Оценка учебных достижений учащихся по информатике: роль оценивания, критерии и нормы оценки. Виды отметок и показатели, влияющие на них. Десятибалльная система оценки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Смысл и роль оценивания. Согласно словарю Ожегова, отметка – это обозначение оценки знаний учащихся. Оценка – суждение о ценности, уровне или значении кого или чего-либо.

Оценку мы используем для того, чтобы выразить результаты контроля знаний и умений учащихся. Оценка предусматривает выставление отметки и выражение оценочных суждений о степени усвоения учащимся знаний и умений. Отметка является количественным показателем оценки, а оценочные суждения – качественным выражением оценки.

Требования к оценке знаний и умений учащихся:

– объективность – отражение реального уровня усвоения учащимся учебного материала по программе;

– индивидуальный характер – фиксация результата индивидуального уровня знаний конкретного учащегося;

– гласность – оглашенная оценка воздействует на ученика и на класс, позволяя соотнести знания и умения с требованиями;

– обоснованность – характеристика ответа (его содержания, объема, осмысленности, логичности построения) в сравнении с нормами. При оценивании учитель сравнивает, сопоставляет выявленные знания и умения с требованиями программы, с другими ответами этого же ученика и его товарищей.

Виды отметок. Различают итоговую и текущую отметки. Итоговая характеризует достижения учащегося в целом, уровень его обученности. Текущая – фактически служит педагогическим инструментом, который регулирует взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе. С помощью текущей отметки учитель показывает учащемуся уровень его конкретных достижений, усилий. Цель такой отметки – стимулирование дальнейшей деятельности. По текущей проверке можно в большей мере судить о стараниях ученика, его прилежности, но трудно сделать заключение об общем развитии учащегося. Именно поэтому итоговая отметка не должна быть средней арифметической текущих отметок. 

Критерии оценки учебных достижений учащихся. При выставлении отметок ориентируются на желаемый результат обучения. С ним сопоставляют достигнутый, реальный результат. При этом учитываются показатели:

– полнота – количество программных знаний об изучаемом объекте;

– глубина – совокупность сознательных существенных связей между соотносимыми знаниями;

– оперативность – количество ситуаций или способов, в которых учащийся может применить те или иные знания;

– прочность – безошибочная актуализация и использование знаний при ответе на вопросы или решении задач;

– сознательность – понимание внутренних закономерностей, проникновение в сущность фактов, явлений, процессов.

Также принимаются во внимание культура речи, степень активности и самостоятельности, регулярность подготовки, личное отношение к предмету.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по информатике. При оценивании результатов учебной деятельности учащихся по информатике учитывают совокупность усвоения теоретических знаний и сформированности практических умений.

При оценивании теоретических знаний руководствуются следующими критериями: 1) владение фактическим программным учебным материалом, изложение его с использованием терминологии по предмету; 2) проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы.

При оценивании практических умений руководствуются следующими критериями: 1) выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете информатики; 2) усвоение приемов работы с компьютером и программным обеспечением; 3) умение применять приобретенные знания на практике, использовать справочную информацию; 4) уровень самостоятельность при работе, творческий подход к ее выполнению.

Оценка уровня учебных достижений учащихся должна учитывать также отношение ученика к предмету, его активность и целенаправленность при изучении предмета.

Показатели, которые влияют на отметку (ошибки, ситуации). Оценка работы ученика зависит от наличия и характера ошибок, допущенных при ответе на вопрос или при выполнении практического задания. Различают ошибки несущественные, существенные и грубые.

Ошибку следует считать грубой, если она свидетельствует о том, что учащийся не владеет основными знаниями и умениями, которые определены учебной программой. Примеры грубых ошибок: неумение подготовить компьютер к работе, запустить программное средство, загрузить файл.

Ошибку следует считать несущественной, если она свидетельствует о недостаточном усвоении знаний и сформированностиумений или об отсутствии знаний и умений, которые в соответствии со школьной программой не считаются основными. К существенным ошибкам относят ошибки, которые приводят к неправильному результату выполнения задания и связаны с недостаточным усвоением знаний и умений по учебной программе. Все остальные ошибки считаются несущественными.

К несущественным принадлежат ошибки, которые не искажают смысла ответа теоретической части или не влияют на правильность выполнения практического задания: неряшливое оформление, не самая рациональная запись, описки (ошибки в письменном тексте, выполненные по невнимательности).

При оценивании учитывается самостоятельность учащегося при исправлении ошибок. Помощь педагога в ликвидации несущественных ошибок заключается в указании на конкретную ошибку без анализа причины ее возникновения. Ошибка считается самостоятельно ликвидированной учащимся, если он находит и исправляет ошибку после указания учителем на ее наличие.

В показателях оценки используются такие характеристики, как знакомая, частично измененная и незнакомая ситуации.

Под знакомой ситуацией понимают ситуацию, аналогичную той, которую рассмотрел учитель на уроках вместе с учащимися. Частично измененная ситуация – аналогичная рассмотренной, но требующая дополнительного анализа ее учеником.Незнакомая ситуация – ранее не рассматривающаяся, для анализа которой учащемуся достаточно знаний и умений в соответствии с учебной программой. Достижения учащихся в исследовательской работе или предметной олимпиаде, творческие работы необходимо оценивать в соответствии с уровнем свободного владения и оперирования учебным материалом.

Десятибалльная система оценки. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется десятибалльная система. Нормы оценки знаний на уроках информатики приведены на страницах «Настаўніцкай газеты» ад 2 верасня 2003 года. При оценивании выполненной учащимися работы высокий уровень знаний и умений оценивается 9 – 10 баллами, средний – 6 – 8 баллами, удовлетворительный – 3 – 5 баллами, низкий – 1 – 2 баллами. Оценка осуществляется с учетом уровней усвоения учебного материала учащимися.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 280.