Мама мыла раму, /-/-/-           6 слогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раму мыла мама. /-/-/-         6 слогов

Это самая простая форма классического стиха.

Надо отметить, что структура рифмующихся строк должна совпадать, как и количество слогов в рифмующихся строках:

Тайная живительная сила                    10

Тихим снам и отдыху дана.                     9

Станет снова женщина красивой             10

В день, когда закончится война.              9

 

Проверяем:

/- - - /- - - /-

/-/-/- - -/

/- / - /- - - /-

/-/-/- - -/

Если в первом четверостишии задан определённый ритм, то он должен в классическом стихе повторяться и во всех других четверостишиях.

Структуру можно специально изменять только в последних строчках (удлинять, укорачивать), подчёркивая этим данные строки, выделяя их из всего стиха. Но только при необходимости!

 

Верлибр или белый стих ‑ мелодичный нерифмованный текст, по визуальной форме обычно напоминающий классическое стихотворение. Он так же строится в виде многостиший с разделёнными абзацами строками. Часто каждая строка начинается с заглавной буквы, это подчёркивает, что перед читателем стихотворение, а не проза. В верлибре могут встречаться отрывки классической структуры, но это вовсе не обязательно.

 

* * *

Забиты мудрецы камнями смеха.

Забыты их слова.

Предчувствий не осталось.

Легла на плечи знающих

усталость

От невозможности исполнить

предназначение.

Идёт людей из жизни исключение.

А мне всегда казалось,

Что время есть,

Есть способы и вехи.

Но тяжелеют симметрично веки,

Глаза не видят букв, лежащих рядом.

Смотрю на мир

остекленённым взглядом.

Бессилье рук…

Бокалы, очарованные ядом,

Подарит друг.

Здесь некоторая классическая ритмичность подчёркивает выделенные строки, заставляет обратить на них внимание. Кстати двустишия как бы перетекают из одного в другое.

* * *

Вот теперь можно вернуться к нашей теме:

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ

Нежелание работать с текстом

Это главная и самая серьёзная ошибка автора. На своём редакторском веку я слышала массу оправданий и объяснений этому нежеланию, хотя считаю, что, кроме гонора и лени, на самом деле ничего нет. Говорят в основном о нескольких причинах:

 ‑ народу нравится!

(Вы у специалистов спрашивали?)

 ‑ мне диктует сам Бог!

(Фактически этим заявляется, что высшие силы элементарно безграмотны! Не пора ли отвечать за свои слова самим, а не быть инфантильными?)

 ‑ и так сойдёт!

(А публику читающую уважать не пробовали?)

 ‑ я пишу от души или душой, чувствами!

(Знаете, всегда думала, что пишут ручкой, карандашом, в крайнем случае – набивают с помощью клавиатуры…)

Из стихов Алексея Попова

В качестве эпиграфа:

«Рифмую часто невпопад

И говорю не то, что надо.

Мысль промелькнёт — верну ль назад

Тот пламень гаснущего взгляда?»

(Николай Габидулин)

Мне РЕМЕСЛО поэта не понятно.

Я думал, песня льётся из души — свободна и легка.

А песня в клетке... Хоть и может быть прекрасна,

Но всё-таки стерильна и скучна.

 

Да, люблю повторять, что искусство – это цивилизованная игра на нервах. Но, чтобы стать мастером в любом деле, хорошо бы сначала обучиться основам выбранного ремесла. Почему-то никто не говорит, что бухгалтерскому делу не надо учиться. А поэзии? Есть масса учебников по стихосложению, если Вам в школе плохо объяснили основные правила, стоит их внимательно изучить снова. Другой совет: покажите свои работы знающему человеку, лучше всего – члену любого Союза писателей, т.е. признанному в своей профессиональной среде поэту. Внимательно выслушайте его мнение. Умный поэт не посоветует плохого. Ещё полезно походить на занятия любого поэтического творческого объединения, студии. И читайте! Читайте не только классиков, но и современных авторов в ежемесячных журналах, таких как «Нева», «Наш современник», «Юность», «Москва», а также «Литературную газету». В Костроме печатают стихи в газете «Молодёжная линия», с которой мы также сотрудничаем.

 

Плагиат

Как пример случайного цитирования ‑ небольшое стихотворение Рогановой:

Хмурое утро

Туманное утро…

Иду по проспекту.

Мне тяжко и грустно.

Хмурое утро

 

Я иду не спеша,

Вспоминая о нём.

Представляю, как с ним

Мы вместе идём,

 

О чём говорим,

Наши звуки и речи,

Как он нежно меня

Обнимает за плечи.

 

Но нет рядом его,

Мне плохо и грустно.

Он сейчас далеко.

Хмурое утро…

 

Это несанкционированное, неоправданное копирование чужих текстов, фраз. Плагиат часто бывает у начинающих авторов случайным. Просто они помнят из школьного курса литературы определённые стихотворные строчки и используют их, не ставя в кавычки, как чужую цитату, а выдают за своё озарение. Некоторые грешат списыванием целых фраз, а то и стихов, видимо, в надежде, что читающая публика этого не заметит. Например, в прошлом году наш автор Николай Максимчук вдруг обнаружил свои стихи в газете за чужой подписью. Он пришёл в редакцию и там узнал, что его работы (и гонорар за них) пытался присвоить другой мужчина, совершенно бездарный автор. Обманщик был разоблачён.

Не обольщайтесь, обязательно кто-нибудь раскроет такой нечестный секрет. Нехорошо смотрится, когда воруют не сам текст дословно, а идею стиха, что также является плагиатом. Совет: реже используйте цитаты, только если это действительно необходимо. И не забывайте ставить их в кавычки!

 

Штампы

Верная дружба, счастливый путь, лес зелёный, небо голубое, горы высокие, белоствольные берёзоньки, Кострома богохранимая, родной город (причём, все города ‑ родные, хотя человек мог родиться только в одном, определённом месте), речка быстрая, вода синяя… список штампованных определений можно продолжать бесконечно. Поэт ‑ это фантазёр, выдумщик, создатель нового в языке, а не тупой повторяльщик привычных фраз. И более всего ценится в любом творчестве «полёт фантазии»! Вот и я штампом сказала…

 

Длинноты

Увлечённый восторгом творения стиха автор не может вовремя остановиться. Вдохновение ‑ есть восторженное, эйфорическое состояние, предчувствие счастья создания чего-либо необычного, нового, лично-своего, неповторимого.

Вот пример такой работы, когда автор не смог вовремя остановиться:

Дубовик Мария

Татуировка из змей

 

Ты знаешь, мне совсем не больно,

Как было больно когда-то.

Я оступилась невольно,

Но нету чувства утраты.

Казалось, ещё недавно

Я могла плакать день и ночь.

Слёз нету и любовь плавно

Улетела отсюда прочь.

А, может быть, не любовь,

А простая симпатия

Пускай, я ошиблась вновь.

Но снова я не заплачу –

Я такая, какая есть.

А ты это так и не понял –

Загорится кровавый крест

На венах и на ладонях.

Мы гуляли – луна светила

Так ярко, что даже сейчас,

Она светит, а мне не уныло,

Я вижу блеск ярких глаз

Но не твоих, а другого.

Он любит меня сильней…

Ты показал свой характер –

И дальше живи так, а мне

Больше не хочешь верить,

Что когда-то нравился ты.

Чувства надо было проверить.

Я проверила - разбились мечты.

Ты разозлился, умел

И меня оставил одну,

Знаю, на меня ты зол.

Тебя бесит, а я не пойму:

Почему так бывает всегда,

Когда хочешь ты объяснить,

Отвернутся они от тебя

И не хочешь больше любить.

Зачем открывать им сердца,

Чтоб они посмеялись, ушли,

А потом обсуждали, смеясь.

Нет, не хочу больше фальши

В отношеньях с друзьями! - Достали!

Надо двигаться дальше,

Не позволять, чтоб ломали,

Рушили, разбивали вдребезги наши сердца.

Всё надоело, хочу я счастья, покоя, тепла.

Если и дальше так будет,

Вместо сердца будет дыра,

Большая, сквозная, а может кровоточащая,

Но их это мало тревожит –

Они поигрались сполна

Чувствами. Сколько же можно

Всё это мне терпеть,

Ведь отомстить не сложно –

Стоить мне захотеть.

Но нет, не потрачу я больше

Ни капли любви на парней,

От раны останется рубчик –

Татуировка из змей!!!

(авторская пунктуация сохранена)

Вроде бы, автор всё уже сказал, что необходимо, но продолжает писать, часто непроизвольно повторяя одни и те же мысли другими словами. И это уже следующая ошибка.

 

Повторы

Лебедева Юлия

(авторская пунктуация сохранена)

* * *

Тебя хочу хоть на минутку

Увидеть рядышком с собой.

Хочу услышать голос нежный,

Чтоб говорил он про любовь.

Чтоб наше счастья не кончалось,

Чтоб были вместе всегда.

Чтоб ты любимый был со мною

Ведь ты же знаешь- я люблю тебя!!!

 

* * *

Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.