Ограниченный словарный запас
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вот тут без чтения чужих стихов, хороших стихов, профессиональной прозы ‑ никуда! Возьмите, например, «Поднятую целину» Шолохова. Как там начинается первая глава! Сколько сравнений, сколько новых, но понятных слов и словосочетаний! Какое мастерство описания героев буквально несколькими фразами-образами! Когда я читала эту книгу в школе, абсолютно не понимала технику написания этой великолепной работы. Теперь, как прозревший слепой, увидела её, вооружившись опытом самостоятельного писательства.

Некоторые идут на ограничение словарного запаса вполне сознательно, искренне считая, что некоторым словам в стихах не место. Иногда просто боятся, что их обвинят в бестактности. Слов бояться не надо, только надо их правильно и по назначению использовать. С этической точки зрения, конечно, считаю, что мат и откровенно бранные слова в поэзии нежелательны, тем более, их всегда можно заменить вроде бы безобидными аналогами, была бы фантазия.

Я — лягушка,

          но царевна.

Ты — Иван,

          но слишком глупый.

Не метай

          в болото стрелы,

Не хвались

          своей халупой.

Я те, паря, побалую!

Всё равно

          не поцелую!

Читайте, чтобы вам «хватало слов»! Хорошие книги учат не только думать, но и чувствовать, и передавать чувства.

Нарушение стиля

К

О

Л

О

К

О

Л

!

!

!

Не

спрашивай

звонит по ком

суровый, гулкий колокол

н е ж д а н но в е ч е р к о м.

Не вопрошай! Не взгадывай!

Задумайся лишь о своей судьбе.

А может быть, а может быть звонит он

по

те

бе

?

!

!

Оригинальное стихотворение П. Романца в форме колокола является одновременно ярким примером нарушения стиля, где соседствует серьёзно-мрачное «суровый, гулкий колокол» и игриво-фривольное «нежданно вечерком». Был бы редактор, он сразу бы это заметил и попросил исправить. А так стих напечатан в солидной (по объёму) книге «Звенчание причин» (название, кстати, жутковатое).

 

Обязательное название для стиха

Одно из заблуждений начинающих в том, что стих обязательно надо как-то назвать, хотя бы по первой строке. В подаренных мне книгах одна из дам примерно из 60 работ 11 назвала просто «Молитва», другая поэтесса дала большинству своих работ названия: «Любовь», «Влюблённость», «Любимый», «Любимому» и т.п., хотя не нами сказано: «Знай меру»! Часто стихи неоправданно называют временами года, месяцами, видимо, следуя какой-то традиции, непостижимой для меня. Всё бы ладно, если бы в книге не называлось так каждое второе стихотворение!

А надо ли давать название стиху, заранее обедняя, сужая его значение? Я даю название, если надо что-либо разъяснить, уточнить, связать с какими-то событиями, о чём напрямую в стихе не сказано:

Август

 

Мерцал костёр на правом берегу,

И обнажалась бездна внеземная,

А я входила в тёмную волну

Нагая,

осторожная,

хмельная.

И билась рыба

в плёнке водяной,

Рвалась наверх,

приманку звёзд глотала.

Сливалась я

с ночною красотой

И глубже,

и всё дальше уплывала…

Когда вернусь с налипшей чешуёй,

Прилягу грудью на песок рассвета,

Меня приветит с прежней теплотой

Костёр,

горящий

на исходе лета.

Если вы можете не называть работу, не присваивайте ей никакого названия, заменив его традиционными тремя звёздочками. * * *

 

Глагольные рифмы

 

(Вот ещё один случай, когда название совершенно не нужно, но оно есть…) Мягков Артём:

Это про нас…

Это про нас – мы не любим терять.

Это про нас – мы не любим прощать.

Это про нас – мы способны убить.

Это про нас – мы боимся любить.

 

Это про нас – мы не можем решать.

Это про нас – разучились летать.

Это про нас – мы в апатии спим.

Это про нас – мы мечтой не горим.

 

Это про нас – улыбнуться в ответ.

Это про нас – дать заблудшему свет.

Это про нас – мы способны простить.

Это про нас – мы так любим любить.

 

Это про нас – мы не бросим в беде.

Это про нас – мы не верим Судьбе.

Это про нас – наша дружба – навек.

Это про нас… Про тебя, Человек.

Пожалуй, первый признак непрофессиональности поэта – упрощённые (беде-судьбе, век-человек), в том числе ‑ глагольные рифмы (глаголы подчёркнуты). Здесь автор ищет самый простой, самый примитивный приём для написания стиха. При таком наплевательском отношении к творчеству вершин в поэзии достигнуть невозможно, какие бы идеи автор ни пытался выразить.

 

Сюсюканье

Данная ошибка идёт либо из воспоминаний детства, либо от профессии. Автор ‑ воспитательница детского сада постоянно даже в стихах для взрослых употребляла уменьшительные суффиксы: цветочек голубенький, детки любовались природой, побежали весело детишки… Особенно смешно смотрится, когда так пишут мужчины.

Уменьшительные употреблять, конечно, можно, но осторожно, не нарушая стиль стиха. Часто уменьшительные усиливают комическую или ироническую составляющую в стихе:

* * *

Росой обижен паучок,

что капнула ему на темя.

Мог раздавить один щелчок

микроскопическое племя.

Но этот –– выжил.

Отряхнул

свою седую паутину

и лапки к мошке протянул,

и схавал сразу половину…

Знать, не судьба ему и ей:

один живёт, другая сгинет.

Так жизнь течёт среди ветвей

на невесомой паутине…

 

Сокращения и мусор

Самые используемые мусорные слова и сокращения:

БЫЛ, ВЕДЬ, Я, СВОЙ, УЖ, Ж, Б, ЧТОБ, КАК (когда этих КАК много, задумываешься: о чём же хотел сказать автор?). Напомню: перебор всегда вреден. Часто от потерь этих сокращений работа совершенно не страдает, напротив, облегчается её прочтение вслух.

 

* * *

Прояснился воздух, запах солидола…

Высунулось солнце, заискрился снег.

Показалось: звуки электромотора

Очень уж похожи на куриный смех.

 

Я бы побежала, если б было лето,

Я бы поспешила, если бы не лёд.

Крашеный троллейбус, как нахал отпетый,

Подмигнул и нагло вырвался вперёд.

 

Ждёт меня работа, ждут меня поэты,

Потемнел экраном мой любимый комп;

Хоть я встала вместе с жиденьким рассветом,

Проморозил тропы злой антициклон.

 

Мне скользить не в тягость, если б не колено,

Прокатиться можно, если бы не вес,

Но пока ползла я, упираясь в стену,

Голубой троллейбус, как мечта, исчез.

 

16. Язычество* в стихосложении

Приём одушевления неодушевлённых предметов, времён года, природных явлений и даже понятий используется довольно часто. Один из положительных примеров ‑ стихотворение С. Михайлова, менее разумное использование приёма ‑ у других авторов:

Михайлов Станислав

* * *

Напрасно, изгибаясь до земли,

Берёзка уберечь себя хотела…

И поутру прохожие нашли

Её вконец истерзанное тело.

 

А если б попытаться ей помочь,

Поднять, вину чужую искупая?

А что же мы? А мы уходим прочь,

Через её беду переступая.

 

А кто-то подлый, сокращая путь,

Вступил на ствол безжалостно и резко.

Отозвалась раздавленная грудь

Лишь отголоском жалобного треска.

 

Один прошёл – и следом все за ним –

Теперь стыдиться никого не надо.

Неужто для потомков сохраним

Мы лишь синдром распущенного стада?

 

Коль мы пойдём, жуя и матерясь,

Кто мы такие позабудем скоро…

Лежат берёзки, втоптанные в грязь,

Их скорбный взгляд суровей приговора.

 

Грашнев Вячеслав:

Прощание с летом

 

Теплом прощальным лето догорает,

В лугах туманясь тихою зарёй,

Вдаль уплывая, видно, не узнает,

Как часть души уносит за собой.

 

Живым ковром пшеница колосится,

Умывшись всласть жемчужною росой,

Порой ночною крепко ей не спится:

Наутро пасть под острою косой.

 

Луна блеснёт лучистыми кудрями,

И Млечный путь на танец пригласит,

Закружит вальс над спящими полями,

А ночь безумство милое простит.

 

К России

 

Ты так и тиха и неброска

В накидке предутренних рос,

Лишь шепчется с ветром берёзка,

И мятою пахнет покос.

 

Могла бы красою своею

Заморских прелестниц затмить,

Набросить на тонкую шею

Жемчужную звёздную нить.

 

Крылов Владимир

(отрывок)

Куда идёшь, моя страна?

Куда идёшь, чего ты хочешь?

Ты плачешь, в траур убрана,

Или, безумная, хохочешь?

Она больна, моя страна,

В ней торжествуют зло и подлость…

Как только терпит всё она?!

И где её былая гордость?

 

*Здесь язычество – присвоение человеком своих чувств, мыслей и речи неживым предметам и животному миру, так называемое «одушевление» их. Данный приём используется в сказках, фантастических историях, в мифологии. Опять же скажу: всё хорошо в меру и к месту.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 196.