На самом деле чистых, базовых эмоций у человека не так уж много. Можно выделить следующие парные ВИДЫ базовых эмоций:
РАДОСТЬ СТРАХ
АЗАРТ ТОСКА
УДИВЛЕНИЕ АПАТИЯ
ЛЮБОПЫТСТВО РАВНОДУШИЕ
СИМПАТИЯ ЗЛОСТЬ
НАСЛАЖДЕНИЕ БОЛЬ
ГОРДОСТЬ СТЫД
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОБИДА
«От печали до радости
Ехать и ехать…»
Некоторые учёные считают, что существует эмоциональный интеллект, в просторечии – умение нравиться другим.
Иногда автор и хотел бы правильно описать чувство, передать настроение и атмосферу стиха читателю, а не может по причине своей эмоциональной ограниченности и безграмотности.
Например, очень часто чувства заменяют одним словом «любовь». Но любовь – это не одно чувство, а все, – в разной степени, разной силы, разной направленности: страх отказа, радость первого поцелуя, азарт узнавания нового в человеке, тоска одиночества, злость за опоздание на свидание… Не пишите слово «сахар», а опишите его неимоверную сладость и кристаллическую белизну! Не пишите слово «ревную», а передайте словами степень чувств и эмоций, действия (через глаголы), совершаемые вами в пылу отчаянья – вот тогда вы действительно будете писать стихи, а не рифмованные тексты.
Виртуальщина
Несмотря на достаточно современное слово, данное явление существует достаточно давно. Я его определяю, как описание «как бы» чувств словами и образами, не имеющими под собой никакой реальной основы. Замечены в употреблении данного приёма в основном дамы…
Наталия Королёва, «Силуэты», г. Кострома, 2008г.:
* * *
Ладью души качает лёгкий бриз.
Лишь в полный штиль
минутное прозренье:
Дарован неподкупный гений,
Сидящий в нас,
грозящий изнутри,
Не ведающий тяжбы
сизых дней,
Часов однообразных вереницы,
Но знает –
им душа гордится...
И он не гонит загнанных коней.
* * *
Листом увядшим и сухим
Жизнь оказалась.
Мысль жалостная увязалась...
За мною отзвуки глухи.
Тревожит душу этот лист –
Скрыт полутенью
За капелькою сожаленья
О том,
что прошлое
вдали.
Написано, вне сомнения, красиво, но и только… Не хватает жизни, реальных чувств и переживаний, всё очень отвлечённо, голое рассужденчество, виртуальная игра ума в выдуманном мире.
Кстати, напомню, что наше сознание виртуально по своей сути...
ПРОДОЛЖЕНИЕ с 10 мая 2009г.:
Звуковое слияние слов
Пример из собственного сочинительства:
Я не забуду те леса, отцом ещё открытые…
А теперь прочитайте это вслух. Я-то пишу о родном российском лесе, а звучит: «Телеса, отцом ещё открытые», прям порнография какая-то… Или вот из других авторов:
Сердце моё с ранами…
Какое-какое?! Сраное?
До ярких сполохов зари…
О каких доярках речь?
Бывали тексты и покруче… Спасение от таких смешных ошибок: сразу внимательно читать вслух! Вообще рекомендую читать вслух даже прозу. Там, где ваш язык спотыкается, там стоит исправить текст. Мелодичность речи, даже виртуальной, воспроизводимой мысленно, облегчает восприятие текста, даже делает его понятнее.
Вторичность
Здесь имеется в виду вторичность сюжета, темы, образа. Для более продвинутых авторов это особенно необходимо понимать! Если кто читал у Юрия Никитина фантастический роман «Великий маг» (я прочла, когда наша книжица уже вышла первым изданием), тот знает, что в творчестве важны именно тема, сюжет, новые оригинальные (пусть и неправильные, противоречащие сегодняшним) идеи. Язык меняется, исчезает со временем, а сюжеты остаются и переходят в другие произведения, именно сюжеты можно экранизировать, ставить по ним спектакли в театре, даже выпускать электронные игры. Сюжет – важнейшая составляющая любой творческой работы.
А.А. Бугров, предводитель мафии костромских поэтов, на собраниях своей студии обращал наше внимание на вторичность темы: плохо, если поэт в стихах просто пересказывает сюжет прочитанной им книги, не добавляя туда ничего от себя. Как бы интересна ни была та книга, стих вторичен по отношению к ней и по отношению к творчеству вообще, он не вносит ничего нового, не показывает, к каким выводам пришёл читающий человек, что изменилось в его жизни от усвоенного, как на него повлияло.
Первично то, что сказано от себя (не о себе!), впервые от своего имени, о переживаниях сегодняшних, а не о рассуждениях Шекспира, Данте или Стивенсона. Как иллюстрация первичности – 3 стиха:
Елена Орлова
* * *
Как с этим жить, о господи? Ну как?
Вот снова на изломе ночи душной
К снотворным каплям тянется рука,
Опять я доигралась в неигрушки.
Иду, не направляема никем,
Туда, куда попутный ветер кинет,
Я в полном смысле слова налегке:
Зимой – без шапки, летом – без бикини.
Бывает, лёгким бризом принесён,
Бывает, что прибит девятым валом, ‑
Но сами же в итоге портят всё,
Когда пролезть пытаются к штурвалу.
Флакончик опустеет поутру,
В такие дни без допинга нет спорта.
…Как прыгал флаг пиратский на ветру,
Как тихо человек исчез за бортом…
Галина Божкова
* * *
Центурион красив и жаден.
Ему бы стать героем Рима.
Любовью охлос беспощаден.
Нарушить строй — шаг первый.
Прима.
Горяч песок пустынь Египта.
Вода темна, с питаньем скудно.
Шакалам с древних манускриптов
Не запугать солдат!
Секунда.
Но терция!
Александрия!
Квадраты белоснежных зданий,
Дворцы, рабы полунагие,
Глаза неведомых ваяний.
Коней блистающая квадра,
Из золота скользит повозка,
А в ней — царица Клеопатра
С лицом отбеленного воска.
Мелодий гулкие аккорды,
Вина играющего пинта,
Центуриона профиль гордый —
В её ладонях юных...
Квинта!
Шестое чувство обожанья…
Что мы без женщин — меньше пары.
Была любовь, — придут прощанья.
Была весна, — настанет старость.
Он будет драться рядом с нею,
Но, обретая честь и славу,
Он безнадёжно устареет
Для Рима.
Септима...
Октава.
Обратите внимание, в данной работе есть некоторая вторичность темы, но она окупается непривычной точкой зрения, выводом и техническим приёмом перечисления.
Алина Кузнецова
Зверь
Я словам инструктора верю:
«Кошкин след, прикрытый травой».
Я бродила в логове зверя,
Увидать мечтала его.
И, закутавшись в тёплый спальник,
Засыпала в лапах весны.
Мне казалось, что так реально
Леопарда увидеть сны.
И когда, оставив ущелье,
Выбирались мы между скал,
Знали, что невидимой тенью
До тропы он нас провожал.
Красивости
Издавна поэты пытались сказать не просто информативно, но и выразительно. Былинники и скальды, трубадуры и прочие представители устного творчества оттачивали мастерство, изобретали более совершенные формы, искали нужные слова и образы. Не у всех получалось совместить смысл, рифму и гармонию истинной красоты. Вот и появлялись бессмысленные красивости: на вид вроде бы красиво, а содержание рассеянное или отсутствует вовсе. Например, название книги «Синеглазая песня моя» может кто-нибудь внятно объяснить? Или строки из книги «И вливается в сердце Россия» той же поэтессы:
Лебёдушкой белокрылой
Как на свиданье лечу,
И ликом светлым и милым
Я надышаться хочу.
Всё это красивость чистой воды.
Красивое – значит осмысленное, логически выстроенное, интересное, прозрачной ясности или намекающее, грамотное, наконец. От красивостей уходить легко: писать о бытовом, приземлённом, не витать в эмпиреях, а бродить по земле. Например, отрывок:
Галина Божкова
* * *
Алексею Шарлаю
С утра наемся колбасы –
и в путь, окутанный туманом;
к листве, блестящей от росы,
к восходу с запахом медвяным.
Мир проявляется с утра
из сумерек под светом нежным,
белеется дурман-трава,
камыш колышется прибрежный…
Пишите о реальности!
Смещение существительного
Ошибка опять же от невнимательности, нежелания посмотреть на свои работы со стороны. Обратите внимание, что глагол «пасёт» не относится к существительному «пастух», а случайным образом переносится на «кнут»:
Только кнут пастуха уже хлопать готов,
Что пасёт у леска вороных лошадей.
Тимофей П.
Ищите для себя непредвзятого редактора и просто внимательного читателя!
Дата: 2019-02-19, просмотров: 260.