Методика формирования представлений об информационных ресурсах, хранении и защите информации. Введение понятий «информационные системы», «информационные технологии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информация – одно из фундаментальных понятий современной науки, но является предметом постоянных научных дискуссий. Слово «информация» в широком смысле мы используем для обозначения содержания различных сообщений. Одного точного определения информации в науке нет. Поэтому в школьном курсе рассматривают не определение информации, а понятие об информации. Понятия отличаются от определений тем, что смысл, который они несут, может изменяться в зависимости от того, где это понятие используется. Так, например, информация – это: 1) в быту – сведения об окружающем мире, которые воспринимает человек или устройства; 2) в технике – отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов; 3) в теории информации – сведения, которые полностью снимают или уменьшают неопределенность; 4) в кибернетике – знания, которые используются для ориентации, активного действия, управления.

Данная тема призвана формировать у школьников представление о роли информации в современном обществе. Поэтому содержание темы способствует формированию мировоззрения учеников. Материал рекомендуется излагать в форме постановки проблем на уровне, доступном учащимся. Кроме учебного пособия можно использовать материалы из научно-популярной литературы, примеры из других школьных дисциплин.

На уроке учитель рассказывает о содержании информации; дает краткую характеристику формам представления информации. Вместе с учащимися рассматривают примеры информации, представленной в разных формах.

Далее рассматривают понятие «носитель информации». Школьники могут сами привести примеры компьютерных носителей для хранения информации – этот материал им знаком. Можно рассмотреть вопрос о том, где и как хранится информация без использования компьютера. Это приводит к необходимости расширить понятие «носитель», т.е. рассматривать не только компьютерные носители.

В связи с представлением информации на носителях учитель приводит примеры информации в текстовой, графической, числовой и нотной формах; показывает, как измеряют объем информации.

Выводы урока. Под информацией будем понимать сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира. Информацией обмениваются люди, объекты живой природы и технические устройства.

Информация характеризуется содержанием и формой представления. Оценивая содержание информации, выделяют ее свойства: объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность.Формы представления информации связаны с органами чувств (визуальная, звуковая, тактильная, вкусовая, информация о запахах) и носителями, на которых информация представлена (тестовая, графическая, цифровая, нотная). Выделяют также генетическую информацию.

3. Информационные процессы. Современные средства обработки информации. Информационные технологии

Понятие «информация» формируется в школьном курсе также через перечисление действий с информацией – информационных процессов. К ним принадлежат передача, сохранение и обработка. Три названных главных информационных процесса включают в себя другие: обмен, сбор, распространение, запись, считывание, поиск, редактирование, упорядочение, создание

 «Информационные процессы» – это процессы передачи, хранения, обработки и поиска информации. Учитель использует примеры из жизни, разъясняет цели информационных процессов: передать, сохранить, изменить информацию. Можно предложить учащимся выполнить графическую иллюстрацию процессов передачи и обмена информацией. Надо обратить внимание на определение процесса обработки информации – это процесс изменения содержания информации или формы ее представления.

Далее учащимся рассказывают о средствах обработки информации, и внимание обращают на технические средства. Можно рассказать о типах современных компьютеров, об информационных и коммуникационных технологиях, науке информатике. Законы и методы организации информационных процессов с помощью универсального исполнителя – компьютера – изучает наука информатика.

В последнее время расширяются процессы информатизации общества, возникли такие термины, как: 1) «информационное общество» (увеличивается количество информации и ее роль; совершенствуются средства хранения, передачи и обработки информации; во все сферы жизнедеятельности проникают компьютеры); 2) «информационная культура» (умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютер и другие современные технические средства и методы); 3) «компьютерная грамотность» (общие знания об информационных технологиях, компьютерах, возможностях их использования для решения профессиональных и бытовых задач).



Дата: 2019-02-19, просмотров: 323.