Определение основной и дополнительной информации текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

♦  Как уже говорилось, информация текста по степени значимости делится на основную и дополнительную. Основная информация, как правило, содержится в тех предложениях, в которых выражена коммуникативная задача всего текста или его смысловых частей. Дополнительная информация конкретизирует и уточняет основную, иллюстрирует ее примерами, цифрами, фактами, графиками, диаграммами. По содержанию дополнительная информация бывает вводной подводит к основной информации, вводит в ситуацию, конкретизирующейуточняет, детализирует основную информацию, иллюстративной – иллюстрирует основную информацию примерами, дублирующейобъясняет основную информацию другими словами, резюмирующейобобщает информацию, содержит общие выводы по содержанию текста. Основная и дополнительная информация может быть рассмотрена также и на уровне предложения.

 

  ● Проанализируем информативное содержание по степени значимости на примере текста «Пигментообразующие бактерии»:

 

   Колонии (скопления клеток бактерий) пигментообразующих микробов на плотных средах окрашиваются в красный ( Scrratia marscents, актиномициты, дрожжи), розовый (розовый микрококк), золотистый (золотистый стафилококк), белый (белый стафилококк), фиолетовый (хромобактер фиолетовый), черный и бурый (дрожжи и грибы), желтый или оранжевый (микробактерии туберкулеза) и другие цвета. Некоторые микроорганизмы вырабатывают по два пигмента и более. Так, колонии сарацин окрашиваются в желтый, лимонный, золотистый цвет.

   Образование пигментов происходит при хорошем доступе кислорода, температуре 20 – 25 градусов и у большинства видов при рассеянном солнечном свете.

   Пигменты подразделяются на растворимые в воде( например, бактерии сине-зеленого молока), растворимые в спирте и нерастворимые в воде и спирте(азотобактер, черные и бурые пигменты дрожжей и плесени),а также на хромопарные(поступающие во внешнюю среду) и хромофорные(находящиеся в цитоплазме, вакуолях и оболочке).

  Пигментообразование у микробов имеет определенное физиологическое значение. Возможно, пигменты выполняют в процессах дыхания функцию акцептора водорода, обеспечивают защиту от природной ультрафиолетовой радиации, участвуют в реакциях синтеза, а также обладают антибиотическим действием.

Алгоритм действий:

● Разделить текст на смысловые части на основе ключевых слов;

● Сформулировать коммуникативную задачу каждой смысловой части;

● Определить основную и дополнительную информацию смысловой части;

● Охарактеризовать дополнительную информацию смысловой части по

содержанию;

● Рассмотреть роль каждой смысловой части в пространстве всего текста;

● Выявить возможности компрессии текста на уровне предложения и всего текста.

●Ключевые слова первого абзаца – «пигментообразующие бактерии», «окрашиваются». Ключевые слова второго абзаца – «образование пигментов», происходит», «доступ кислорода», «температура», «рассеянный солнечный свет». Ключевые слова третьего абзаца – «пигменты», «подразделяются». Ключевые слова четвертого абзаца – «пигментообразование», «физиологическое значение». 

 ● В данном тексте просматриваются 4 смысловые части, совпадающие с границами абзацев.

 ● Определение КЗ первой части может вызывать затруднения. Обобщенно предметное содержание можно выразить так: колонии пигментообразующих микробов на плотных средах окрашиваются в разные цвета: красный, желтый и т. д. Значит, первая, простейшая, элементарная категоризация - ЦВЕТ. Однако обратимся к тексту –…на плотных средах окрашиваются…. Следовательно, цвет – это  не изначальное качество микробов, а результат изменения условий существования бактерий или определенных манипуляций с ними. Следующим шагом может стать слово "окрашивание". И этого было бы достаточно в пределах микротекста без учета пространства всего текста. Результатом подобной категоризации других смысловых частей этого текста стали смысловые категории "условия", "классификация", "физиологическое значение". Закономерен вывод, что слово "окрашивание" диссонирует с остальными категориями -  "условия", "классификация", "значение". Семантический объем слова "окрашивание" не соответствует этому уровню категоризации. Следующий шаг: подведение слов "цвет", "окрашивание" под категорию более высокого уровня обобщения. Такую роль может выполнить слово  "свойства". Следовательно, окрашивание пигментообразующих микробов на плотных средах в разные цвета является их неотъемлемым свойством. Таким образом, КЗ первой смысловой части – «свойство пигментообразующих бактерий». КЗ второй смысловой части – «условия пигментообразования». Третьей – «классификация пигментов». Четвертой – «физиологическое значение пигментообразования».

● Информация первого первой смысловой части о том, какие именно бактерии в какие цвета окрашиваются, может быть обобщена:  колонии пигментообразующих микробов на плотных средах окрашиваются в разные цвета. Во второй смысловой части дополнительная информация отсутствует, так как оно состоит только из одного предложения. В третьей смысловой части вся информация, данная самим автором в скобках, считается дополнительной. В четвертой смысловой части коммуникативная задача выражена в первом предложении. Второе предложение уточняет, конкретизирует информацию первого.

● Дополнительная информация первой, третьей и четвертой смысловых частей - конкретизирующая.

● Рассмотрим роль каждой смысловой части в пространстве всего текста: нарушается ли логика изложения при отсутствии именно этой части. При изъятии  первой части логика теряется, неизвестен предмет разговора, заглавие не соответствует содержанию. Следовательно, в первой смысловой части содержится важная информация, влияющая на логику изложения. Если отсутствуют вторая, третья или четвертая смысловые части, теряется только  определенный аспект в рассмотрении темы – «пигментообразующие бактерии»,  но логика изложения сохраняется. Однако необходимо отметить, что информация в тексте предстает в неполном виде. Таким образом, основная информация этого текста содержится в первом предложении первой смысловой части,  в предложениях второй и третьей частей, а также в первом предложении четвертой смысловой части.

● Необходимо также рассмотреть явление компрессии на уровне предложения. Возьмем первое предложение первой смысловой части. Здесь дается пояснение понятия «колонии» как «скопления клеток бактерий». Всякое пояснение, уточнение значения понятия, в том числе и латинское наименование, рассматривается как дополнительная информация и при компрессии текста может быть сокращена. Кроме того информация о том, какие именно бактерии в какие цвета окрашиваются, может быть обобщена: колонии пигментообразующих микробов на плотных средах окрашиваются в разные цвета./42слова в развернутом варианте против 10 слов в сокращенном варианте /.

Задание № 1. Определите в микротекстах основную и дополнительную информацию.

 

Текст 1.

 Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые сложные органические соединения. Эти соединения дают гетеротрофам энергию, необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и новообразование протоплазмы в процессе роста.

 

Текст 2.

Поступающие в клетку органические вещества служат для нее источником, во-первых, небольших «строительных блоков», используемых для биосинтеза новых клеточных компонентов или замены компонентов, отслуживших свой срок, и, во-вторых, источником химической энергии. Когда в клетке происходит расщепление питательных веществ, обычно высвобождается энергия. Значительную ее часть клетка использует на поддержание своих жизненных процессов. Энергия поступает в различные участки клетки и переходит из одной формы в другую.

 

 Текст 3.

  Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные системы координации – нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро, ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят диффузный характер, а в основе ее действия лежит химическая передача сигнала через систему кровообращения.

 

Текст 4.

Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде, называемой плазмой. Клетки составляют около 45%, а плазма – 55% общего объема крови.

Задание № 2. Прочитайте текст. Определите в нем основную и дополнительную информацию.

 

Текст.

  Кровь и лимфа беспрерывно движутся по сосудам человеческого тела, которые густой сетью оплетают его органы и ткани. В результате такого движения крови и лимфы осуществляется доставка кислорода и питательных веществ клеткам, удаление продуктов обмена и гуморальная регуляция деятельности органов и систем в организме.

По характеру циркулирующей жидкости сосудистую систему человека и позвоночных можно разделить на два отдела: кровеносный – систему сосудов, по которым циркулирует кровь (артерии, капилляры, вены и сердце) и лимфатический – систему сосудов, по которым движется лимфа. Лимфатическая система, вступая в процессе эмбриогенеза в связь с кровеносной системой, является добавочным для венозных сосудов руслом. Движение жидкости в лимфатических сосудах происходит так же, как и в венах, в направлении от тканей к центру.

Кровеносная система состоит из центрального органа – сердца и находящихся в соединении с ним замкнутых трубок различного калибра, называемых кровеносными сосудами. Сердце ритмическими сокращениями приводит в движение всю массу крови, содержащуюся в сосудах, которые тоже способствуют кровообращению. Кровеносные сосуды, идущие от сердца и несущие кровь к органам, называются артериями. Артерии, постепенно разветвляясь и уменьшая диаметр, переходят в артериолы, а артериолы – в мельчайшие сосуды – капилляры, по которым артериальная кровь подходит непосредственно к тканям. Здесь происходит газообмен между кровью и тканями, кровь превращается в венозную и переходит в венулы. Венулы, сливаясь, образуют сначала мелкие, а затем крупные вены, по которым кровь возвращается к сердцу.

 

5.3.Составление плана текста

Задание № 3. Прочитайте еще раз теоретические сведения о плане. Что такое план? Какие виды плана существуют? Что представляет собой назывной план? Вопросный? Тезисный?

 

● Составим все три вида плана уже известного вам текста «Пигментообразующие бактерии»:

Алгоритм действий:

● Разделить текст на смысловые части; сформулировать коммуникативную задачу каждой смысловой части – 1▪ «Свойство пигментообразующих бактерий», 2▪ «Условия образования пигментов», 3▪ « Классификация пигментов», 4▪ «Физиологическое значение пигментов». Коммуникативная задача смысловой части, сформулированная в виде назывного предложения, и есть пункт назывного плана. Следовательно, назывной план текста выглядит так:

1. Свойство пигментообразующих бактерий.

2. Условия образования пигментов.

3. Классификация пигментов.

4. Физиологическое значение пигментов.

 

●  Задать вопрос к каждому пункту назывного плана – 1▪ Каким свойством обладают пигментообразующие бактерии?, 2▪При каких условиях образуются пигменты?, 3▪ На какие группы и по какому признаку делятся все пигменты? 4▪ Каково физиологическое значение пигментов?

 

Вопросный план имеет такой вид:

1. Каким свойством обладают пигментообразующие бактерии?

2. При каких условиях образуются пигменты?

3. На какие группы и по какому признаку делятся все пигменты?

4. Каково физиологическое значение пигментов?

 

● Дать ответ на заданные вопросы, используя предложения, в которых выражается коммуникативная задача, − 1▪ Колонии бактерий на плотных средах окрашиваются в разные цвета; 2▪ Пигменты образуются при  хорошем доступе кислорода, температуре 20 – 25 градусов и у большинства видов при рассеянном солнечном свете; 3▪ Пигменты подразделяются на растворимые в воде, растворимые в спирте и нерастворимые в воде и спирте, а также на хромопарные и хромофорные. 3▪ Пигменты выполняют в процессах дыхания функцию акцептора водорода, обеспечивают защиту от природной ультрафиолетовой радиации, участвуют в реакциях синтеза, а также обладают антибиотическим действием. Итак, тезисный план текста:

 1. Колонии бактерий на плотных средах окрашиваются в разные цвета.

 2. Пигменты образуются при  хорошем доступе кислорода, температуре

20 – 25 градусов и у большинства видов при рассеянном солнечном свете.       

 3. Пигменты подразделяются на растворимые в воде, растворимые в спирте и нерастворимые в воде и спирте, а также на хромопарные и хромофорные. 

4. Пигменты выполняют в процессах дыхания функцию акцептора водорода, обеспечивают защиту от природной ультрафиолетовой радиации, участвуют    в реакциях синтеза, а также обладают антибиотическим действием.

Задание № 4. Прочитайте текст. Составьте к нему все виды плана.

Текст.

Репродуктивное клонирование – это искусственное воспроизведение в лабораторных условиях генетически точной копии любого живого существа. Овечка Долли, появившаяся на свет в эдинбургском институте Рослин, - пример первого такого клонирования крупного животного.

Процесс клонирования делится на несколько стадий. Сначала у женской особи берется яйцеклетка, из которой микроскопической пипеткой вытягивается ядро. Затем в безъядерную клетку вводится любая клетка, содержащая ДНК клонируемого организма. Фактически, она имитирует роль сперматозоида при оплодотворении яйцеклетки. С момента слияния клетки с яйцеклеткой начинается процесс размножения клеток и рост эмбриона.

 Терапевтическое клонирование – это то же репродуктивное клонирование, но с ограниченным до 14 дней сроком роста эмбриона или, как говорят специалисты, «бластоциста». По прошествии двух недель процесс размножения клеток прерывается.

По мнению большинства ученых, после 14-дневного срока в эмбриональных клетках начинает развиваться центральная нервная система и конгломерат клеток (эмбрион, бластоцист) уже следует считать живым существом.

Терапевтическим такое клонирование названо только потому, что образующиеся в течение первых 14-ти дней эмбриональные клетки способны в дальнейшем превращаться в специфические тканевые клетки отдельных органов: сердца, почек, печени, поджелудочной железы и т.д.  – и использоваться в медицине для терапии многих заболеваний. Такие клетки будущих органов названы «эмбриональными стволовыми клетками» - ЭСТ.

В Великобритании ученым разрешается применять терапевтическое клонирование и проводить исследования на стволовых клетках в медицинских целях. В России многие ученые (например, академик РАМН Н П. Бочков, профессор В.З. Тарантул из Института молекулярной генетики) не любят выражения «терапевтическое клонирование» и предпочитают называть этот процесс «клеточным размножением».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 3911.