ЭТАП. 30-е 20 века. Неоклассический этап
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭТАП. 30-е 20 века. Неоклассический этап.

Зарождение школы человеческих отношений (социально-психологических) аспектов управления. Великая депрессия в США, кризис, основанный на перепроизводстве товаров. Появляется профессор – Элтон Мэйо (пригласила компания произв. компьютеров). Эксперимент – Хоторнский. Суть: группу людей поместили в отдельную комнату и сказали, что ТОЛЬКО их работа спасет компанию. Люди осознали важность и повысили производительность труда. Итоги поразили всех. С этого момента в зарубеж.менеджмент вошли психология и социология.

Оценка внутренних возможностей предприятия и влияния внешней среды: методы анализа

Анализ внутренних факторов организации должен оценить, позволят ли внутренние силы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, используемый для анализа внутренних факторов, называют управленческим обследованием. Оценка внутренних возможностей предприятия происходит по следующим основным направлениям:

§ маркетинг (возможности проникновения на «новые» рынки, создание новых ниш и сегментов рынка, формирование новых потребностей у потенциальных потребителей продукции, сохранение (укрепление и расширение) «завоеванных» позиций на «старых» рынках);

§ производство, поиск резервов на производстве;

§ финансы, определение финансовых возможностей по созданию основных фондов, повышение прибыльности, политики приобретений и ликвидации убыточных производств, работа с ценными бумагами;

§ управление, оценка возможностей совершенствования системы управления в соответствии с изменившимися условиями деятельности.

§ организационная кулыура и имидж организации.

Внешняя среда. Внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Факторы прямого воздействия: поставщики, гос. органы, потребители, конкуренты.

Факторы косвенного воздействия: политические, экономич., социальные.

SWOT-анализ (сила, слабость, возможность, угрозы) - мощнейший методологический инструмент, позволяющий осуществить полный аудит маркетинговой и другой деятельности компании. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (strength, weaknesses, opportunities and threats) при проведении стратегического анализа

SWOT-анализ:

анализ внешних факторов (определение угроз и возможностей);

анализ внутренних факторов (определение сильных и слабых сторон)

Последовательность действий предполагает: выявление сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз и установление связей между ними, которые могут быть использованы в дальнейшем при выборе стратегии развития организации, разработке стратегического плана и его реализации. Название PEST-анализ получил по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы). Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 3.3) и выяв­ление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.

Стратегии туристской фирмы

1. Введение автоматизированной системы бронирования номеров в пансионате, что уменьшит накладки, связанные с ошибками рядовых менеджеров. 2. Найм дополнительного технического персонала, что освободит старших менеджеров от рутинной работы, позволит улучшить уровень концентрации их внимания на ответственной работе за счет своевременного восстановления их работоспособности. 3. Обучение менеджеров всех уровней в сфере психологии и управления, обеспечивающее снижение коммуникативных проблем в туристической фирме, чаще всего являющихся главным источником межличностных конфликтов. В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий:

Стратегия завоевания или расширения доли рынка - выпуск и внедрение на рынок новой продукции, формирование новых потребностей у потребителей, проникновение в новые сферы применения продукции; расширение доли традиционной продукции за счет ухода конкурента.

Стратегия инноваций - создание изделий, не имеющих аналогов.

Стратегия снижения издержек производства - ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам. Требуется внедрение экономического оборудования и технологий, установление контроля над затратами.

Стратегия выжидания - воздержание от внедрения продукта на рынок, а изучение действий конкурентов. Но в короткие сроки необходимо развернуть массовое производство и сбыт, что может позволить себе только очень крупная фирма.

Стратегия индивидуализации потребителя - для производителей оборудования производственного назначения, где можно ориентироваться на индивидуальные заказы покупателей.

Лидерство по полным затратам - конкурентная стратегия, которая обеспечивает организации достижение наименьших издержек производства и доведение продукта до потребителя (за счет использования самых "дешевых" решений), благодаря чему она устанавливает по сравнению с конкурентами более низкие цены и завоевывает большую рыночную долю.

Специализация или фокусировка - конкурентная стратегия, следуя которой организация концентрирует свои усилия на производстве продуктов, ориентированных на узкий круг потребителей.
 Для того чтобы обеспечить лидирующую позицию фирмы на туристском рынке, необходимо обеспечить продукт конкурентными преимуществами. Конкурентные преимущества - это материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для туристского предприятия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе.

Для повышения конкурентоспособности предприятия:
- улучшать технологию обслуживания клиентов (гостеприимство);
- снижать стоимость (себестоимость) продуктов (делать их более доступными);
- увеличивать простоту и ясность обслуживания;
- увеличивать гибкость туристических предложений;
- увеличивать целостность, обоснованность и комплексность туристических пакетов.

- выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;
-выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, гарантий);

 








Методы (нематериальные)

-обеспечение карьерного роста сотрудников (движение по карьерной лестнице «вверх»);

 - издание каталогов о компании с фотографиями лучших сотрудников компании;

 - упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте/услуге/продукте; - письменная /устная благодарность за плодотворную работу/проект;

- проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников, с награждением дипломами;

 - предоставление места для парковки автомобиля;

- выпуск внутриорганизационного журнала с описанием результатов работы и размещением в ней фотографий лучших работников и информационных заметок о них;

 - проведение корпоративных мероприятий

- обучение за счет фирмы

- спонтанные подарки
Теория Ф. Герцберга. Как считает Герцберг, самыми лучшими методами мотивации на предприятии являются внешние условия труда (например, деньги) и содержание труда (например, удовлетворение работой).

Теория Ф. Тейлора. По его мнению, работниками движут лишь инстинкты, стремление к удовлетворению потребностей физиологического уровня. Для более качественного управления должны присутствовать такие факторы: почасовая оплата; принуждение;определенные нормы выполненной работы; определенные правила, которые описывают порядок поставленных задач. В конечном счёте грамотно построенная система мотивации персонала является мощнейшим двигателем, поднимающим компанию на ступень выше – через значительное снижение затрат на подбор и адаптацию персонала (при уменьшении текучести кадров компании) и, прежде всего, через усиление эффективности работы всего коллектива в целом.

 

9.Современная проблематика менеджмента: власть, влияние и лидерство.

Никто не любит власть, но все хотят там оказаться. Но в любом случае, считают, что власть необходима.

Власть заключена в людях, должностях, кабинетах и если их устранить, то можно изменить власть.

Феномен лидерства слабо изучен, хотя человечество интересуется им со времен своего рождения. До начала 20 в. лидерство изучалось путем описания черт, характерных для конкретного лидера. До сих пор неясно можно ли ставить знак равенства между понятиями лидер-талант-гений-креатив. личность-девиантный.

Слово «лидер» с англ. означает вождь. В менеджменте ведутся споры, должен ли менеджер быть лидером, а лидер-менеджером. Обычно заключают: хороший менеджер желательно должен быть лидером, а лидер должен знать менеджмент. Уоррен Беннис считает, что менеджер и лидеры ведут себя по разному. Лидерство имеет как генетич,. так и приобретенную основу (наприм.спартак был рабом и его заставляли учавствовать в гладиаторских боях).Лидерство всего воспринималось двояко. С одной стороны: его необходимость очевидна, без него обществ. ячейка часто не может принять решение, беззащитна и работает малоэффективно. С другой стороны: у большей части последователей, лидер вызывает беспокойство, раздражение, поэтому многие пытались уклониться от его влияния.

 


Функции.

1. Постановка цели.

2. Анализ и формирование личных целей.

3. Планирование. Разработка планов и альтернативных вари­антов своей деятельности.

4. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.

5.Реализация и организация. Составление распорядка дня и
организация личного трудового процесса в целях реализации
поставленных задач.

6. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необ­ходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге распо­ложена дополняющая функция (информация и коммуникации).Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» осталь­ные функции, поскольку коммуникации как обмен информаци­ей необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Преимущества овладения искусством самоменеджмента состоят в следующем:

- удачное выполнение работы с меньшими затратами времени;

- лучшая организация рабочего места и труда в целом;

- меньше спешки и стрессов;

- больше удовлетворения от работы;

- активная мотивация труда;

- рост производительности труда;

- повышение квалификации;

- сокращение загруженности работой;

- снижение числа ошибок при выполнении функций;

- достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем

 

 



Значимость, функции.

                   Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.
                   Функция информации. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни.
                   Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
 Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Виды экскурсий:

1. По содержанию экскурсии бывают многоплановые (обзорные) и тематические.

2. По составу участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, групповые, для школьников и студентов, для местного населения и приезжих.

3. По месту проведения

4. По способу передвижения экскурсии делятся на пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные.

5. Продолжительность экскурсии составляет от 1 часа до 1 суток.

6. По форме проведения экскурсии делятся на обычные, учебные, рекламные, экскурсии-лекции, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты.




Основные виды амортизации:

1. Обычная – стоимость переносится равными частями в течение нормативного срока службы фондов;

2. Ускоренная – стоимость переносится на производимый турпродукт неравномерно, обычно большая часть переносится в первые годы службы фондов, чтобы сделать соответствующие отчисления в амортизационный фонд для покупки нового, более прогрессивного оборудования или других элементов фондов.

Амортизационные отчисления – денежное выражение перенесенной стоимости. Они вычисляются в соответствии с нормами, утвержденными правительством, и включаются в себестоимость турпродукта на протяжении установленного срока службы фондов.

Чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса (кругооборота фондов), предприятие постоянно должно иметь запасы сырья, топлива, заготовок и полуфабрикатов, которые вместе составляют оборотные фонды (капитал) предприятия.

Оборотные фонды (капитал) - это имущество туристических организаций, которое вовлечено в производственный процесс, функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью и сразу переносит свою стоимость на себестоимость туристических продуктов и услуг.  Оборотные фонды (капитал) имеют особенности, отличающие их от основных фондов: во-первых, участие в производственном процессе они принимают только однократно, изменяя при этом свою форму; во-вторых, они полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции (услуг), при этом одни виды оборотных фондов (топливо, энергия) полностью утрачивают свою потребительскую стоимость и не входят в состав готовой продукции, а другие (сырье, заготовки) - входят в готовую продукцию и увеличивают свою потребительную стоимость.К оборотному капиталу относятся:- материальные оборотные средства;
- денежные средства;- краткосрочные финансовые вложения

16. Бизнес-планирование в туризме: структура и методика разработки бизнес – плана.

Бизнес планэто документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Для разработки бизнес-планов используются следующие методы:
1.экономико-математические методы:методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод линейного программирования, метод динамического программирования и др.;
2.анализ основных показателей производственно-хозяйственной хозяйственной деятельности:анализ производительности труда, анализ объема, структуры, качества продукции, работ и услуг, анализ затрат на производство и себестоимости продукции, анализ использования финансовых результатов и финансового состояния, рейтинговая оценка финансового состояния предприятия;
3.маркетинговый анализ:отраслевой, региональный анализ, анализ конкурирующей среды, сегментация рынка, ценообразование, каналы распределения, анализ емкости рынка и др.;
4.перспективный анализ:определение устойчивости, изменений экономических показателей, прогнозирование хозяйственной деятельности, обоснование перспективного плана, оценка ожидаемого выполнения плана.
Структура:
1. Резюме - отражает содержание следующих ключевых моментов: полное название, адрес и телефон фирмы; описание фирмы, ее специфика; краткое сведения об управленческом персонале и его доли в капитале фирмы; цель составления бизнес-плана; краткую характеристику конъюнктуры рынка; суть предлагаемого проекта и возможные результаты его реализации; факторы риска проекта, совокупную стоимость проекта и потребность в финансировании с описанием условий кредитования, гарантии по возврату кредита и объем средств, которые фирма инвестирует в проект; контактные телефоны руководства фирмы.
2. Описание предприятия и отрасли. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли
3. «Описание продукции (услуги)» - указываются: физические свойства продукции, какие потребности удовлетворяют товары или услуги, что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его (ее) преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар или услугу, какой интеллектуальной собственностью располагает предприятие: патенты, лицензии, секреты производства.
4. «Маркетинг и сбыт продукции (услуг)» - в комплекс мероприятий по маркетингу обычно входят: изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке; анализ рыночных возможностей фирмы; анализ используемых форм и каналов сбыта; оценка используемых фирмой методов ценообразования; исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок; изучение конкурентов; выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка. Излагаются следующие пункты: цели маркетинга, ценообразование, организация системы продвижения, рациональная организация сервиса
5. Производственный план» Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами, и другими ресурсами
6.Орг.план. включает следующие элементы: организационная структура предприятия; персонал, не связанный с управлением; управленческий персонал; кадровая политика.
7. «Финансовый план» - включает: аналитическую часть; план прибыли (убытков); балансовую ведомость; финансовый план; расчет показателей платежеспособности и ликвидности.
8. «Направленность и эффективность проекта».Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности
9. «Риски и гарантии» - включает в себя перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форс-мажорных и прочих негативных факторов


17. Финансовое планирование в туристском предприятии.


Финансовое планирование
- это попытка предсказания финансового состояния предприятия на определенный период времени.
Процесс планирования охватывает следующие мероприятия:

1) выбор целей и задач;

2) последовательность действий по реализации плана;

3) оценки затрат на осуществление плана;

4) контроль выполнения плана.

На сегодня применяют такие методы планирования:

§ балансовый (плановый баланс доходов и расходов. Путем расчетов балансов (активов, пассивов) достигают согласования финансовых ресурсов и фактической потребности в них)     

§ нормативный (расчет потребности в финансовых ресурсах и их источниках на основе принятых норм и технико-экономических нормативов (зная норматив и показатель объема, определяют плановый показатель)

§ Экономико-математический метод заключается в построении математической модели динамики финансовых показателей деятельности объекта хозяйствования и решения на этой основе оптимизационных задач выбора рациональных плановых значений финансовых показателей.

Финансовое планирование играет важную роль в деятельности туристических фирм. В процессе такого планирования каждая турфирма всесторонне оценивает свое финансовое положение, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и направления эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основании анализа информации о финансах туристической организации, полученной из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

                   Принципы финансового планирования:

- принцип финансового соотношения сроков - использование и получение финансовых средств должно совпадать по срокам;

- комплексности - предполагает разработку системы финансовых планов в определенной последовательности, согласованности.

- платежеспособности - обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия на любом отрезке времени;

- рентабельности - предполагает привлечение заемных средств только в том случае, если увеличивается рентабельность собственного капитала;

- оптимизации налоговых выплат за счет рационального выбора вида деятельности, учетной политики, порядка отнесения затрат на себестоимость.

 




















Ф-ии рекламы:

-экономическая (стимулирование сбыта, прибыли)

-информационная(доносим инфу о товаре)

-социальная (реклама стимулирует моду)

-коммуникативная (СМИ).

Управление:

1. Анализ, исследование и постановка задачи.
2. Разработка программы и сметы.
3. Общение и осуществление программы.
4. Исследование результатов, их оценка и возможные доработки.

Методы:

§ взаимодействие со СМИ (пресс-релизы, статьи, интервью, пресс-туры, пресс-конференции и др.);

§ I vent-мероприятия (презентации новых направлений/турпродукта, выставки, ярмарки, фестивали, воркшопы, тренинги, семинары, приемы, церемонии открытия, дни рождения компании, флешмобы);

§ имиджевая реклама;

§ спонсорство и благотворительность;

§ внутренний PR (тренинги, курсы повышения квалификации, миссия, корпоративные кодексы, внекорпортивная жизнь, тимбилдинг, рекламные туры и др.)

§ промо-кампании и PR-кампании;

§ продвижение в Интернет (сайт, социальные сети, блоги, онлайн консультации, форумы, электронные средства массовой информации, вирусная и баннерная реклама и др.)

§ фирменный стиль (цвета, слоган, шрифты, товарный знак, бланки, визитки и др.)

§ организация ознакомительных поездок для сотрудников туристических агентств.

 

25. Бенчмаркинг: понятие, содержание, методы и приемы, значение в современных условиях.

Бенчмаркинг – это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности. Бенчмаркетинг — это процесс изучения и оценки товаров, услуг, менеджмента и опыта тех компаний, которые являются признанными лидерами в сегменте, области. Основная задача бенчмаркетинга — постоянное совершенствование маркетинга, финансовой структуры дохода предприятия, технической обеспеченности продукта, развитие менеджмента предприятия.Виды: Внутренний бенчмаркинг –сравнение процессов (продуктов, услуг) внутри организации. В качестве объектов выбираются близкие или похожие процессы (продукты, услуги).

Конкурентный бенчмаркинг – сравнение проводится с прямыми конкурентами (по предоставляемым продуктам или услугам), работающими на местном, региональном или международном рынке.

Функциональный бенчмаркинг – сравниваются процессы собственной организации с похожими процессами другой организации, но работающей в другой сфере деятельности. Обобщенный бенчмаркинг – для этого вида бенчмаркинга отбираются организации, которые обладают лучшими в своем сегменте процессами и подходами. Из этих процессов и подходов выбираются для изучения и сравнения наиболее подходящие. После чего они адаптируются для условий своей собственной организации.

Этапы:

· выявление области или темы (на основе стратегии)

· Выбор группы бенчмаркинга (с одновременным участием сторонников и скептиков, сочетанием различных экспертов в области предмета исследования и, возможно, внешней поддержкой)

· Выявление уже известной информации и пробелов в доступных знаниях

· Выбор типа бенчмаркинга (совместный или конкурентный и т.п.)

· Поиск и выбор партнеров по бенчмаркингу (компании)

· Подготовка планов действий по восполнению недостающей информации (методы исследования, совместные посещения объектов, вторичные исследования, конкурентная разведка и т.п.)

· Поиск знаний и обмен информацией с партнерами (нацеленность на передовые методы работы)

· Анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций в отношении изменений

· Управление реализацией рекомендаций и изменениями

· Мониторинг прогресса

 




Проблемы:

§ достаточно высокие цены на авиабилеты, на проживание в гостиницах и пансионатах, при недостаточно высоком уровне обслуживания;

§ туры, предлагаемые российскими агентствами значительно уступают в цене и качестве обслуживания зарубежным.

§ средства, вкладываемые в развитие туризма крайне малы;

§ напряженная обстановка с рядом зарубежных стран негативно влияет на приток иностранных туристов;

§ визовый режим с некоторыми странами затрудняет выезд в РФ.

§ низкий уровень «культуры отдыха»;

§ значительный разрыв в качестве обслуживания между российскими и зарубежными фирмами в сфере туризма;

§ отсутствие интереса к туризму людей РФ после выхода на пенсию. Связано с маленьким доходом, либо не развитой культурой отдыха, но в последнее время наметилась положительная тенденция в этом вопросе и ситуация в целом меняется.

Расчет и оценка затрат

Деятельность о предприятия связана с использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ресурсы потребляются и трансформируются в затраты. Классификация затрат позволяет определять резервы экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов гостиничного предприятия, снижать себестоимость услуг, увеличивать рентабельность.
Все затраты можно разделить на несколько групп: затраты на производство и реализацию услуг, затраты на расширенное воспроизводство основных и оборотных фондов; социальные затраты. По источникам финансирования: · затраты, включаемые в себестоимость услуг,· затраты, возмещаемые за счет прибыли. Затраты на производство и реализацию услуг, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость услуг (издержки). Они в каждом цикле возмещаются из выручки. Количество услуг, которое гостиница может предложить на рынок, зависит от уровня затрат на их производство и цены, по которой они будут продаваться на рынке. В зависимости от влияния величины объема деятельности гостиничного предприятия различают постоянные и переменные издержки.

К постоянным (условно-постоянным) издержкам относят затраты, величина которых не изменяется при изменении величины выручки от реализации услуг гостиницы. К ним относятся общехозяйственные расходы: отчисления на амортизацию, аренду, оплата труда, отчисления и затраты на ремонт основных фондов и др.
Переменными (условно-переменными) называют издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от величины гостиничного продукта. Их размер изменяется в зависимости от объема услуг гостиницы, пропорционально объему услуг. К ним относятся: расходы на воду, стирку белья, транспортные услуги, расходы на электроэнергию, рекламу и тд
Прямые затраты характеризуются тем, что они связаны с определенными видами услуг и могут быть непосредственно отнесены на себестоимость в момент совершения или начисления.
Косвенные затраты распределяются по подразделениям, видам деятельности пропорционально показателю выручки от реализации продукции и услуг, то есть косвенно (условно). К косвенным статьям калькуляции относятся общеэксплуатационные и управленческие расходы.

Все затраты, образующие себестоимость услуг, складываются из следующих экономических элементов (видов): Материальные затраты, зарплата, отчисления на соц.нужды, амортизация основных фондов, прочие

Прямая калькуляция —это подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования. При методе обратной калькуляции предприятие, прежде всего, определяет максимально допустимый средний уровень издержек для обеспечения получения целевой прибыли и выполнения целей предприятия. При расчете максимально допустимого среднего уровня издержек могут быть использованы различные методы. При планировании издержек гостиничного хозяйства наиболее точным является метод технико-экономических расчетов. Суть метода технико-экономических расчетов состоит в том, что планирование издержек производится прямым расчетом по статьям расходов. При этом используются различные нормативы затрат, нормы, ставки, тарифы. Рассчитанные по статьям суммы издержек суммируются, и определяется общая величина издержек по предприятию: выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда; Другим методом определения расходов на оплату труда может быть метод на основе штатного расписания.
Начисления на оплату труда.На эту статью относят отчисления в фонд социальной защиты, отчисления в фонд содействия занятости и чрезвычайный налог. Эти отчисления планируются по каждому налогу и отчислению исходя из установленной ставки отчислений (в процентах) и налогооблагаемой базы.
 Амортизация (износ) основных средств. На эту статью относят сумму амортизационных отчислений на полное восстановление как по собственным, так и по арендованным основным фондам, исчисленную исходя из балансовой стоимости Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Относят средства труда.
Текущий ремонт и техническое обслуживание основных фондов. На эту статью относят расходы на проведение текущего ремонта зданий, помещений, сооружений, машин, оборудования, мебели, транспортных средств.
Капитальный ремонт. На эту статью относят расходы на проведение среднего и капитального ремонтов зданий, помещений, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств. При этом расходы планируются исходя изобъема работ, составляется сметно-техническая документация.
Электроэнергия.По этой статье отражается стоимость потребленной электроэнергии в гостиничном хозяйстве. Стоимость расходов по этой статье определяется исходя изпланируемого количества потребляемой электроэнергии и тарифов за единицу ресурсов и указывается в договоре.
Водоснабжение и канализация.- По этой статье отражаются расходы на водоснабжение и канализацию.
Телефонизация и радиофикация.По этой статье суммируются затраты на содержание слаботочного оборудования (телефоны, радио, телевизоры, установленные в  номерах), включая абонентную плату, а также услуги специальных мастерских и других предприятий по содержанию и текущему ремонту этого оборудования.
 Прочие расходы по содержанию зданий и территорий.Сюда относят следующие статьи затрат:эксплуатационные материалы, оплата по действующим тарифам (ценам) услуг по вывозу мусора и снега, оплату других услуг специализированной организации, дезинфекция и дезинсекция помещения; праздничное оформление зданий;другие расходы по содержанию зданий и территории.
Сборы, налоги, отчисления. Эта статья включает сборы, налоги, отчисления в специальные фонды, местный и республиканский бюджет. К ним относятся: налог на землю, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), сбор за право размещения торговых объектов, проценты за пользование краткосрочными банковскими кредитами, отчисления в инновационный фонд.Планирование издержек гостиничного хозяйства с использованием экономико-математических методов имеет следующее решение: у = а + bх, где y — издержки, млн. руб.; a, b — параметры управления; x — выручка от реализации, млн. руб. Поскольку размер переменных издержек изменяется в зависимости от увеличения или снижения выручки, то размер переменных расходов можно рассчитать при помощи коэффициента эластичности.

 














Признаки ТРП:

§ ограниченность во времени

§ новизна или уникальность продукта

§ последовательность процессов разработки

§ ограниченность бюджета

§ ограниченность ресурсов

Уровня ТРП

1. проектирование объектов туристской инфраструктуры (аквапарк)

2. проектирование турпродуктов и услуг

3. проектирование туриндустрии в целом на обширной территории

Объекты ТРП: тур.продукты, тур.услуги, тур.предприятия, тур-рекреац. комплекс, их сочетания.

Предмет ТРП: предмет является отраслевой разновидностью ТРП: санаторно-курортный, экскурсионный, горнолыжный, ресторанный.

Принципы ТРП:

1.развитие – ни один проект не имеет смысла, если он не приносит развитие в сфере туризма

2. структурированность – в любом проекте есть структурная составляющая: транспорт, связь, охрана, питание, персонал, уборка мусора

3. экономический принцип – несмотря на то, что прибыль не становится в ТРП на 1 место, этот аспект очевиден

4. территориальный – любой ТРП привязан к территории

Виды ТРП: 1. Технический проект: всё то, что связано с технич. стороной проекта (здание, комплексы, турбазы) 2. Гуманитарный – всё то, что связано с созданием невещественной части турпродукта.

Кусков и Осташин так видят виды ТРП: проектирование турпродукта, проектирование турпредприятия, проектирование технологии обслуживания, проектирование и обеспечение кач-ва турпродукта, проектирование механизма тур.-рекреац. природопользования.

Также еще: проектирование информации. сетей в ТРП, систем управления в туристско-рекреаци. деятельности, пространственно-планировочной среды в ТРП, профессионального развития и кадров.

Методы ТРП:

§ сравнительно-описательный

§ метод районирования: картографический, статистический, математический

§ историко-географич. метод (культурные ресурсы)

§ социологический (анкетирование)

§ информационный

§ прогностический

§ графический (география. карта)

§ метод системного анализа

§ метод моделирования

§ балансовый (бизнес-планирование)

§ свот-анализ

 

 

Бюджет маркетинга

В практике маркетинга используются различные методы форми­рования бюджета. Однако очевидно, что ни один из них не является универсальным и совершенным.

Финансирование «от возможностей» осуществляется по принци­пу «сколько вы можете выделить». При таком подходе на долю мар­кетинга обычно приходится лишь то, что остается (если что-то оста­ется) после удовлетворения других сфер деятельности предприятия.

Метод «фиксированного процента» основан на отчислении опре­деленной доли от предыдущего или предполагаемого объема продаж. Например, принимается величина в 3 % от объема продаж прошло­го года.

Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг не­обходимо расходовать как можно больше средств. При всей видимой «прогрессивности» такого подхода его слабость - в пренебрежении спо­собами оптимизации расходов. Более того, с учетом значительного вре­менного интервала между осуществлением затрат на маркетинг и до­стижением результатов использование этого метода может слишком бы­стро привести фирму к серьезным финансовым затруднениям и, как следствие, к отходу от маркетинговой концепции.

Метод на основе целей и задач требует стройной системы четко сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных маркетин­говых мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей.

Метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других «цепочек» альтерна­тив реализации маркетинговой стратегии.

Определяя бюджет, необходимо не только подсчитать общие рас­ходы, но и распределить их как по основным направлениям марке­тинговой деятельности (маркетинговые исследования, разработка продуктов, реклама, стимулирование сбыта и т.д.), так и внутри их.

 

 

Зарубежный.

§ Акцент на ожидания/требования туристов их США и Европы, а это в основном возростная категория «бейби-бумеров» 45-65 лет, так как эти люди путешествуют чаще.

§ В Индии и Китае, например, ожидается значительный всплеск турактивности со стороны представителей среднего класса, которые будут представлять как бизнес-туристов, так и туристов-путешественников.

§ По статистике около 40% потенциальных туристов-это средний класс. А средний класс нуждается в отелях своего уровня, как комфорта, так и ценового. Данные отели уже обрели и специальный термин, который звучит как «Life-style hotels» (отели для жизни).

§ Тенденция повышения онлайн-заказов, исходя из этого, управляющие компании инвестируют серьезные средства в адаптацию своих веб-сайтов.

 

Влияние на экономику.

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.
                   Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:
- защита прав путешествующих;
- защита интересов производителей отечественного турпро-дукта;
- всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма    

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.
                 Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке "расходы - доходы - расходы" и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.
                 Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или "эффект мультипликатора", который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе.
                 Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход ре-гиона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.
                 Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона.
                 Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.
                 Из вышесказанного можно сделать вывод: эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начинает разрабатывать методику учета и расчета вклада отрасли в экономику страны.


 












Или

Рр = (БП(ЧП)/С х 100 %,

где БП - балансовая прибыль; ЧП - чистая прибыль; Вр(Врч) - выручка (чистая выручка) от реализации; С — себестоимость

Материальные затраты на тур.продукт: расходы на организацию новых туристских продуктов, мар­шрутов, услуг в период их освоения; - расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиеничес­ких требований в помещениях по обслуживанию туристов;- организацией и обеспечением процес­са обслуживания туристов: услуги, предоставляемые предприяти­ями средств размещения, транспорта, проживания, питания и др.; эксплуатационные услуги; расходы на туристские походы; расхо­ды на развлекательные мероприятия для туристов и экскурсантов; оплата услуг по страхованию туристов и др.;

Затраты на оплату труда - выплаты заработной платы за фактически выполненную ра­боту в соответствии с тарифными ставками, должностными окла­дами и др.;

- стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

- премии, надбавки и оклады за производственные результа­ты и др.

В себестоимость не включаются выплаты, непосредственно не связанные с оплатой труда: материальная помощь, подарки работ­никам и др.

Отчисления на социальные нужды: пенсионный фонд; государственный фонд занятости; фонд обязательного медицинского страхования.

Стадия роста

· быстрое увеличение объема сбыта;

· получение прибыли;

Затраты на маркетинг остаются достаточно высокими, но доля в общих издержках фирмы снижается; главная задача – совершенствование продукта; маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование у потребителей убежденности в качестве продукта и дальнейшее расширение рынка

Стадия зрелости

· замедление роста сбыта и его стабилизация (вследствие изменения потребностей клиентов, выходом на рынок более совершенных продуктов, усилением конкуренции, недостаточно рентабельным продуктом)

· стабильный круг потребителей;

Прибыль несколько снижается, хотя и остается достаточно высокой.

Основные усилия должны быть направлены на удержание своей доли на рынке посредством совершенствования продукта, модификации комплекса маркетинга, нового позиционирования продукта на рынке

Стадия спада. Наступление на туристском рынке пресыщения данным продуктом –

· падение объемов сбыта;

· снижение получаемой прибыли

На данном этапе возникает необходимость правильной политики по совершенствованию и диверсификации продукта (базовые продукты при этом становятся более оригинальными и менее взаимозаменяемыми).

 

58. Ценовая политика туроператора и турагента. Методы ценообразования.

Цена – денежная сумма, запрашиваемая за товар или услугу, или сумма тех ценностей, которые потребитель вынужден отдать за право обладания продуктом.

Факторы ценообразования

1. внутренние – факторы, кот. регулируются самой организацией

§ цели организации (выживание, максимизация прибыли, максимизация доли рынка)

§ затраты на продвижение и формиров. турпродукта (себестоимость)

§ стратегия организации (завоевание доли рынка, «снятие сливок»)

§ издержки (переменные, постоянные)

Внешние

§ спрос (уровень его эластичности)

§ мера госуд. регулирования

§ стадии жизненного цикла продукта

§ уровень конкуренции

§ экономическая ситуация

§ сезонность

§ политика поставщиков и посредников

Ценообразование в туризме - это процесс установления цены на конкретный туристский продукт или услугу.
При формировании стоимости путевки туроператор учитывает положения ст. 40 НК РФ, которая предусматривает большой перечень условий, при которых цены могут меняться в течение времени. В туристском бизнесе цены на путевки по одному и тому же маршруту могут меняться в течение года: например, из-за изменения потребительского спроса, сезонности и т.д.

Туроператор, сформировав ценовую политику, должен утвердить ее приказом руководителя. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, – от своего имени (ст. 9 Закона №132-ФЗ). Между туроператором и турагентом заключается посреднический договор, как правило, это агентский договор. При заключении посреднического договора турагент не становится собственником туристского продукта, а лишь выполняет функции по его продвижению и реализации по поручению туроператора. Туроператор как собственник турпродукта определяет его стоимость. Цена может быть фиксированной, и вознаграждение турагента может определяться в процентах к продажной цене, или договором может быть предусмотрено, что турагент обязан продать путевку по максимально возможной цене и разница между фактической продажной ценой и фиксированной ценой является вознаграждением посреднику. Следовательно, турагент не может без согласования с туроператором изменить продажную стоимость, если она определена в виде фиксированного значения.

Методы ценообразования:

1. на основе себестоимости. Себестоимость – сумма всех затрат.

Основным фактором и начальным звеном является товар. Компания разрабатывает товар, подсчитывает совокупные издержки, связанные с ним, и устанавливает такую цену, чтобы покрыть эти издержки и получить целевую прибыль. При этом она должна убедить покупателей, что этот товар действительно стоит приобретать по данной цене. Если цена на продукт оказывается слишком высокой, компании следует быть готовой к снижению торговых надбавок или к сокращению объема продаж, что в обоих случаях приводит к уменьшению ее прибыли.

 

Схема процесса ценообразования на основе себестоимости.


На основе текущих цен.

§ При установлении цен с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек и спроса.

§ Цена может быть назначена на уровне выше или ниже уровня цен основных конкурентов.

§ Метод ценообразования на основе уровня текущих цен довольно популярен в случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру.

Структура закона.

Закон об основах туристской деятельности в своем содержании имеет 9 глав и 22 статьи.

В качестве туристской деятельности рассматривается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Декларируется, что государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Закон устанавливает права и обязанности туриста во время совершения путешествия.

Предусмотрено, что реализация туристских услуг осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Определены существенные условия подобного договора.

Установлены правила обеспечения безопасности туризма.

Глава 1 закона об основах туристической деятельности дает определения основным понятиям, используемым в данной сфере, и регламентирует порядок применения законодательных актов, относящихся к туристической деятельности. Форму государственного регулирования деятельности туристического характера определяет 2 глава закона. В статьях этой главы определены цели, принципы и условия осуществления детальности туроператоров. Дано понятие выражению – единый федеральный реестр туроператоров. Также, ст. 5 регулирует стандартизацию и классификацию объектов туристической индустрии.

Права и обязанности туриста прописаны в ст.ст. 6-7 главы 3 закона об основах туристической деятельности. Так, с соответствии со статьей 6, турист вправе знать достоверную информацию о правилах въезда в страну пребывания, иметь свободу передвижения в «чужой» стране, с учетом принятых в стране ограничительных мер, получить обеспечение личной безопасности и неотложную медицинскую помощь в случае необходимости, возмещение убытков и компенсаций, в случае невыполнений условий договора туроператорами, на беспрепятственный доступ к средствам связи.

Особенности продвижения и реализации туристического продукта, а также его первоначального формирования описаны в главе 4. Здесь зафиксированы как общие, так и особенные условия вышеуказанных действий.

Глава 5 регулирует порядок объединения турагентов и туроператоров, и объединений туристов. Туристические ресурсы Российской Федерации определены статьей 13 главы 6 закона об основах туристической деятельности. Безопасность туризма, финансовое обеспечение, а также международное сотрудничество трактуются в статьях глав 7-8 закона.

Глава 9 является заключительной, она регулирует порядок вступления закона в силу и устанавливает ответственность за нарушение данного законодательного акта.

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРАГЕНТА

Турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов.
Данное условие применимо, если непредоставление указанной информации привело к неправильному выбору свойств (качеств) туристского продукта и повлекло возникновение дополнительных затрат и иных убытков.

Таким образом, по общему правилу, турагент может быть привлечен к ответственности перед туристом только в том случае, если при заключении договора он действовал от собственного имени, причем размер его ответственности будет ограничен величиной агентского вознаграждения.


Современный менеджер в сфере туризма. Требования к знаниям, умениям и навыкам менеджера в сфере туризма.

Менеджер по туризму – специалист, занимающийся организацией, планированием и проведением туристических поездок клиентов.

Основная сфера деятельности менеджера в туристической сфере связана с формированием и реализацией комплекса туристских услуг на рынке организованного туризма.

К основным должностным обязанностям менеджера по туризму относятся:

· разработку новых туристических и экскурсионных маршрутов, выбор стран, городов, гостиниц;

· определение достопримечательностей, объектов архитектуры;

· консультирование клиентов и ведение клиентской базы;

· прием иностранных туристов;

· бронирование билетов и гостиниц;

· заказ трансфера;

· оформление туристической путевки;

· оформление документов на получение визы и страховки;

· привлечение новых клиентов;

· взаимодействие с контрагентами, предоставляющими туристические услуги;

· разрешение проблемных ситуаций, возникающих у туристов;

· совершенствование своих знаний в области инфраструктуры стран и городов, особенностей населения, культуры, обычаев и т.д.;

· изучение новинок туристической индустрии;

· изучение характеристик гостиниц, апартаментов, а также других средств размещения туристов, выявление объектов делового и спортивного назначения;

· участие в туристических выставках;

· подготовка материалов для издания рекламных каталогов и буклетов.

· Менеджер по туризму должен обладать такими личностными качествами, как ответственность, аккуратность, сосредоточенность, терпение, усидчивость, коммуникабельность, широкая эрудиция, тактичность, воспитанность, уверенность в себе.

· К профессионально важным качествам менеджера по туризму относятся:

· коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);

· ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);

· умение слушать;

· организаторские способности;

· умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

· способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

· знание иностранных языков.

Менеджер по продаже турпродукта должен знать: · нормативные документы в сфере туризма; · географию стран мира; · порядок оформления договоров и заключения контрактов по реали- зации туров; · принципы определения стоимости туров; · правила бронирования билетов и услуг; · правила страхования туристов; · порядок работы консульско-визовых служб; · схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками; · основы туристского права; · основы маркетинга и менеджмента; · теорию и методики маркетинга турпродуктов; · терминологию и аббревиатуры, принятые в туристской индустрии; · иностранный язык (основной клиентуры); · справочники, периодические издания и научные публикации по туризму; · правила оформления туристской документации; · основы программного обеспечения; · методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера; · методики составления отчетности; · стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации прохождения, хранения и др.); • теорию межличностного общения; · конфликтологию; · основы трудового законодательства; · правила и нормы охраны труда.

Менеджеры по туризму могут работать в турфирмах, туроператорских компаниях, экскурсионных бюро, организациях, обеспечивающих бронирование авиабилетов, агентствах по организации досуговой деятельности.

 

 

ЭТАП. 30-е 20 века. Неоклассический этап.

Зарождение школы человеческих отношений (социально-психологических) аспектов управления. Великая депрессия в США, кризис, основанный на перепроизводстве товаров. Появляется профессор – Элтон Мэйо (пригласила компания произв. компьютеров). Эксперимент – Хоторнский. Суть: группу людей поместили в отдельную комнату и сказали, что ТОЛЬКО их работа спасет компанию. Люди осознали важность и повысили производительность труда. Итоги поразили всех. С этого момента в зарубеж.менеджмент вошли психология и социология.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 325.