что такое...? Что за...? Что представляет собой...?
Чем является...? Как называется наука о...?
Эти вопросы касаются деятеля науки, природы предмета (явления), научного события, результата действия и т.п.
Кроме того, возможны частные уточняющие вопросы о времени и месте события, о цели действия, об отличительных чертах предмета (явления):
Каков...? Какова...? Каково...? Каковы...? Какие признаки присущи...?
Из чего состоит...?
Возможны также вопросы-предположения, то есть вопросы без вопросительного слова типа: Возможно данное понятие многозначно?
Краткий ответ обычно ориентирован на логический центр вопроса и содержит тему и рему, а развёрнутый ответ содержит ещё пояснения и уточнения.
2. Диалог-унисон (= согласие)
Диалоги данного типа строятся по моделям:
Ая модель:
• утвердительное высказывание некоторого лица;
• высказывание другого лица, которое соглашается с информацией первого лица;
Ая модель:
• утвердительное высказывание некоторого лица;
• высказывание другого лица, которое не только соглашается с информацией
первого, но и иллюстрирует её конкретными примерами-доказательствами;
• утвердительное высказывание некоторого лица;
Я модель:
• высказывание другого лица, которое не только соглашается с информацией первого, но и развивает высказанную мысль дальше, дополняя и расширяя её.
Для построения диалога-унисона необходимы речевые реализации таких коммуникативных потребностей, как (1) согласие с полученной информацией (Я тоже так думаю; Я совершенно с Вами согласен и под.); (2) иллюстрация информации (Я могу это проиллюстрировать примером; Это легко доказывается тем, что...; Это можно показать на примере (чего?) и под.);
(3) логический вывод в аргументации (Из этого следует, вытекает, понятно, что...); (4) добавление (кроме того, следует добавить, что... и под.);
(5) пояснение (а именно, то есть...); (6) уточнение (вернее..., если выразиться точнее ... и под.).
3.Диалог - диссонанс (= несогласие)
Диалоги данного типа строятся по моделям:
Ая модель:
• утвердительное высказывание некоторого лица;
• несогласие другого лица с информацией первого лица и обоснование этого несогласия, то есть аргументация.
Для построения диалога-диссонанса по этой модели необходимы речевые реализации (1) несогласия (Я не разделяю вашу точку зрения; нам представляется, что Вы не правы, говоря о... и под.) и (2) аргументации. Последние предполагают вступление (В начале нам хотелось бы остановиться на (чём?) и под.), сопоставление одного аргумента с другим (С одной стороны..., а с другой стороны и под.), установление порядка следования аргументов (Во-первых, во-вторых), добавление к аргументам (кроме того, следует добавить, что... и под.), пояснение (иначе говоря, другими словами), выделение главной информации (главное... прежде всего..., следует подчеркнуть...), введение примеров (для примера приведём... и под.), указание на источник информации как вид аргументации (по словам (кого?), по мнению (кого?), согласно точки зрения (кого?) и под.), указание на конец аргументации (наконец, таким образом и под.).
Ая модель:
• утвердительное высказывание некоторого лица;
• частичное согласие второго лица с информацией, высказанной первым, и обоснование частичного согласия, то есть аргументация частичного несогласия.
Для построения диалога-диссонанса по этой модели необходимы речевые реализации частичного согласия типа «с этим можно согласиться при условии, если...; Вы правы, но...; Вы правы, однако... и под.», а также речевые реализации аргументации (см. выше).
4. а) диалог - переспрос
б) диалог – уточнение
а)Диалоги данного типа строятся по модели:
· утвердительное или вопросительное, или восклицательное высказывание некоторого лица;
· переспрос с мотивировкой того, почему возникла необходимость в
переспросе; затем (1) просьба что-то повторить, объяснить, уточнить или
(2) вопрос уточняющего характера.
Для построения диалога данного типа необходимы речевые реализации переспроса (Я не успел записать; я не понял; я не расслышал и под.), а также выражение просьбы о повторении или об уточнении чего-либо (Не могли бы вы повторить / уточнить..., Повторите, пожалуйста, ещё раз..., и под.), а также формулировки вопроса уточняющего характера (Если я правильно понял, Вы сказали, что...; Вы сказали, что...; Вы сказали, что..., не так ли? и под.).
б)Диалоги данного типа строятся по модели:
• утвердительное высказывание некоторого лица;
• высказывание другого лица, которое предварительно отделило достоверную (истинную) информацию от недостоверной (неистинной) и которое (1) соглашается с достоверной информацией; (2) указывает на наличие недостоверной информации; (3) вносит уточнения, поправки.
Для построения диалога-уточнения необходимы речевые реализации следующих коммуникативных потребностей (1) согласие с полученной информацией (Могу согласиться с тем, что... и под.); (2) абсолютная уверенность в достоверности (Совершенно ясно, что...; Очевидно, что...; Бесспорно/безусловно, что... и под.); (3) сомнение в достоверности информации (Возможно, что...; Не вполне ясно, что...; Вызывает сомнение тот факт, что... и под.); (4) уточнение, поправка (Вернее было бы говорить о...; Если выразиться точнее, то... и под.).
Диалог - обсуждение
Диалог данного типа объединяет в себе модели всех предыдущих типов диалогов (расспроса, унисона, диссонанса, переспроса и уточнения); в нём могут участвовать несколько лиц (больше двух), поэтому его часто называют полилогом. Для него характерна одна тема, в рамках которой раскрываются различные проблемы. Это может быть, например, обсуждение проблем, тематически связанных с прочитанным текстом.
Для построения полилога необходимы речевые реализации разнообразных коммуникативных потребностей. Приведём перечень некоторых из них: (1) введение в проблематику: а) указание на актуальность поднятой проблемы (Темой нашей дискуссии является актуальная проблема (чего?); Мы собрались, чтобы обсудить актуальную проблему (чего?) и под.) или
б) краткое изложение истории проблемы (Начало изучения данной проблемы было положено в трудах такого-то учёного ещё в (дата); Большой вклад в развитие вопроса (о чём?) внесли такие-то учёные; В наше время проблема продолжает быть актуальной, так как... и под.) или изложение разных точек зрения на известную актуальную проблему (Сейчас одна из важнейших проблем — это проблема...; Существует несколько точек зрения на данную проблему: одни за..., однако другие протестуют npomuв...; По этому вопросу существуют разногласия; в этом вопросе нет единства и под ).
(2) уточнение восприятия информации: а) переспрос собеседника (Повторите, пожалуйста, ещё раз...; Что вы имеете в виду? и под); или просьба к собеседнику объяснить свою позицию (Хотелось бы, чтобы Вы уточнили свою позицию по вопросу о...; Что вы ещё можете сказать по этому поводу? и под.) или в) просьба к собеседнику прояснить чью-то точку зрения (Вы тоже так считаете? А как вы думаете? Что Вы об этом думаете? и под.).
(3) поддержание контакта с собеседником: а) привлечение внимания собеседника (Прошу вас...; Согласитесь, что...; Вы считаете, что + перефразирование мысли собеседника; и под.); б) запрос информации о мнении собеседника (Каково Ваше мнение? Интересно услышать Ваше мнение и под); в) стимулирование собеседника к выражению своей позиции (Я Вас внимательно слушаю...; то, о чем Вы говорите очень интересно и под.);
г) ограничение активности собеседника (Извините...; Разрешите Вас прервать...; Простите, можно задать вопрос? и под.); д) просьба о коррекции способа передачи информации (Помедленнее/погромче, пожалуйста; Будьте добры, не так быстро... и под.).
(4) собственное включение в беседу: а) просьба разрешить выступить (Разрешите мне выступить; Разрешите мне сказать несколько слов... и под.); б) присоединение к уже высказанной точке зрения (Я тоже так считаю; Здесь наши мнения совпадают и под.); в) выражение сомнения в достоверности информации (Это вызывает сомнение...; Нет полной уверенности в том, что...; Я не совсем уверен в этом... и под); г) выражение несогласия с собеседником (Нам представляется, что... не прав; Я думаю иначе; Я придерживаюсь иной точки зрения и под.); д) выражение возражения (Вызывает возражение...; Мне хотелось бы возразить; У меня есть возражение и под.); е) опровержение чужого мнения или положения с приведением контраргументов (= примеры-иллюстрации; ссылки на известных учёных; отсылки к общей памяти участников диалога): Начнем с того, что покажем...; А теперь обратимся к..., Как уже говорилось...; В подтверждение сказанного приведём пример...; Это положение можно проиллюстрировать рядом примеров...; Некоторые исследователи считают, что...; согласно учению...; Как вы знаете...; Как вы помните...; и под.); ё) объяснение своей позиции (Как нам представляется...; На наш взгляд...; Я думаю, что ...; С нашей точки зрения ... и под.); ж) самокоррекция (Я имею в виду...; Я хотел бы сказать...; Я не совсем точно выразился... и под ).
(5) подведение частных и общих итогов обсуждения, обобщение высказанной в ходе обсуждения информации, расстановка акцентов (Итак, таким образом...; На основании сказанного выше ...; Необходимо сделать вывод о...; Обобщая сказанное, сделаем вывод... и под.).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 713.