Методика организации первых уроков информатики. Знакомство учащихся с кабинетом информатики. Методика проведения беседы по охране труда.Введение понятий «информация», «информационные процессы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые уроки имеют большое значение для формирования общей культуры ученика. На этих уроках учитель не только знакомит школьников с новым учебным предметом, вводит новые понятия, но и уделяет много внимания организационным вопросам. На первых уроках учитель должен:

– познакомить учащихся с нормами охраны труда и правилами поведения в кабинете информатики; сообщить правила работы за компьютером ;

– объяснить школьникам свои требования к учебному процессу;

– мотивировать учащихся на изучение предмета;

– формировать первоначальные умения работы с компьютером.

Методические рекомендации

По учебной программе перед данной темой первые уроки отводятся на введение. На этом уроке знакомят учащихся с правилами охраны труда, нормами поведения и работы в кабинете информатики. Можно показать учащимся, как правильно включать и выключать компьютер, рассказать о правильной посадке за компьютером. На протяжении всех последующих уроков учитель должен следить за соблюдением учениками правил поведения и норм охраны труда.

Желательно сообщение правил аргументировать. Например, рассказать о том, что компьютеры в школе используются на уроках многими учениками, поэтому важно не менять установленные на компьютере настройки и параметры, которые использует учитель для урока. Важно, чтобы учащиеся осознали ответственность работы за компьютером – это не только дорогое средство, но и опасное, если с ним неправильно обращаться.

На уроке введении учитель сообщает свои требования к учебному процессу: вход в кабинет, пересадка за компьютеры, окончание работы, приведение в порядок рабочего места. Полезно закрепить за каждым учеником свое компьютерное рабочее место.

Во многих школах учителя заводят специальные регистрационные тетрад и. Они лежат у каждого компьютера. Ученик, садясь за компьютер, записывает в тетрадь дату, свои фамилию и имя, класс и номер урока. Ведение таких тетрадей повышает ответственность учеников при работе за компьютером.

Полезно рассказать о школьном учебном пособии; а также о требованиях к учебным принадлежностям: носить ли книгу на уроки, какие тетради заводить, что записывать в тетрадь, проводить ли поля, как тетради будут проверяться. Некоторые учителя используют специальные приемы, стимулирующие работу учеников в тетрадях. Например, разрешают иллюстрировать записи в тетради, вводят специальные знаки – обозначения важных понятий, примеров, домашнего задания. Например, желтый цвет привлекает внимание, поэтому можно использовать желтый маркер для выделения важного.

1. Роль компьютера в жизни человека. Функциональные блоки компьютера .

Одна из основных задач этого урока: мотивировать учащихся на изучение предмета. Для этого учитель может рассказать о том, что такое информатика и какова ее роль в жизни общества; показать, как знания и умения, приобретенные на уроках информатики, понадобятся в дальнейшем. Например, учитель может подготовить компьютерную презентацию о возможностях современных компьютеров и сферах их использования.

Далее на уроке школьники знакомятся с компьютером. Учитель называет видимые части компьютера: монитор, клавиатура, системный блок, мышь. Надо развести понятия «блоки» и «устройства» компьютера. Современные компьютеры могут состоять из одного или нескольких блоков. Внутри блока могут находиться несколько устройств. Например, системный блок содержит устройства: процессор, оперативную память, винчестер, материнскую плату и другие. Необходимо сформировать у учащихся первоначальные представления об этих устройствах компьютера: 1) название устройства, 2) как оно выглядит, 3) для чего оно предназначено.Для этого урока наглядными средствами являются сам компьютер и его устройства, но можно использовать рисунки и плакаты с изображениями устройств.

Вопрос о том, как глубоко излагать материал, решает учитель в зависимости от подготовки учащихся. Можно кратко рассказать о видах и отличиях каждого из устройств. Например, мониторы бывают жидкокристаллические и на основе электронно-лучевой трубки; принтеры – матричные, струйные и лазерные; мыши – механические и оптические. Ориентир составляет содержание школьного пособия.

Далее учитель показывает, как включать компьютер, завершать его работу; как правильно работать с устройствами компьютера. Так, рекомендуют вначале включать монитор, а затем нажимать кнопку включения на системном блоке. При выключении компьютера монитор выключают после отключения системного блока.

На практической части урока учащихся обучают основным приемам работы за компьютером. Начинают с освоения манипулятора «мышь». Для освоения работы рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Рекомендуется работать с тренажерами по 7 – 10 минут на каждом уроке данной теме, начиная с первого урока. Освоение приемов работы с мышью необходимо для последующей работы с компьютером.

В качестве домашнего задания можно поручить: записать в тетрадь рассказ о компьютерных профессиях родителей и знакомых учеников или пофантазировать, что произойдет, если все компьютеры исчезнут.

2. Понятие о компьютерной программе, файле, папке, диске .

Учащиеся должны понимать смысл понятия «программа». Программаэто последовательность команд для компьютера, записанная на языке, понятном компьютеру (язык программирования). Все программы для компьютера составляют программное обеспечение (ПО). Основой ПО являетсяоперационная система (ОС). В состав ПО входит не только ОС, но и прикладные программы: для работы с текстовой, графической, числовой информацией; для прослушивания музыки, просмотра фильмов; обучающие программы и другие.

Учащихся знакомят с элементами интерфейса операционной системы, необходимыми для начальной работы с прикладными программами (Рабочий стол, кнопка Пуск, панель задач, значки, окна). Показывают способы запуска прикладной программы с использованием команды меню, ярлыка на Рабочем столе. В качестве примера можно запустить стандартное приложение Windows – программу Блокнот и набрать в его окне пару строк. Например, определение программы или перечень устройств компьютера. На этом примере подводят учащихся к понятию файл и папка. Результаты работы иногда требуется сохранить на компьютере. Информация в компьютере хранится в виде файлов, каждый имеет свое имя. Чтобы пользователю было удобно, файлы группируют в папки. Например, в одной папке файлы с рисунками, в другой – с текстом и т.д. Папки и файлы сохраняются в памяти компьютера – на диске. Сохранять текст в Блокноте не обязательно. Далее можно открыть окно Мой компьютер и показать значки дисков, папок, файлов.

Таким образом, для понятий файл, папка и диск не дают строгих определений. Учащимся достаточно различать и показывать их значки. Знакомство с файлами и каталогами осуществляется в объеме, достаточном для последующего сохранения и считывания информации.

3. Запуск программ с помощью ярлыков и меню .

Работу с программами можно рассмотреть на примере стандартных приложение Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Рассматривают способы запуска прикладной программы 1) с использованием команды меню, 2) ярлыка на Рабочем столеи завершение работы с прикладной программой 1) с помощью кнопки Закрыть окна, 2) из меню программы (если такая команда есть). Оба способа запуска и закрытия должны отрабатываться многократно. Для этого можно предложить учащимся набрать текст в Блокноте, нарисовать рисунок к тексту в графическом редакторе, выполнить подсчеты с помощью Калькулятора и перенести результаты в Блокнот.

Поскольку учащиеся часть урока проводят за компьютером (до 20 минут), с ними на этом и последующих уроках проводят упражнения для снятия утомления (мышечного и зрительного).

4. Работа с мышью и клавиатурой .

Для освоения работы с манипулятором «мышь» и клавиатурой рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Учащиеся должны знать основные операции, осуществляемые с использованием манипулятора «мышь»: перемещение, щелчок, двойной щелчок, протяжка (перетаскивание, буксировка). Работать с тренажерами лучше понемногу с первого урока: по 5 – 7 минут на каждом уроке.

Данный урок посвящают в основном клавиатуре: знакомят с ее структурой, зонами клавиш (алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие, клавиши управления курсором, цифровые). В разных пособиях могут выделять разные зоны и называть их иначе. Лучше придерживаться терминологии школьного пособия (7 класс). Там же на форзаце приведен рисунок клавиатуры с зонами. Учащимся рассказывают о правилах нажатия клавиш, десятипальцевом методе ввод а. Работают с клавиатурным тренажером. Если тренажера нет, используют программу Блокнот для ввода текста, например, из школьного пособия.

5. Самостоятельная работа .

На этом уроке опрашивают учащихся по теории и выполняют задания за компьютером: включение компьютера, запуск программы, работа с тренажерами на оценку, завершение работы программы.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.

Информационный процесс - процесс получения, хранения, обработки и передачи информации.



Первоначальное знакомство с компьютером. Формирование умений работы с клавиатурой и манипулятором «мышь». Методика изучения вопросов, связанных с аппаратным обеспечением компьютера. Программное обеспечение компьютера и методика его изучения.

На уроке школьники знакомятся с компьютером. Учитель называет видимые части компьютера: монитор, клавиатура, системный блок, мышь. Надо развести понятия «блоки» и «устройства» компьютера. Современные компьютеры могут состоять из одного или нескольких блоков. Внутри блока могут находиться несколько устройств. Например, системный блок содержит устройства: процессор, оперативную память, винчестер, материнскую плату и другие. Необходимо сформировать у учащихся первоначальные представления об этих устройствах компьютера: 1) название устройства, 2) как оно выглядит, 3) для чего оно предназначено.Для этого урока наглядными средствами являются сам компьютер и его устройства, но можно использовать рисунки и плакаты с изображениями устройств.

Вопрос о том, как глубоко излагать материал, решает учитель в зависимости от подготовки учащихся. Можно кратко рассказать о видах и отличиях каждого из устройств. Например, мониторы бывают жидкокристаллические и на основе электронно-лучевой трубки; принтеры – матричные, струйные и лазерные; мыши – механические и оптические. Ориентир составляет содержание школьного пособия.

Далее учитель показывает, как включать компьютер, завершать его работу; как правильно работать с устройствами компьютера. Так, рекомендуют вначале включать монитор, а затем нажимать кнопку включения на системном блоке. При выключении компьютера монитор выключают после отключения системного блока.

На практической части урока учащихся обучают основным приемам работы за компьютером. Начинают с освоения манипулятора «мышь». Для освоения работы рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Рекомендуется работать с тренажерами по 7 – 10 минут на каждом уроке данной теме, начиная с первого урока. Освоение приемов работы с мышью необходимо для последующей работы с компьютером.

В качестве домашнего задания можно поручить: записать в тетрадь рассказ о компьютерных профессиях родителей и знакомых учеников или пофантазировать, что произойдет, если все компьютеры исчезнут.

6. Понятие о компьютерной программе, файле, папке, диске .

Учащиеся должны понимать смысл понятия «программа». Программаэто последовательность команд для компьютера, записанная на языке, понятном компьютеру (язык программирования). Все программы для компьютера составляют программное обеспечение (ПО). Основой ПО являетсяоперационная система (ОС). В состав ПО входит не только ОС, но и прикладные программы: для работы с текстовой, графической, числовой информацией; для прослушивания музыки, просмотра фильмов; обучающие программы и другие.

Учащихся знакомят с элементами интерфейса операционной системы, необходимыми для начальной работы с прикладными программами (Рабочий стол, кнопка Пуск, панель задач, значки, окна). Показывают способы запуска прикладной программы с использованием команды меню, ярлыка на Рабочем столе. В качестве примера можно запустить стандартное приложение Windows – программу Блокнот и набрать в его окне пару строк. Например, определение программы или перечень устройств компьютера. На этом примере подводят учащихся к понятию файл и папка. Результаты работы иногда требуется сохранить на компьютере. Информация в компьютере хранится в виде файлов, каждый имеет свое имя. Чтобы пользователю было удобно, файлы группируют в папки. Например, в одной папке файлы с рисунками, в другой – с текстом и т.д. Папки и файлы сохраняются в памяти компьютера – на диске. Сохранять текст в Блокноте не обязательно. Далее можно открыть окно Мой компьютер и показать значки дисков, папок, файлов.

Таким образом, для понятий файл, папка и диск не дают строгих определений. Учащимся достаточно различать и показывать их значки. Знакомство с файлами и каталогами осуществляется в объеме, достаточном для последующего сохранения и считывания информации.

7. Запуск программ с помощью ярлыков и меню .

Работу с программами можно рассмотреть на примере стандартных приложение Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Рассматривают способы запуска прикладной программы 1) с использованием команды меню, 2) ярлыка на Рабочем столеи завершение работы с прикладной программой 1) с помощью кнопки Закрыть окна, 2) из меню программы (если такая команда есть). Оба способа запуска и закрытия должны отрабатываться многократно. Для этого можно предложить учащимся набрать текст в Блокноте, нарисовать рисунок к тексту в графическом редакторе, выполнить подсчеты с помощью Калькулятора и перенести результаты в Блокнот.

Поскольку учащиеся часть урока проводят за компьютером (до 20 минут), с ними на этом и последующих уроках проводят упражнения для снятия утомления (мышечного и зрительного).

8. Работа с мышью и клавиатурой .

Для освоения работы с манипулятором «мышь» и клавиатурой рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Учащиеся должны знать основные операции, осуществляемые с использованием манипулятора «мышь»: перемещение, щелчок, двойной щелчок, протяжка (перетаскивание, буксировка). Работать с тренажерами лучше понемногу с первого урока: по 5 – 7 минут на каждом уроке.

Данный урок посвящают в основном клавиатуре: знакомят с ее структурой, зонами клавиш (алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие, клавиши управления курсором, цифровые). В разных пособиях могут выделять разные зоны и называть их иначе. Лучше придерживаться терминологии школьного пособия (7 класс). Там же на форзаце приведен рисунок клавиатуры с зонами. Учащимся рассказывают о правилах нажатия клавиш, десятипальцевом методе ввод а. Работают с клавиатурным тренажером. Если тренажера нет, используют программу Блокнот для ввода текста, например, из школьного пособия.

9. Самостоятельная работа .

На этом уроке опрашивают учащихся по теории и выполняют задания за компьютером: включение компьютера, запуск программы, работа с тренажерами на оценку, завершение работы программы.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.