Нежелание работать с текстом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные ошибки

Начинающих поэтов

Литературно-творческое объединение «Клуб поэтов», г. Кострома

Составитель и редактор: Божкова Галина Валентиновна (Г. Божко)

 

К читателям

 

Так получилось, что в «Клуб поэтов» часто обращаются начинающие, молодые и не очень, авторы. И много времени уходит на то, чтобы объяснять элементарные вещи. Дабы не тратить силы даром, а заниматься с авторами больше творческой работой, мы и решили издать данную книжку. Пусть каждый сам прочтёт и проверит свои работы «на паршивость». Будем рады, если наша книга поможет начинающим поэтам и прозаикам разобраться в вопросах, которые наверняка возникают в процессе творчества.

Существенно то, что мы рассматриваем современную поэзию, её требования, её эстетику. Классикам – классиково, а нам ещё предстоит поработать.

Необходимо заметить, что наше сознание по сути является виртуальным, где базис – память, инструмент – воображение (умение комбинировать элементы памяти). Прислушайтесь к себе: например, «внутренняя речь» или чтение «про себя». Нам кажется, что мы произносим слова «внутри». Это пример виртуальности сознания.

В книге выбраны наиболее часто встречающиеся ошибки, как чисто технического, так и эмоционального плана. Я специально ввела в текст несколько своих рецензий и писем, чтобы более полно объяснить ситуацию, как я её вижу. Сделаю необходимое примечание: каждый человек может ошибаться, в том числе и я. Поэтому настоятельно прошу не верить мне безоглядно, не считать данную работу посланием гуру своим ученикам и последователям, а напротив – сомневаться в написанном, исследовать всё самим, возражать и дополнять список ошибок из своего опыта, тем более, подчеркну, он вовсе не является окончательным.

 

С искренним уважением

Галина Божкова и актив ЛиТО «Клуб поэтов»


 


ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

Нежелание работать с текстом

Плагиат

Штампы

Длинноты

Повторы

Акынство

Корявость фраз

Поучительство

Ограниченный словарный запас

Банальность

Нарушение стиля

Обязательное название для стиха

Глагольные рифмы

Сюсюканье

Сокращения и мусор

Язычество в стихосложении

Эмоциональная ограниченность

Виртуальщина

Звуковое слияние слов

Вторичность темы, сюжета, образа

Красивости

Смещение существительного

Говорится не так, как пишется

Нереальная картина мира

Ассоциации

Крокодиловы слёзки

(рецензия)

 

Сначала прочтём вот это.

 

* * *

Ты не герой. Таков твой век.

И ты плененный человек.

Ты растекался вдоль руки, ноги и тёк.

Как по работе пот.

И плотно заперт бледный рот.

Ты уложился в берега.

Бери ее, твоя река.

Ты не герой. Таков был век.

Не красил зеленью поля.

И даже не твоя жена

Неистова была с тобой.

Бери ее, раз не герой.

Вот только странно,

В этих днях я как в малиновых огнях,

Я как в серебряном огне

Сижу на дне закона вне.

И вот что странно: не герой

Седой, запущенный, пустой, -

А люди видят впереди

Как ястреб плачет на груди.

Елена Е-ва

г. Новосибирск

 

Принесли вот такое стихотворение… Что тут можно сказать? Не хочется обижать автора, но правду говорить в данном случае необходимо. Тем более, что находятся люди, которые хвалят подобные мыслеизлияния. И поощряют автора на новые «творческие успехи».

Ничего творческого в этих «стихах» я не заметила. Попробуйте найти что-то разумное в них сами. Мне это не по силам.

О чём «стих»? Да ни о чём. Возможно, это следование моде или подражание кому-либо. Может, и стремление обрести непохожесть, индивидуальность. Но попытка не удалась…

Итак… Набор фраз, практически не связанных в логические предложения. «Вот только странно», говорит автор, но боюсь, он и мыслит так же странно, невпопад, да и просто хаотично, как нездоровый человек.

Возможно, вы мне скажете, что в стихах и не надо разводить логику, были бы чувства. Что ж, поищем чувства.

 

В этих днях я как в малиновых огнях,

Я как в серебряном огне

Сижу на дне закона вне.

 

Что-нибудь почувствовали? Я ‑ ничего. Кроме раздражения, конечно. Автор так старается сказать красиво и необычно, что напрочь вылетает не только из реального мира, но и из виртуального (который даже намного логичнее естественного в силу своего внутреннего механического устройства). Кроме того, автор всё никак не может определиться даже в месте, где развивается действие «стиха». Он пытается существовать и в малиновых огнях, и в серебряном огне, и законов вне ‑ одновременно. Даже пот у него ползёт не по спине, не по лицу, а «по работе»!

А что же наш лирический герой? Как он описан в «стихе»? Прислушайтесь и представьте:

 

И ты пленённый человек.

Ты растекался вдоль руки, ноги и тёк.

И плотно заперт бледный рот.

Ты уложился в берега.

Не красил зеленью поля.

Седой, запущенный, пустой

 

Ну, хоть не маляр-штукатур и специалист по окраске полей, и то ладно… Но пленный? Седой и запущенный военнопленный? С запертым на замок покойницким ртом, уложенный в берега реки или ещё куда. В прокрустово ложе? Бедный, несчастный герой, запытанный до невменяемого, даже до текучего состояния… Неужели именно это хотел сказать нам автор? А я, например, даже в этом не уверена.

О грамотности я вообще помолчу, половину точек и запятых пришлось поставить мне самой. Пренебрежительное, небрежное, неуважительное отношение к читателю налицо. Так на чьей груди плачет ястреб крокодильими слезами?

Если кто сомневается в моих выводах, то вот ещё одно «творение» того же автора:

* * *

 

Пениться океан, счастье беру с собою

Я иду к берегам звездою

Где ты моя душа, в перьях душа как птица

Падает пух облаков, искриться

Ты колокольчик мой. Под навесом бровей

Не было нас светлее и темней

Холодно без тебя стынут рестницы, и руки

Карандаши на столе пятнами пёстрой скуки

У твоих желтых глаз я проплыву как рыба

Здравствуй мой золотой.

Раев моих глыба

 

И не буду это ни исправлять, ни комментировать!

Г. Божкова, 2007г.

СТРОЕНИЕ СТИХА

 

Стихотворение состоит из слов и знаков препинания. Слова состоят из букв согласных и гласных. Буква Й не является ни ударной, ни протяжной.

При чтении (а тем более при пении!) очень важен ритм текста.

Для проверки правильности ритма стихотворения его структура записывается с использованием условных обозначений:

- неударный слог

/ ударный слог

Пример:

Легла на плечи знающих

усталость

От невозможности исполнить

предназначение.

Идёт людей из жизни исключение.

А мне всегда казалось,

Что время есть,

Есть способы и вехи.

Но тяжелеют симметрично веки,

Глаза не видят букв, лежащих рядом.

Смотрю на мир

остекленённым взглядом.

Бессилье рук…

Бокалы, очарованные ядом,

Подарит друг.

Здесь некоторая классическая ритмичность подчёркивает выделенные строки, заставляет обратить на них внимание. Кстати двустишия как бы перетекают из одного в другое.

* * *

Вот теперь можно вернуться к нашей теме:

Из стихов Алексея Попова

В качестве эпиграфа:

«Рифмую часто невпопад

И говорю не то, что надо.

Мысль промелькнёт — верну ль назад

Тот пламень гаснущего взгляда?»

(Николай Габидулин)

Мне РЕМЕСЛО поэта не понятно.

Я думал, песня льётся из души — свободна и легка.

А песня в клетке... Хоть и может быть прекрасна,

Но всё-таки стерильна и скучна.

 

Да, люблю повторять, что искусство – это цивилизованная игра на нервах. Но, чтобы стать мастером в любом деле, хорошо бы сначала обучиться основам выбранного ремесла. Почему-то никто не говорит, что бухгалтерскому делу не надо учиться. А поэзии? Есть масса учебников по стихосложению, если Вам в школе плохо объяснили основные правила, стоит их внимательно изучить снова. Другой совет: покажите свои работы знающему человеку, лучше всего – члену любого Союза писателей, т.е. признанному в своей профессиональной среде поэту. Внимательно выслушайте его мнение. Умный поэт не посоветует плохого. Ещё полезно походить на занятия любого поэтического творческого объединения, студии. И читайте! Читайте не только классиков, но и современных авторов в ежемесячных журналах, таких как «Нева», «Наш современник», «Юность», «Москва», а также «Литературную газету». В Костроме печатают стихи в газете «Молодёжная линия», с которой мы также сотрудничаем.

 

Плагиат

Как пример случайного цитирования ‑ небольшое стихотворение Рогановой:

Хмурое утро

Туманное утро…

Иду по проспекту.

Мне тяжко и грустно.

Хмурое утро

 

Я иду не спеша,

Вспоминая о нём.

Представляю, как с ним

Мы вместе идём,

 

О чём говорим,

Наши звуки и речи,

Как он нежно меня

Обнимает за плечи.

 

Но нет рядом его,

Мне плохо и грустно.

Он сейчас далеко.

Хмурое утро…

 

Это несанкционированное, неоправданное копирование чужих текстов, фраз. Плагиат часто бывает у начинающих авторов случайным. Просто они помнят из школьного курса литературы определённые стихотворные строчки и используют их, не ставя в кавычки, как чужую цитату, а выдают за своё озарение. Некоторые грешат списыванием целых фраз, а то и стихов, видимо, в надежде, что читающая публика этого не заметит. Например, в прошлом году наш автор Николай Максимчук вдруг обнаружил свои стихи в газете за чужой подписью. Он пришёл в редакцию и там узнал, что его работы (и гонорар за них) пытался присвоить другой мужчина, совершенно бездарный автор. Обманщик был разоблачён.

Не обольщайтесь, обязательно кто-нибудь раскроет такой нечестный секрет. Нехорошо смотрится, когда воруют не сам текст дословно, а идею стиха, что также является плагиатом. Совет: реже используйте цитаты, только если это действительно необходимо. И не забывайте ставить их в кавычки!

 

Штампы

Верная дружба, счастливый путь, лес зелёный, небо голубое, горы высокие, белоствольные берёзоньки, Кострома богохранимая, родной город (причём, все города ‑ родные, хотя человек мог родиться только в одном, определённом месте), речка быстрая, вода синяя… список штампованных определений можно продолжать бесконечно. Поэт ‑ это фантазёр, выдумщик, создатель нового в языке, а не тупой повторяльщик привычных фраз. И более всего ценится в любом творчестве «полёт фантазии»! Вот и я штампом сказала…

 

Длинноты

Увлечённый восторгом творения стиха автор не может вовремя остановиться. Вдохновение ‑ есть восторженное, эйфорическое состояние, предчувствие счастья создания чего-либо необычного, нового, лично-своего, неповторимого.

Вот пример такой работы, когда автор не смог вовремя остановиться:

Дубовик Мария

Татуировка из змей

 

Ты знаешь, мне совсем не больно,

Как было больно когда-то.

Я оступилась невольно,

Но нету чувства утраты.

Казалось, ещё недавно

Я могла плакать день и ночь.

Слёз нету и любовь плавно

Улетела отсюда прочь.

А, может быть, не любовь,

А простая симпатия

Пускай, я ошиблась вновь.

Но снова я не заплачу –

Я такая, какая есть.

А ты это так и не понял –

Загорится кровавый крест

На венах и на ладонях.

Мы гуляли – луна светила

Так ярко, что даже сейчас,

Она светит, а мне не уныло,

Я вижу блеск ярких глаз

Но не твоих, а другого.

Он любит меня сильней…

Ты показал свой характер –

И дальше живи так, а мне

Больше не хочешь верить,

Что когда-то нравился ты.

Чувства надо было проверить.

Я проверила - разбились мечты.

Ты разозлился, умел

И меня оставил одну,

Знаю, на меня ты зол.

Тебя бесит, а я не пойму:

Почему так бывает всегда,

Когда хочешь ты объяснить,

Отвернутся они от тебя

И не хочешь больше любить.

Зачем открывать им сердца,

Чтоб они посмеялись, ушли,

А потом обсуждали, смеясь.

Нет, не хочу больше фальши

В отношеньях с друзьями! - Достали!

Надо двигаться дальше,

Не позволять, чтоб ломали,

Рушили, разбивали вдребезги наши сердца.

Всё надоело, хочу я счастья, покоя, тепла.

Если и дальше так будет,

Вместо сердца будет дыра,

Большая, сквозная, а может кровоточащая,

Но их это мало тревожит –

Они поигрались сполна

Чувствами. Сколько же можно

Всё это мне терпеть,

Ведь отомстить не сложно –

Стоить мне захотеть.

Но нет, не потрачу я больше

Ни капли любви на парней,

От раны останется рубчик –

Татуировка из змей!!!

(авторская пунктуация сохранена)

Вроде бы, автор всё уже сказал, что необходимо, но продолжает писать, часто непроизвольно повторяя одни и те же мысли другими словами. И это уже следующая ошибка.

 

Повторы

Лебедева Юлия

(авторская пунктуация сохранена)

* * *

Тебя хочу хоть на минутку

Увидеть рядышком с собой.

Хочу услышать голос нежный,

Чтоб говорил он про любовь.

Чтоб наше счастья не кончалось,

Чтоб были вместе всегда.

Чтоб ты любимый был со мною

Ведь ты же знаешь- я люблю тебя!!!

 

* * *

Пансионат «Волгарь»

 

В лес вечерний, в лес опасный

Осторожная вхожу.

От заката венчик красный

Взглядом в чащу провожу.

 

Под ногами хруст, шуршанье,

Странный лепет у листвы…

Полусонное бурчанье,

Тихий шум речной молвы…

 

Хорошо, хоть Волга рядом.

Светлый проблеск от луны.

Безмятежным звёздным стадом

Небеса заселены.

 

Мне и страшно, и приятно.

И роса упала в ночь.

Может, я вернусь обратно

В ступе вакуум толочь.

 

Акынство

(что вижу, о том пишу)

Есть такая традиция у пастухов Азии: едут они по степям бесконечным и слагают бесконечные песни. А чтобы не заморачиваться с выбором тем для творчества, они поют о том, мимо чего проезжают. Если вы представите голую безлюдную степь, то догадаетесь, о чём их тексты. Так и наши юные барышни не находят иных тем, кроме любви и разлуки. И всё бы ничего ‑ темы действительно вечные ‑ если бы не ступали они в навоз акынства, пустого и бессмысленного перечисления, или как в знаменитой сказке про белого бычка: «Эта песня хороша, начинай сначала»!

 

Лебедева Юлия

* * *

С тобой мы встретились случайно,

Ты мимо шел - а я ждала.

Ты подошел, я улыбнулась

Судьба связала нас тогда.

К тебе я часто заходила

Нам было весело вдвоём.

И нежно солнышко светило,

Я радовалась каждым днём.

В один из дней я как обычно

Зашла к тебе узнать как ты.

Открывши дверь, ты улыбнулся

И руку протянул из темноты.

Играла музыка, мы сели.

Молча друг другу в глаза посмотрели

Ты подсел ко мне ближе,

Руку взял за запястье.

Нежные губы пылали от страсти.

Твой поцелуй запомню надолго я

Память в сердце храня.

Тогда я ещё не знала, что будет

Плохо мне без тебя.

Сейчас как и прежде скучаю,

Всё жду твоего звонка.

Ты помнишь, нас встреча связала

Я знаю – это не зря.

(авторская пунктуация сохранена)

 

Шёл – пришёл, сели – посмотрели, подсел ‑ взял, скучаю ‑ жду… Стихи не есть голое перечисление событий, это творчество, это поэтический взгляд на жизнь, а не документально-описательный.

Поэтическое мышление

Прочитала много стихов начинающих авторов и поняла, что необходимо объяснить, что для меня значит писать стихи, хорошие стихи. Иногда говорят, что поэтом надо родиться. Вряд ли это так. Поэтами становятся. Хотя природная предрасположенность в характере человека, в его чувствительности есть несомненно.

1. Можно научиться технике написания стихов. Для этого есть масса учебников, где всё подробно описано. Было бы желание читать и думать, работать над собой. На этом не буду задерживаться.

2. Одновременно необходимо вырабатывать в себе поэтическое отношение к жизни, ко всему сущему на земле - поэтическоемышление, восприятие.

Попробую остановиться на втором пункте.

Многие начинающие авторы делают одну и ту же ошибку. Они описывают мир привычными для себя, иногда штампованными, словами, но не представляют зрительно,ощутимо описываемую картину. То есть, они как бы пишут школьное сочинение, но в стихах. Именно поэтому и встречаются в текстах полные нелепицы. Например:

А любовь моя тихо пылает

Совершенно абстрактное, не соответствующее действительности замечание, ‑ это во-первых. А во-вторых, тихо пылать невозможно, потому что слово пылать уже явно предполагает сильное, очень сильное горение. В нём уже заложена энергия, сила, яркость.

Там на поляне, где опушка

Разве поляна и опушка в данном случае не одно и тоже? (В стихе действие происходит в лесу). Масло масляное опять же появилось оттого, что человек не представил полную, видимую картину происходящего, место действия не продумано, не проработано.

И слеза промелькнёт по мне

В данном случае (по контексту стиха) автор хотел сказать, что слеза промелькнёт в его глазах, а получилось, что огромная слеза промелькнёт по всему высокому человеку. Точность слова - главное достоинство стихотворения. А точность появляется тогда, когда автор чётко представляет картину происходящего.

Ты сказала: «Прощай, до свиданья!

Ухожу от тебя навсегда».

Если бы автор остановился на слове прощай, тогда в строках не возникло бы противоречия. Но добавленное до свиданья испортило всё. До свидания ‑ это хоть до скорого, хоть не до скорого, но ‑ свидания. А как же тогда фраза ухожу навсегда? Нестыковочка.

Любовь по каплям умерла

Если бы автор представил каплю любви, то он наделил бы эту каплю определёнными свойствами. Капля, значит – жидкая, текучая, падающая, маленькая, это то, что может испариться. Так? То есть капля, как жидкость, умереть не может, но может испариться, раствориться, сгинуть. Масса свойств у такой капли!

Природа стоны издавала

Природа ‑ это комплекс существ и явлений, это то, чего много, что вокруг, что в нас внутри. Это Я плюс всё остальное. И вся природа целиком, включая горы, космос, чёрные дыры, ‑ стоны издавать не может. Это не один цельный организм, имеющий возможность стонать, это множество, великое множество, бесконечное множество.

То есть опять вся проблема в том, что человек не представляет картины, которую описывает, он видит её однолинейно, в виде слов и фраз, а не единого образа. Автору не хватает воображения!

Что значит - воображение? Это особое видение мира. Расширенное представление о мире. Поэт должен видеть и замечать то, что не видят и не замечают остальные. Поэт ‑ это восхищённые глаза мира.

Можно заметить какие-то мелкие, трудно воспринимаемые с первого взгляда детали. Но можно увидеть и привычную вещь в другом свете, с другой точки зрения, даже изнутри.

Вот глыба серого гранита,

Кристаллы острые внутри.

Пока порода не разбита,

Решёткой скованы они.

Что здесь? Знание физики, природы, внутреннего и внешнего устройства вещей. Чем больше человек знает об описываемой вещи, тем более точно он может выразить её суть, тем удачнее он может использовать свойства вещи в стихе.

Вот посмотрите на удачные строки некоторых начинающих авторов. Здесь есть и воображение, и точный подбор слов:

Андреева Валерия

Носом чуя диск луны багровой

(обратите внимание, носом-чуять-луну физически вроде бы невозможно. Но представьте пса или волка, поднявшего морду к холодному небу. И всё встаёт на свои места! Парадокс, но получается реальность! Действие можно описать как подъёмом морды к луне, так и похожим по форме, по выражению, по позе принюхиванием)

Соловьи о смерти не поют,

Жизнь играет в светлых нотах мая…

Далеко ушла моя беда

По стопам истории народной.

Глаза с голубиною грустью

(чувствуете образ?)

 

Бесконечные версты

Лезли в душу ко мне.

(стоит только представить дорогу, и вёрсты действительно полезут в душу, как бесцеремонные люди-спутники)

 

Вильман Александр

В том дивном мире я – немой.

Душа, как странник изумлённый,

Оставив сладостный покой

Стремится в свет непокорённый.

(Описание любовных мук может быть и таким. Действительно, человек немеет иногда от восхищения, от избытка чувств.)

А вот его же образы:

Жизнь проживающий односекундную

Дикая жизнь в океане безумном

Память о холоде вечном и снежном

 

Никандров Геннадий

Ну скажи, разве можно

Понемногу любить?

Голубев Олег

И лёгкий шорох предсказаний

Готов возникнуть в пустоте…

Забытой нотной азбукой

Наполнен мир вокруг.

С небес полярные медведи

На мир взирают, чуть дыша.

 

Человек часто приписывает свои свойства и чувства вещам неодухотворённым, не живым. И это языческое отношение к миру ‑ мир устроен так же, как Я ‑ расширяет наше восприятие, облегчает понимание. Ведь даже придуманные людьми божества и боги наделены те ми же свойствами, что и сами люди, что вполне логично. Мы упрощаем мир до уровня нашего понимания. Или, иначе, делаем один маленький шаг к освоению пространства, затем ‑ другой, и так познаём окружающее.

А здесь ‑ очень чёткое представление о том, что автор хочет сказать:

Пахомова Наталья

Ты уезжал. Мы оставались:

Я и вокзал. Одни.

(короткие фразы - как сквозь боль, сквозь сжатые страданием губы)

 

Вновь пальцы серого дождя

Забарабанят по стеклу

Холодный дождь наплакал выходные.

Семь дней прошли без писем и тепла.

И медленно идут часы больные,

Стекая каплями с прозрачного стекла.

(Здесь капля действительно стекает, часы идут больные, а не сломанные, то есть просто слишком медленно. Движения больного действительно замедлены…)

Я к ладоням твоим вернусь.

Как по ночам, подушку сжав губами,

Чтоб не спугнуть рыданьем тишины,

Глаза закрыв, я вижу за снегами

Жестокость одиночества весны.

(От реальности ‑ к абстракции, к описанию чувств, отношений.)

 

Самохова Татьяна

Отраженье лунное,

Старые часы.

Затаились струнами

Кошкины усы.

(конечно, мы понимаем, что затаилась кошка, но Татьяна создаёт образ, чуть таинственный, даже сказочный)

 

Я решила жить, как ветер,

Вольно, скользко, незаметно

В последней строке логично, правильно описаны свойства ветра, как мы их воспринимаем. Ведь всё идёт через восприятие нашими, человеческими органами чувств. Вы можете пощупать вещь руками, понюхать её, лизнуть языком, пристально рассмотреть глазами. Если эта вещь издаёт звуки, то мы используем собственные уши, чтобы их услышать, а голосом можем сымитировать их же.

То есть мы должны в поэзии использовать все свои пять чувств, да ещё постараться, чтобы звуки вещей были правильно переданы речью, голосом. Звукопись стиха особенно заметна, когда мы читаем вслух. Прочтите стихи Пушкина о природе, и вы услышите шум листвы, вой вьюги, или в других стихах - звон бокалов на дружеской пирушке, глухой стук золотых монет в сундуке скупого рыцаря.

Почему такое возможно? Практически все древние слова родного языка создавались на подражательной основе. Человек слушал звуки и пытался их повторить. Так появлялись названия: синица (синь-синь), галка (гал-гал), ворона (вра-вра) и многие другие. Это уже потом народы придумали приставки, суффиксы, окончания, спряжение и прочее. Древний язык был прост, слишком прост. Особенно для написания стихов.

И мы не будем возвращаться к древнему, примитивному языку. Мы не маугли в тропиках, не ромулы и ремы под грудью волчицы. Но будем помнить о нём и, когда это потребуется, использовать.

Поэты, писатели, учёные ‑ сейчас именно они взяли на себя функцию придумывания слов, даже целых языков (эсперанто). А чтобы что-то придумать, надо знать настоящее, уже придуманное. Так что начинающему поэту придётся много читать. Но не себя, не свои вирши, а работы других. И желательно исследовать книги уже признанных авторов. Именно там массивы слов, в том числе мало используемых в обычной жизни. Там кладезь словосочетаний и образов.

Хорошо бы уметь говорить и на иностранных языках. Часто есть оригинальные словосочетания, которые трудно дословно перевести на русский. Да и люди помнят их в оригинале. Это знание также расширяет наши возможности в написании рифмованных стихов. Чем насыщеннее наш язык, тем больше, интереснее и доступнее мы можем объяснять «движения наших душ».

В юности я читала для получения удовольствия, некоторых знаний о жизни. Теперь я нахожу наслаждение в разгадывании, как автор достигает нужного эффекта. Как ему удаётся настроить меня, читателя, на своё восприятие, на свою волну? Здесь вступает в дело умение, техника, но в первую очередь ‑ искренность автора в передаче своих переживаний. Чтобы правильно описывать чувства, их надо переживать реально, пусть и под воздействием воображения.

Вы ведь знаете, что такое испуг? Попробуйте представить его симптомы: дрожь и слабость в коленях, холодный пот на спине, выпученные глаза, открытый в немом крике рот, мурашки по коже и даже волосы дыбом, желание оказаться в любом другом месте, только не там, где страшно… Можете добавить что-то своё.

Корявость фраз

Это один из вариантов неграмотности, причина ‑ небрежность в работе. Почему-то авторы считают, что в стихах можно писать не так, как в прозе, изменяя правильное, грамотное построение фразы. Дескать, тут главное ‑ рифма, а о смысле читатель и сам догадается. И получается нечто подобное:

Леонид Крылов

«Дань памяти», 2007г., г. Макарьев, книга издана за счёт автора.

Из сказки: 12

В Костроме она узнала,

Чтобы чары с Вани снять

Есть в лесу цветок волшебный,

Он лазоревый и нежный.

На купалу так сорвать,

Ей голубка ворковала,

Злые чары пропадут,

Ваня с ней домой придут.

И никто той дружбы верной

И с любовью неизменной,

И водой не разольют.

И она голубку просит:

 ‑ Ты, голубушка, слетай

И про Ваню всё узнай,

Про цветок ему скажи,

Где найти и покажи.

 

Кстати, здесь ещё одна ошибка от невнимательности: путаются единственное и множественное число.

Вот и у хорошего автора из-за этого получилась нелепица:

Грашнев Вячеслав

ОДНО лишь святое в России:

1) Берёзовых рощиц краса

2) И небо в пронзительной сини,

3) Извилистых речек коса.

 

Та же проблема на стр. 37 в книге

Леонид Крылов

«Дань памяти»:

Оставил поля в запустении,

А в поле бурьяны растут.

Крепчает ведь жизнь в единении…

Я верю мечте, что придут

 

Из его же стиха «Месяц ясный»:

И душа моя в восторге

Пережить ещё весну.

Только горечь от завторга

Гонит порченую… Ну?

Ну держите, дорогие,

Берегите животы!

Заурчат. Они такие,

Как апрельские коты.

Появляется полная бессмыслица на стр. 11:

На купалу девушка пропала,

Паренек горюет от тоски ‑

Словно груша с дерева упала,

И сдавила боль его виски.

Бедная девушка, упала с дерева и пропала! Оборотень какой-то, чудь нечеловеческая…

 

Поучительство

«Уж коли пишу стихи, значит, имею право!..» К сожалению, некоторые товарищи рассуждают именно так. Наивные… Поэт имеет право открывать собственную душу, рассказывать о собственных эмоциях и переживаниях, но не поучать других. Он ‑ не мудрец, не учитель, не поп. Прямое поучительство раздражает, особенно молодых, для которых оно, вроде бы, предназначено. Настоящее чувство передаётся только через сопереживание, через собственные боль или наслаждение, через открытие себя людям, что очень непросто.

* * *

Закончен труд.

Отстранена.

Обуглены воспоминанья.

Любовь и блуд.

Я — не она!

А времена — как расстоянья.

Избей, убей,

          умри, воскресни!

В другом

          сознанье раствори,

Из пыли

          жемчуг сотвори,

Сердца чужие отопри

Слезой, мольбой,

          весёлой песней!

Ладонью за душу возьми,

Встряхни, протри,

          дай чуять запах.

Играй мечтами

          и людьми,

Терзай, ломай

          в колючих лапах!

 

Как пример пустого поучительства стр. 57 (пунктуация автора сохранена) Леонид Крылов, «Дань памяти», 2007г., г. Макарьев:

 

Девчонки курят сигареты

 

Девчонки курят сигареты,

Ребята зобают дымок.

Каким же дьяволом пригреты?

В какую пропасть поволок?

Посланец дьявольского ада,

Чернее смерти подлый черт.

 

Девчонки, милые, не надо

Губить здоровье. Ваш чертог ‑

Еще расти, крепить здоровье,

Учиться делу, в жизнь вступать.

И больше пить, но лишь коровье.

Все, впереди! Ты будешь ‑ мать.

 

Ведь счастье жизни наши дети

И выше счастья в жизни нет.

Возьми для жизни строки эти,

Ведь жизнь прекрасна, словно свет.

И счастье к вам тогда придет.

 

Курить, здоровье подрывая ‑

И боль вас запросто возьмет.

В тиски несчастий, муки горькой,

Нужды, болезни, нищеты.

Девчонки курят! бед тут столько

И жизни этой маеты.

 

Понять, друзья, совсем не сложно ‑

Дурной привычки глупый раж.

Курить ‑ для жизни это ложно ‑

Дурной болезненный мираж.

 

Ребята, кто-нибудь знает, что такое «зобают»? Воистину, «Дурной болезненный мираж»...

 

Нарушение стиля

К

О

Л

О

К

О

Л

!

!

!

Не

спрашивай

звонит по ком

суровый, гулкий колокол

н е ж д а н но в е ч е р к о м.

Не вопрошай! Не взгадывай!

Задумайся лишь о своей судьбе.

А может быть, а может быть звонит он

по

те

бе

?

!

!

Оригинальное стихотворение П. Романца в форме колокола является одновременно ярким примером нарушения стиля, где соседствует серьёзно-мрачное «суровый, гулкий колокол» и игриво-фривольное «нежданно вечерком». Был бы редактор, он сразу бы это заметил и попросил исправить. А так стих напечатан в солидной (по объёму) книге «Звенчание причин» (название, кстати, жутковатое).

 

Август

 

Мерцал костёр на правом берегу,

И обнажалась бездна внеземная,

А я входила в тёмную волну

Нагая,

осторожная,

хмельная.

И билась рыба

в плёнке водяной,

Рвалась наверх,

приманку звёзд глотала.

Сливалась я

с ночною красотой

И глубже,

и всё дальше уплывала…

Когда вернусь с налипшей чешуёй,

Прилягу грудью на песок рассвета,

Меня приветит с прежней теплотой

Костёр,

горящий

на исходе лета.

Если вы можете не называть работу, не присваивайте ей никакого названия, заменив его традиционными тремя звёздочками. * * *

 

Глагольные рифмы

 

(Вот ещё один случай, когда название совершенно не нужно, но оно есть…) Мягков Артём:

Это про нас…

Это про нас – мы не любим терять.

Это про нас – мы не любим прощать.

Это про нас – мы способны убить.

Это про нас – мы боимся любить.

 

Это про нас – мы не можем решать.

Это про нас – разучились летать.

Это про нас – мы в апатии спим.

Это про нас – мы мечтой не горим.

 

Это про нас – улыбнуться в ответ.

Это про нас – дать заблудшему свет.

Это про нас – мы способны простить.

Это про нас – мы так любим любить.

 

Это про нас – мы не бросим в беде.

Это про нас – мы не верим Судьбе.

Это про нас – наша дружба – навек.

Это про нас… Про тебя, Человек.

Пожалуй, первый признак непрофессиональности поэта – упрощённые (беде-судьбе, век-человек), в том числе ‑ глагольные рифмы (глаголы подчёркнуты). Здесь автор ищет самый простой, самый примитивный приём для написания стиха. При таком наплевательском отношении к творчеству вершин в поэзии достигнуть невозможно, какие бы идеи автор ни пытался выразить.

 

Сюсюканье

Данная ошибка идёт либо из воспоминаний детства, либо от профессии. Автор ‑ воспитательница детского сада постоянно даже в стихах для взрослых употребляла уменьшительные суффиксы: цветочек голубенький, детки любовались природой, побежали весело детишки… Особенно смешно смотрится, когда так пишут мужчины.

Уменьшительные употреблять, конечно, можно, но осторожно, не нарушая стиль стиха. Часто уменьшительные усиливают комическую или ироническую составляющую в стихе:

* * *

Росой обижен паучок,

что капнула ему на темя.

Мог раздавить один щелчок

микроскопическое племя.

Но этот –– выжил.

Отряхнул

свою седую паутину

и лапки к мошке протянул,

и схавал сразу половину…

Знать, не судьба ему и ей:

один живёт, другая сгинет.

Так жизнь течёт среди ветвей

на невесомой паутине…

 

Сокращения и мусор

Самые используемые мусорные слова и сокращения:

БЫЛ, ВЕДЬ, Я, СВОЙ, УЖ, Ж, Б, ЧТОБ, КАК (когда этих КАК много, задумываешься: о чём же хотел сказать автор?). Напомню: перебор всегда вреден. Часто от потерь этих сокращений работа совершенно не страдает, напротив, облегчается её прочтение вслух.

 

* * *

Прояснился воздух, запах солидола…

Высунулось солнце, заискрился снег.

Показалось: звуки электромотора

Очень уж похожи на куриный смех.

 

Я бы побежала, если б было лето,

Я бы поспешила, если бы не лёд.

Крашеный троллейбус, как нахал отпетый,

Подмигнул и нагло вырвался вперёд.

 

Ждёт меня работа, ждут меня поэты,

Потемнел экраном мой любимый комп;

Хоть я встала вместе с жиденьким рассветом,

Проморозил тропы злой антициклон.

 

Мне скользить не в тягость, если б не колено,

Прокатиться можно, если бы не вес,

Но пока ползла я, упираясь в стену,

Голубой троллейбус, как мечта, исчез.

 

16. Язычество* в стихосложении

Приём одушевления неодушевлённых предметов, времён года, природных явлений и даже понятий используется довольно часто. Один из положительных примеров ‑ стихотворение С. Михайлова, менее разумное использование приёма ‑ у других авторов:

Михайлов Станислав

* * *

Напрасно, изгибаясь до земли,

Берёзка уберечь себя хотела…

И поутру прохожие нашли

Её вконец истерзанное тело.

 

А если б попытаться ей помочь,

Поднять, вину чужую искупая?

А что же мы? А мы уходим прочь,

Через её беду переступая.

 

А кто-то подлый, сокращая путь,

Вступил на ствол безжалостно и резко.

Отозвалась раздавленная грудь

Лишь отголоском жалобного треска.

 

Один прошёл – и следом все за ним –

Теперь стыдиться никого не надо.

Неужто для потомков сохраним

Мы лишь синдром распущенного стада?

 

Коль мы пойдём, жуя и матерясь,

Кто мы такие позабудем скоро…

Лежат берёзки, втоптанные в грязь,

Их скорбный взгляд суровей приговора.

 

Грашнев Вячеслав:

Прощание с летом

 

Теплом прощальным лето догорает,

В лугах туманясь тихою зарёй,

Вдаль уплывая, видно, не узнает,

Как часть души уносит за собой.

 

Живым ковром пшеница колосится,

Умывшись всласть жемчужною росой,

Порой ночною крепко ей не спится:

Наутро пасть под острою косой.

 

Луна блеснёт лучистыми кудрями,

И Млечный путь на танец пригласит,

Закружит вальс над спящими полями,

А ночь безумство милое простит.

 

К России

 

Ты так и тиха и неброска

В накидке предутренних рос,

Лишь шепчется с ветром берёзка,

И мятою пахнет покос.

 

Могла бы красою своею

Заморских прелестниц затмить,

Набросить на тонкую шею

Жемчужную звёздную нить.

 

Крылов Владимир

(отрывок)

Куда идёшь, моя страна?

Куда идёшь, чего ты хочешь?

Ты плачешь, в траур убрана,

Или, безумная, хохочешь?

Она больна, моя страна,

В ней торжествуют зло и подлость…

Как только терпит всё она?!

И где её былая гордость?

 

*Здесь язычество – присвоение человеком своих чувств, мыслей и речи неживым предметам и животному миру, так называемое «одушевление» их. Данный приём используется в сказках, фантастических историях, в мифологии. Опять же скажу: всё хорошо в меру и к месту.

 

РАДОСТЬ                    СТРАХ

АЗАРТ                          ТОСКА

УДИВЛЕНИЕ                       АПАТИЯ

СИМПАТИЯ               ЗЛОСТЬ

НАСЛАЖДЕНИЕ      БОЛЬ

ГОРДОСТЬ                 СТЫД

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОБИДА

 

«От печали до радости

Ехать и ехать…»

Некоторые учёные считают, что существует эмоциональный интеллект, в просторечии – умение нравиться другим.

Иногда автор и хотел бы правильно описать чувство, передать настроение и атмосферу стиха читателю, а не может по причине своей эмоциональной ограниченности и безграмотности.

Например, очень часто чувства заменяют одним словом «любовь». Но любовь – это не одно чувство, а все, – в разной степени, разной силы, разной направленности: страх отказа, радость первого поцелуя, азарт узнавания нового в человеке, тоска одиночества, злость за опоздание на свидание… Не пишите слово «сахар», а опишите его неимоверную сладость и кристаллическую белизну! Не пишите слово «ревную», а передайте словами степень чувств и эмоций, действия (через глаголы), совершаемые вами в пылу отчаянья – вот тогда вы действительно будете писать стихи, а не рифмованные тексты.

 

Виртуальщина

Несмотря на достаточно современное слово, данное явление существует достаточно давно. Я его определяю, как описание «как бы» чувств словами и образами, не имеющими под собой никакой реальной основы. Замечены в употреблении данного приёма в основном дамы…

Наталия Королёва, «Силуэты», г. Кострома, 2008г.:

 

* * *

 

Ладью души качает лёгкий бриз.

Лишь в полный штиль

минутное прозренье:

Дарован неподкупный гений,

Сидящий в нас,

грозящий изнутри,

 

Не ведающий тяжбы

сизых дней,

Часов однообразных вереницы,

Но знает –

им душа гордится...

И он не гонит загнанных коней.

 

* * *

 

Листом увядшим и сухим

Жизнь оказалась.

Мысль жалостная увязалась...

За мною отзвуки глухи.

 

Тревожит душу этот лист –

Скрыт полутенью

За капелькою сожаленья

О том,

что прошлое

вдали.

 

Написано, вне сомнения, красиво, но и только… Не хватает жизни, реальных чувств и переживаний, всё очень отвлечённо, голое рассужденчество, виртуальная игра ума в выдуманном мире.

Кстати, напомню, что наше сознание виртуально по своей сути...

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ с 10 мая 2009г.:

Звуковое слияние слов

 

Пример из собственного сочинительства:

Я не забуду те леса, отцом ещё открытые…

А теперь прочитайте это вслух. Я-то пишу о родном российском лесе, а звучит: «Телеса, отцом ещё открытые», прям порнография какая-то… Или вот из других авторов:

Сердце моё с ранами…

Какое-какое?! Сраное?

До ярких сполохов зари…

О каких доярках речь?

Бывали тексты и покруче… Спасение от таких смешных ошибок: сразу внимательно читать вслух! Вообще рекомендую читать вслух даже прозу. Там, где ваш язык спотыкается, там стоит исправить текст. Мелодичность речи, даже виртуальной, воспроизводимой мысленно, облегчает восприятие текста, даже делает его понятнее.

 

Вторичность

 

Здесь имеется в виду вторичность сюжета, темы, образа. Для более продвинутых авторов это особенно необходимо понимать! Если кто читал у Юрия Никитина фантастический роман «Великий маг» (я прочла, когда наша книжица уже вышла первым изданием), тот знает, что в творчестве важны именно тема, сюжет, новые оригинальные (пусть и неправильные, противоречащие сегодняшним) идеи. Язык меняется, исчезает со временем, а сюжеты остаются и переходят в другие произведения, именно сюжеты можно экранизировать, ставить по ним спектакли в театре, даже выпускать электронные игры. Сюжет – важнейшая составляющая любой творческой работы.

А.А. Бугров, предводитель мафии костромских поэтов, на собраниях своей студии обращал наше внимание на вторичность темы: плохо, если поэт в стихах просто пересказывает сюжет прочитанной им книги, не добавляя туда ничего от себя. Как бы интересна ни была та книга, стих вторичен по отношению к ней и по отношению к творчеству вообще, он не вносит ничего нового, не показывает, к каким выводам пришёл читающий человек, что изменилось в его жизни от усвоенного, как на него повлияло.

Первично то, что сказано от себя (не о себе!), впервые от своего имени, о переживаниях сегодняшних, а не о рассуждениях Шекспира, Данте или Стивенсона. Как иллюстрация первичности – 3 стиха:

 

Елена Орлова

* * *

Как с этим жить, о господи? Ну как?

Вот снова на изломе ночи душной

К снотворным каплям тянется рука,

Опять я доигралась в неигрушки.

 

Иду, не направляема никем,

Туда, куда попутный ветер кинет,

Я в полном смысле слова налегке:

Зимой – без шапки, летом – без бикини.

 

Бывает, лёгким бризом принесён,

Бывает, что прибит девятым валом, ‑

Но сами же в итоге портят всё,

Когда пролезть пытаются к штурвалу.

 

Флакончик опустеет поутру,

В такие дни без допинга нет спорта.

 

…Как прыгал флаг пиратский на ветру,

Как тихо человек исчез за бортом…

 

Галина Божкова

* * *

Центурион красив и жаден.

Ему бы стать героем Рима.

Любовью охлос беспощаден.

Нарушить строй — шаг первый.

Прима.

 

Горяч песок пустынь Египта.

Вода темна, с питаньем скудно.

Шакалам с древних манускриптов

Не запугать солдат!

Секунда.

 

Но терция!

Александрия!

Квадраты белоснежных зданий,

Дворцы, рабы полунагие,

Глаза неведомых ваяний.

 

Коней блистающая квадра,

Из золота скользит повозка,

А в ней — царица Клеопатра

С лицом отбеленного воска.

 

Мелодий гулкие аккорды,

Вина играющего пинта,

Центуриона профиль гордый —

В её ладонях юных...

Квинта!

 

Шестое чувство обожанья…

Что мы без женщин — меньше пары.

Была любовь, — придут прощанья.

Была весна, — настанет старость.

 

Он будет драться рядом с нею,

Но, обретая честь и славу,

Он безнадёжно устареет

Для Рима.

Септима...

Октава.

 

Обратите внимание, в данной работе есть некоторая вторичность темы, но она окупается непривычной точкой зрения, выводом и техническим приёмом перечисления.

 

Алина Кузнецова

Зверь

 

Я словам инструктора верю:

«Кошкин след, прикрытый травой».

Я бродила в логове зверя,

Увидать мечтала его.

 

И, закутавшись в тёплый спальник,

Засыпала в лапах весны.

Мне казалось, что так реально

Леопарда увидеть сны.

 

И когда, оставив ущелье,

Выбирались мы между скал,

Знали, что невидимой тенью

До тропы он нас провожал.

 

Красивости

 

Издавна поэты пытались сказать не просто информативно, но и выразительно. Былинники и скальды, трубадуры и прочие представители устного творчества оттачивали мастерство, изобретали более совершенные формы, искали нужные слова и образы. Не у всех получалось совместить смысл, рифму и гармонию истинной красоты. Вот и появлялись бессмысленные красивости: на вид вроде бы красиво, а содержание рассеянное или отсутствует вовсе. Например, название книги «Синеглазая песня моя» может кто-нибудь внятно объяснить? Или строки из книги «И вливается в сердце Россия» той же поэтессы:

Лебёдушкой белокрылой

Как на свиданье лечу,

И ликом светлым и милым

Я надышаться хочу.

Всё это красивость чистой воды.

Красивое – значит осмысленное, логически выстроенное, интересное, прозрачной ясности или намекающее, грамотное, наконец. От красивостей уходить легко: писать о бытовом, приземлённом, не витать в эмпиреях, а бродить по земле. Например, отрывок:

Галина Божкова

 

* * *

Алексею Шарлаю

 

С утра наемся колбасы –

и в путь, окутанный туманом;

к листве, блестящей от росы,

к восходу с запахом медвяным.

 

Мир проявляется с утра

из сумерек под светом нежным,

белеется дурман-трава,

камыш колышется прибрежный…

 

Пишите о реальности!

 

Смещение существительного

 

Ошибка опять же от невнимательности, нежелания посмотреть на свои работы со стороны. Обратите внимание, что глагол «пасёт» не относится к существительному «пастух», а случайным образом переносится на «кнут»:

Только кнут пастуха уже хлопать готов,

Что пасёт у леска вороных лошадей.

                    Тимофей П.

Ищите для себя непредвзятого редактора и просто внимательного читателя!

 

Нереальная картина мира

 

Увы, приходится писать и об этом: мы используем образы древнего народа, часто забывая о реальном устройстве как Вселенной, так и макромира и микромира. Вместо того, чтобы формулировать реальные понятия, мы пользуемся устаревшими, часто дохристианскими, языческими. Да, в те стародавние времена формировался наш язык, люди придумывали не только названия для вещей, но и описывали своё представление об устройстве Земли, звёзд, Вселенной, о циклах жизни, «о времени и о себе».

Пришла пора (уже давненько) нам правильно (с сегодняшней точки зрения) формулировать понятия, а не писать: «Солнышко село (на горшок что ли?), солнышко встало, месяц улыбается», «Белка песенки поёт» «Звёзды падают» (метеориты? кометы?) и т.п..

Включайтесь в эту славную игру!

 

Я, например, пытаюсь выразить свои представления так:

 

* * *

Неясный образ уплывёт

К реке, лишённой повторенья…

* * *

Луч упадёт с той стороны

Земли, раскрученной светилом,

Где притяжение волны

Меня свободно возносило…

 

Поэтам правого берега

 

Горит созвездий ореол

Сквозь воздух свежий и прозрачный.

Медведи, Лебедь, Орион,

Мир Зодиака многозначный…

 

Так тяга к звёздам велика!

Их называем именами,

И словно долгие века —

Не расстоянье между нами.

 

Возможно, этот длинный свет,

Пронзив чужие измеренья,

Ласкал поверхности планет,

Нам предрекая день рожденья.

 

И никого роднее нет,

Чем эти звёздные скопленья,

Как будто мы —

и есть ответ

На их законы

отраженья.

 

Эхо

 

Свет выгнулся, сопротивляясь силе,

И ринулся в просторы бытия.

Окуталась прохладная Земля

Сиянием горящей звёздной пыли.

 

Голубизна растянутого дня

По полпланеты украшала разом.

И понимал, и забывался разум,

Приобретая собственное "Я".

 

Вселенную пытался разделить

Первопричинный взрыв, теряя души.

Замри в ночи

и слушай,

слушай,

слушай

Призывы тех, кто вынужден парить

Среди эфира выгоревшей суши.

29.11.2004г

 

* * *

«Настало время неземное…»

Ф. Тютчев

 

Ещё плывут громады серых туч,

И чайной розе не раскрыть бутона,

А где-то бродит отражённый луч

Холодного и мрачного Плутона.

 

И как нам жить на брошенной Земле?

Тьме не уйти — она для звёзд основа.

Прозрачный шарик во вселенской мгле…

И мечутся стрижи

в лиловом небе снова.

20.06.2005

 

* * *

(отрывок)

 

Смотрю в огонь.

Он сух и горьковат,

под стать погоде солнечной июля.

Линейные десятки киловатт

над головою провода прогнули.

 

Космическая

крутится спираль

галактики, где ныне обитаю.

Колёса проминают магистраль,

по радио ведущие болтают…

 

Обочина.

Напарник молчалив.

Простор воздушный между проводами

нечаянно и искренне красив,

как иногда бывает вечерами.

 

* * *

«Погрешности всюду погрешности…»

Тимофей П.

 

Знаешь, здесь поставить запятую никогда не угадаю ‑ где. Всё равно мне ‑ грешную, святую ‑ роль сыграл на солнечной Земле бледный мальчик с болью в подсознанье и желаньем чудо сотворить. Я уже готовлюсь к расставаньям, а ему бы жить ещё да жить… Так бывает, что не ждёшь рассвета, но обещан рай глазам моим, а другого в сумраки одетый ожидает хмурый серафим и, крылами поднимая ветер, отбирает душу не таясь; у него в помощниках полсвета: камень, вьюга, мартовская грязь… За витком виток вокруг светила падает планета в пустоте: и людей движеньем заразила, круговерть обещана воде, всё течёт, меняется, сгорает, исчезает, любит и грешит. Кто-то рукопись свою сжигает, кто-то просто угли ворошит…

20.08.2009г

Ассоциации

 

К сожалению, немногие авторы следят за ассоциативным рядом в своих работах. Они хотят сказать повыразительнее, а получается нелепица. Пример из работ Алексея Ш. (напечатано в сборнике «Волгари»):

Чтобы скрипка души

не бренчала струной,

А в настрое звучала и пела,

Утром Солнца дождусь,

Пусть простится с Луной

И возьмётся за вечное дело.

 

Скрипка – не балалайка? – на это намекает автор?

Возникают вопросы: с чем простится скрипка? какое у неё вечное дело?

А дальше ещё круче:

 

Пусть не тёмная ночь, ‑ молодая заря,

Соловьиная трель вдохновляют.

Филин, сыч и сова пусть не тужатся зря

И – слепые – в лесу затихают.

 

Интересно, автор сам-то читал, что ему напечатали? Если плохо знаешь значения слов, не чувствуешь их оттенки, дай почитать редактору.

 

/добавлено 01.2019г/

8-910-955-82-54-Галина Божкова

Основные ошибки

Начинающих поэтов

Литературно-творческое объединение «Клуб поэтов», г. Кострома

Составитель и редактор: Божкова Галина Валентиновна (Г. Божко)

 

К читателям

 

Так получилось, что в «Клуб поэтов» часто обращаются начинающие, молодые и не очень, авторы. И много времени уходит на то, чтобы объяснять элементарные вещи. Дабы не тратить силы даром, а заниматься с авторами больше творческой работой, мы и решили издать данную книжку. Пусть каждый сам прочтёт и проверит свои работы «на паршивость». Будем рады, если наша книга поможет начинающим поэтам и прозаикам разобраться в вопросах, которые наверняка возникают в процессе творчества.

Существенно то, что мы рассматриваем современную поэзию, её требования, её эстетику. Классикам – классиково, а нам ещё предстоит поработать.

Необходимо заметить, что наше сознание по сути является виртуальным, где базис – память, инструмент – воображение (умение комбинировать элементы памяти). Прислушайтесь к себе: например, «внутренняя речь» или чтение «про себя». Нам кажется, что мы произносим слова «внутри». Это пример виртуальности сознания.

В книге выбраны наиболее часто встречающиеся ошибки, как чисто технического, так и эмоционального плана. Я специально ввела в текст несколько своих рецензий и писем, чтобы более полно объяснить ситуацию, как я её вижу. Сделаю необходимое примечание: каждый человек может ошибаться, в том числе и я. Поэтому настоятельно прошу не верить мне безоглядно, не считать данную работу посланием гуру своим ученикам и последователям, а напротив – сомневаться в написанном, исследовать всё самим, возражать и дополнять список ошибок из своего опыта, тем более, подчеркну, он вовсе не является окончательным.

 

С искренним уважением

Галина Божкова и актив ЛиТО «Клуб поэтов»


 


ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

Нежелание работать с текстом

Плагиат

Штампы

Длинноты

Повторы

Акынство

Корявость фраз

Поучительство

Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.