Первые уроки имеют большое значение для формирования общей культуры ученика. На этих уроках учитель не только знакомит школьников с новым учебным предметом, вводит новые понятия, но и уделяет много внимания организационным вопросам. На первых уроках учитель должен:
– познакомить учащихся с нормами охраны труда и правилами поведения в кабинете информатики; сообщить правила работы за компьютером ;
– объяснить школьникам свои требования к учебному процессу;
– мотивировать учащихся на изучение предмета;
– формировать первоначальные умения работы с компьютером.
Методические рекомендации
По учебной программе перед данной темой первые уроки отводятся на введение. На этом уроке знакомят учащихся с правилами охраны труда, нормами поведения и работы в кабинете информатики. Можно показать учащимся, как правильно включать и выключать компьютер, рассказать о правильной посадке за компьютером. На протяжении всех последующих уроков учитель должен следить за соблюдением учениками правил поведения и норм охраны труда.
Желательно сообщение правил аргументировать. Например, рассказать о том, что компьютеры в школе используются на уроках многими учениками, поэтому важно не менять установленные на компьютере настройки и параметры, которые использует учитель для урока. Важно, чтобы учащиеся осознали ответственность работы за компьютером – это не только дорогое средство, но и опасное, если с ним неправильно обращаться.
На уроке введении учитель сообщает свои требования к учебному процессу: вход в кабинет, пересадка за компьютеры, окончание работы, приведение в порядок рабочего места. Полезно закрепить за каждым учеником свое компьютерное рабочее место.
Во многих школах учителя заводят специальные регистрационные тетрад и. Они лежат у каждого компьютера. Ученик, садясь за компьютер, записывает в тетрадь дату, свои фамилию и имя, класс и номер урока. Ведение таких тетрадей повышает ответственность учеников при работе за компьютером.
Полезно рассказать о школьном учебном пособии; а также о требованиях к учебным принадлежностям: носить ли книгу на уроки, какие тетради заводить, что записывать в тетрадь, проводить ли поля, как тетради будут проверяться. Некоторые учителя используют специальные приемы, стимулирующие работу учеников в тетрадях. Например, разрешают иллюстрировать записи в тетради, вводят специальные знаки – обозначения важных понятий, примеров, домашнего задания. Например, желтый цвет привлекает внимание, поэтому можно использовать желтый маркер для выделения важного.
1. Роль компьютера в жизни человека. Функциональные блоки компьютера .
Одна из основных задач этого урока: мотивировать учащихся на изучение предмета. Для этого учитель может рассказать о том, что такое информатика и какова ее роль в жизни общества; показать, как знания и умения, приобретенные на уроках информатики, понадобятся в дальнейшем. Например, учитель может подготовить компьютерную презентацию о возможностях современных компьютеров и сферах их использования.
Далее на уроке школьники знакомятся с компьютером. Учитель называет видимые части компьютера: монитор, клавиатура, системный блок, мышь. Надо развести понятия «блоки» и «устройства» компьютера. Современные компьютеры могут состоять из одного или нескольких блоков. Внутри блока могут находиться несколько устройств. Например, системный блок содержит устройства: процессор, оперативную память, винчестер, материнскую плату и другие. Необходимо сформировать у учащихся первоначальные представления об этих устройствах компьютера: 1) название устройства, 2) как оно выглядит, 3) для чего оно предназначено.Для этого урока наглядными средствами являются сам компьютер и его устройства, но можно использовать рисунки и плакаты с изображениями устройств.
Вопрос о том, как глубоко излагать материал, решает учитель в зависимости от подготовки учащихся. Можно кратко рассказать о видах и отличиях каждого из устройств. Например, мониторы бывают жидкокристаллические и на основе электронно-лучевой трубки; принтеры – матричные, струйные и лазерные; мыши – механические и оптические. Ориентир составляет содержание школьного пособия.
Далее учитель показывает, как включать компьютер, завершать его работу; как правильно работать с устройствами компьютера. Так, рекомендуют вначале включать монитор, а затем нажимать кнопку включения на системном блоке. При выключении компьютера монитор выключают после отключения системного блока.
На практической части урока учащихся обучают основным приемам работы за компьютером. Начинают с освоения манипулятора «мышь». Для освоения работы рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Рекомендуется работать с тренажерами по 7 – 10 минут на каждом уроке данной теме, начиная с первого урока. Освоение приемов работы с мышью необходимо для последующей работы с компьютером.
В качестве домашнего задания можно поручить: записать в тетрадь рассказ о компьютерных профессиях родителей и знакомых учеников или пофантазировать, что произойдет, если все компьютеры исчезнут.
2. Понятие о компьютерной программе, файле, папке, диске .
Учащиеся должны понимать смысл понятия «программа». Программа – это последовательность команд для компьютера, записанная на языке, понятном компьютеру (язык программирования). Все программы для компьютера составляют программное обеспечение (ПО). Основой ПО являетсяоперационная система (ОС). В состав ПО входит не только ОС, но и прикладные программы: для работы с текстовой, графической, числовой информацией; для прослушивания музыки, просмотра фильмов; обучающие программы и другие.
Учащихся знакомят с элементами интерфейса операционной системы, необходимыми для начальной работы с прикладными программами (Рабочий стол, кнопка Пуск, панель задач, значки, окна). Показывают способы запуска прикладной программы с использованием команды меню, ярлыка на Рабочем столе. В качестве примера можно запустить стандартное приложение Windows – программу Блокнот и набрать в его окне пару строк. Например, определение программы или перечень устройств компьютера. На этом примере подводят учащихся к понятию файл и папка. Результаты работы иногда требуется сохранить на компьютере. Информация в компьютере хранится в виде файлов, каждый имеет свое имя. Чтобы пользователю было удобно, файлы группируют в папки. Например, в одной папке файлы с рисунками, в другой – с текстом и т.д. Папки и файлы сохраняются в памяти компьютера – на диске. Сохранять текст в Блокноте не обязательно. Далее можно открыть окно Мой компьютер и показать значки дисков, папок, файлов.
Таким образом, для понятий файл, папка и диск не дают строгих определений. Учащимся достаточно различать и показывать их значки. Знакомство с файлами и каталогами осуществляется в объеме, достаточном для последующего сохранения и считывания информации.
3. Запуск программ с помощью ярлыков и меню .
Работу с программами можно рассмотреть на примере стандартных приложение Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Рассматривают способы запуска прикладной программы 1) с использованием команды меню, 2) ярлыка на Рабочем столеи завершение работы с прикладной программой 1) с помощью кнопки Закрыть окна, 2) из меню программы (если такая команда есть). Оба способа запуска и закрытия должны отрабатываться многократно. Для этого можно предложить учащимся набрать текст в Блокноте, нарисовать рисунок к тексту в графическом редакторе, выполнить подсчеты с помощью Калькулятора и перенести результаты в Блокнот.
Поскольку учащиеся часть урока проводят за компьютером (до 20 минут), с ними на этом и последующих уроках проводят упражнения для снятия утомления (мышечного и зрительного).
4. Работа с мышью и клавиатурой .
Для освоения работы с манипулятором «мышь» и клавиатурой рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Учащиеся должны знать основные операции, осуществляемые с использованием манипулятора «мышь»: перемещение, щелчок, двойной щелчок, протяжка (перетаскивание, буксировка). Работать с тренажерами лучше понемногу с первого урока: по 5 – 7 минут на каждом уроке.
Данный урок посвящают в основном клавиатуре: знакомят с ее структурой, зонами клавиш (алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие, клавиши управления курсором, цифровые). В разных пособиях могут выделять разные зоны и называть их иначе. Лучше придерживаться терминологии школьного пособия (7 класс). Там же на форзаце приведен рисунок клавиатуры с зонами. Учащимся рассказывают о правилах нажатия клавиш, десятипальцевом методе ввод а. Работают с клавиатурным тренажером. Если тренажера нет, используют программу Блокнот для ввода текста, например, из школьного пособия.
5. Самостоятельная работа .
На этом уроке опрашивают учащихся по теории и выполняют задания за компьютером: включение компьютера, запуск программы, работа с тренажерами на оценку, завершение работы программы.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.
Информационный процесс - процесс получения, хранения, обработки и передачи информации.
Первоначальное знакомство с компьютером. Формирование умений работы с клавиатурой и манипулятором «мышь». Методика изучения вопросов, связанных с аппаратным обеспечением компьютера. Программное обеспечение компьютера и методика его изучения.
На уроке школьники знакомятся с компьютером. Учитель называет видимые части компьютера: монитор, клавиатура, системный блок, мышь. Надо развести понятия «блоки» и «устройства» компьютера. Современные компьютеры могут состоять из одного или нескольких блоков. Внутри блока могут находиться несколько устройств. Например, системный блок содержит устройства: процессор, оперативную память, винчестер, материнскую плату и другие. Необходимо сформировать у учащихся первоначальные представления об этих устройствах компьютера: 1) название устройства, 2) как оно выглядит, 3) для чего оно предназначено.Для этого урока наглядными средствами являются сам компьютер и его устройства, но можно использовать рисунки и плакаты с изображениями устройств.
Вопрос о том, как глубоко излагать материал, решает учитель в зависимости от подготовки учащихся. Можно кратко рассказать о видах и отличиях каждого из устройств. Например, мониторы бывают жидкокристаллические и на основе электронно-лучевой трубки; принтеры – матричные, струйные и лазерные; мыши – механические и оптические. Ориентир составляет содержание школьного пособия.
Далее учитель показывает, как включать компьютер, завершать его работу; как правильно работать с устройствами компьютера. Так, рекомендуют вначале включать монитор, а затем нажимать кнопку включения на системном блоке. При выключении компьютера монитор выключают после отключения системного блока.
На практической части урока учащихся обучают основным приемам работы за компьютером. Начинают с освоения манипулятора «мышь». Для освоения работы рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Рекомендуется работать с тренажерами по 7 – 10 минут на каждом уроке данной теме, начиная с первого урока. Освоение приемов работы с мышью необходимо для последующей работы с компьютером.
В качестве домашнего задания можно поручить: записать в тетрадь рассказ о компьютерных профессиях родителей и знакомых учеников или пофантазировать, что произойдет, если все компьютеры исчезнут.
6. Понятие о компьютерной программе, файле, папке, диске .
Учащиеся должны понимать смысл понятия «программа». Программа – это последовательность команд для компьютера, записанная на языке, понятном компьютеру (язык программирования). Все программы для компьютера составляют программное обеспечение (ПО). Основой ПО являетсяоперационная система (ОС). В состав ПО входит не только ОС, но и прикладные программы: для работы с текстовой, графической, числовой информацией; для прослушивания музыки, просмотра фильмов; обучающие программы и другие.
Учащихся знакомят с элементами интерфейса операционной системы, необходимыми для начальной работы с прикладными программами (Рабочий стол, кнопка Пуск, панель задач, значки, окна). Показывают способы запуска прикладной программы с использованием команды меню, ярлыка на Рабочем столе. В качестве примера можно запустить стандартное приложение Windows – программу Блокнот и набрать в его окне пару строк. Например, определение программы или перечень устройств компьютера. На этом примере подводят учащихся к понятию файл и папка. Результаты работы иногда требуется сохранить на компьютере. Информация в компьютере хранится в виде файлов, каждый имеет свое имя. Чтобы пользователю было удобно, файлы группируют в папки. Например, в одной папке файлы с рисунками, в другой – с текстом и т.д. Папки и файлы сохраняются в памяти компьютера – на диске. Сохранять текст в Блокноте не обязательно. Далее можно открыть окно Мой компьютер и показать значки дисков, папок, файлов.
Таким образом, для понятий файл, папка и диск не дают строгих определений. Учащимся достаточно различать и показывать их значки. Знакомство с файлами и каталогами осуществляется в объеме, достаточном для последующего сохранения и считывания информации.
7. Запуск программ с помощью ярлыков и меню .
Работу с программами можно рассмотреть на примере стандартных приложение Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Рассматривают способы запуска прикладной программы 1) с использованием команды меню, 2) ярлыка на Рабочем столеи завершение работы с прикладной программой 1) с помощью кнопки Закрыть окна, 2) из меню программы (если такая команда есть). Оба способа запуска и закрытия должны отрабатываться многократно. Для этого можно предложить учащимся набрать текст в Блокноте, нарисовать рисунок к тексту в графическом редакторе, выполнить подсчеты с помощью Калькулятора и перенести результаты в Блокнот.
Поскольку учащиеся часть урока проводят за компьютером (до 20 минут), с ними на этом и последующих уроках проводят упражнения для снятия утомления (мышечного и зрительного).
8. Работа с мышью и клавиатурой .
Для освоения работы с манипулятором «мышь» и клавиатурой рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Учащиеся должны знать основные операции, осуществляемые с использованием манипулятора «мышь»: перемещение, щелчок, двойной щелчок, протяжка (перетаскивание, буксировка). Работать с тренажерами лучше понемногу с первого урока: по 5 – 7 минут на каждом уроке.
Данный урок посвящают в основном клавиатуре: знакомят с ее структурой, зонами клавиш (алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие, клавиши управления курсором, цифровые). В разных пособиях могут выделять разные зоны и называть их иначе. Лучше придерживаться терминологии школьного пособия (7 класс). Там же на форзаце приведен рисунок клавиатуры с зонами. Учащимся рассказывают о правилах нажатия клавиш, десятипальцевом методе ввод а. Работают с клавиатурным тренажером. Если тренажера нет, используют программу Блокнот для ввода текста, например, из школьного пособия.
9. Самостоятельная работа .
На этом уроке опрашивают учащихся по теории и выполняют задания за компьютером: включение компьютера, запуск программы, работа с тренажерами на оценку, завершение работы программы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 273.