Ты меня ещё помнишь, я знаю –
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Такое забыть нельзя.

О тебе постоянно мечтаю,

Память в себе храня.

Пусть недолгими были встречи,

Путь ты не дарил мне цветы,

Но, видимо, сердце решило,

Что в нём будешь жить только ты!

Я не знаю, как получилось,

Что смог овладеть ты душой.

Ведь я никогда не стремилась

Забрать тебя у другой.

Ты сам меня выбрал, помнишь?

Предложил проводить домой…

И сам мне тогда признался,

Что хочешь быть только со мной,

Что я на неё не похожа,

Что я не такая, как все…

И нежно светило солнце,

И жизнь была, точно во сне.

Мы понимали друг друга,

Просто глядя в глаза.

Тогда я ещё не знала,

Что властвовать будет слеза.

Послушай, тебя не виню я –

Ты жизни своей король!

Живи с ней и будь счастливым,

Если счастье своё нашёл.

И не буду на тебя я злиться,

Не пожелаю никакого зла.

Я буду даже за тебя молиться,

За того, кого всегда ждала.

Ты научил меня многое видеть,

Научил различать любовь.

И теперь об одном мечтаю –

Встретиться с нею вновь.

Я люблю тебя и любила,

И буду всегда любить.

Знай, в моём сердце другие

Не заменят тебя никогда!!!

и т.д. и т.п.

Мысль тем весомее, тем значительнее, чем реже она произносится в стихе. Да, мы должны подвести читателя к главной идее стихотворения, чтобы она стала ясной с первого прочтения, чтобы она обрела свежее, нетривиальное, более многогранное и глубокое значение. Представлю в качестве иллюстрации свою работу:

 

Пансионат «Волгарь»

 

В лес вечерний, в лес опасный

Осторожная вхожу.

От заката венчик красный

Взглядом в чащу провожу.

 

Под ногами хруст, шуршанье,

Странный лепет у листвы…

Полусонное бурчанье,

Тихий шум речной молвы…

 

Хорошо, хоть Волга рядом.

Светлый проблеск от луны.

Безмятежным звёздным стадом

Небеса заселены.

 

Мне и страшно, и приятно.

И роса упала в ночь.

Может, я вернусь обратно

В ступе вакуум толочь.

 

Акынство

(что вижу, о том пишу)

Есть такая традиция у пастухов Азии: едут они по степям бесконечным и слагают бесконечные песни. А чтобы не заморачиваться с выбором тем для творчества, они поют о том, мимо чего проезжают. Если вы представите голую безлюдную степь, то догадаетесь, о чём их тексты. Так и наши юные барышни не находят иных тем, кроме любви и разлуки. И всё бы ничего ‑ темы действительно вечные ‑ если бы не ступали они в навоз акынства, пустого и бессмысленного перечисления, или как в знаменитой сказке про белого бычка: «Эта песня хороша, начинай сначала»!

 

Лебедева Юлия

* * *

С тобой мы встретились случайно,

Ты мимо шел - а я ждала.

Ты подошел, я улыбнулась

Судьба связала нас тогда.

К тебе я часто заходила

Нам было весело вдвоём.

И нежно солнышко светило,

Я радовалась каждым днём.

В один из дней я как обычно

Зашла к тебе узнать как ты.

Открывши дверь, ты улыбнулся

И руку протянул из темноты.

Играла музыка, мы сели.

Молча друг другу в глаза посмотрели

Ты подсел ко мне ближе,

Руку взял за запястье.

Нежные губы пылали от страсти.

Твой поцелуй запомню надолго я

Память в сердце храня.

Тогда я ещё не знала, что будет

Плохо мне без тебя.

Сейчас как и прежде скучаю,

Всё жду твоего звонка.

Ты помнишь, нас встреча связала

Я знаю – это не зря.

(авторская пунктуация сохранена)

 

Шёл – пришёл, сели – посмотрели, подсел ‑ взял, скучаю ‑ жду… Стихи не есть голое перечисление событий, это творчество, это поэтический взгляд на жизнь, а не документально-описательный.

Думаю, будет уместно привести здесь небольшую статью.

Поэтическое мышление

Прочитала много стихов начинающих авторов и поняла, что необходимо объяснить, что для меня значит писать стихи, хорошие стихи. Иногда говорят, что поэтом надо родиться. Вряд ли это так. Поэтами становятся. Хотя природная предрасположенность в характере человека, в его чувствительности есть несомненно.

1. Можно научиться технике написания стихов. Для этого есть масса учебников, где всё подробно описано. Было бы желание читать и думать, работать над собой. На этом не буду задерживаться.

2. Одновременно необходимо вырабатывать в себе поэтическое отношение к жизни, ко всему сущему на земле - поэтическоемышление, восприятие.

Попробую остановиться на втором пункте.

Многие начинающие авторы делают одну и ту же ошибку. Они описывают мир привычными для себя, иногда штампованными, словами, но не представляют зрительно,ощутимо описываемую картину. То есть, они как бы пишут школьное сочинение, но в стихах. Именно поэтому и встречаются в текстах полные нелепицы. Например:

А любовь моя тихо пылает

Совершенно абстрактное, не соответствующее действительности замечание, ‑ это во-первых. А во-вторых, тихо пылать невозможно, потому что слово пылать уже явно предполагает сильное, очень сильное горение. В нём уже заложена энергия, сила, яркость.

Там на поляне, где опушка

Разве поляна и опушка в данном случае не одно и тоже? (В стихе действие происходит в лесу). Масло масляное опять же появилось оттого, что человек не представил полную, видимую картину происходящего, место действия не продумано, не проработано.

И слеза промелькнёт по мне

В данном случае (по контексту стиха) автор хотел сказать, что слеза промелькнёт в его глазах, а получилось, что огромная слеза промелькнёт по всему высокому человеку. Точность слова - главное достоинство стихотворения. А точность появляется тогда, когда автор чётко представляет картину происходящего.

Ты сказала: «Прощай, до свиданья!

Ухожу от тебя навсегда».

Если бы автор остановился на слове прощай, тогда в строках не возникло бы противоречия. Но добавленное до свиданья испортило всё. До свидания ‑ это хоть до скорого, хоть не до скорого, но ‑ свидания. А как же тогда фраза ухожу навсегда? Нестыковочка.

Любовь по каплям умерла

Если бы автор представил каплю любви, то он наделил бы эту каплю определёнными свойствами. Капля, значит – жидкая, текучая, падающая, маленькая, это то, что может испариться. Так? То есть капля, как жидкость, умереть не может, но может испариться, раствориться, сгинуть. Масса свойств у такой капли!

Природа стоны издавала

Природа ‑ это комплекс существ и явлений, это то, чего много, что вокруг, что в нас внутри. Это Я плюс всё остальное. И вся природа целиком, включая горы, космос, чёрные дыры, ‑ стоны издавать не может. Это не один цельный организм, имеющий возможность стонать, это множество, великое множество, бесконечное множество.

То есть опять вся проблема в том, что человек не представляет картины, которую описывает, он видит её однолинейно, в виде слов и фраз, а не единого образа. Автору не хватает воображения!

Что значит - воображение? Это особое видение мира. Расширенное представление о мире. Поэт должен видеть и замечать то, что не видят и не замечают остальные. Поэт ‑ это восхищённые глаза мира.

Можно заметить какие-то мелкие, трудно воспринимаемые с первого взгляда детали. Но можно увидеть и привычную вещь в другом свете, с другой точки зрения, даже изнутри.

Вот глыба серого гранита,

Кристаллы острые внутри.

Пока порода не разбита,

Решёткой скованы они.

Что здесь? Знание физики, природы, внутреннего и внешнего устройства вещей. Чем больше человек знает об описываемой вещи, тем более точно он может выразить её суть, тем удачнее он может использовать свойства вещи в стихе.

Вот посмотрите на удачные строки некоторых начинающих авторов. Здесь есть и воображение, и точный подбор слов:

Андреева Валерия

Носом чуя диск луны багровой

(обратите внимание, носом-чуять-луну физически вроде бы невозможно. Но представьте пса или волка, поднявшего морду к холодному небу. И всё встаёт на свои места! Парадокс, но получается реальность! Действие можно описать как подъёмом морды к луне, так и похожим по форме, по выражению, по позе принюхиванием)

Соловьи о смерти не поют,

Жизнь играет в светлых нотах мая…

Далеко ушла моя беда

По стопам истории народной.

Глаза с голубиною грустью

(чувствуете образ?)

 

Бесконечные версты

Лезли в душу ко мне.

(стоит только представить дорогу, и вёрсты действительно полезут в душу, как бесцеремонные люди-спутники)

 

Вильман Александр

В том дивном мире я – немой.

Душа, как странник изумлённый,

Оставив сладостный покой

Стремится в свет непокорённый.

(Описание любовных мук может быть и таким. Действительно, человек немеет иногда от восхищения, от избытка чувств.)

А вот его же образы:

Жизнь проживающий односекундную

Дикая жизнь в океане безумном

Память о холоде вечном и снежном

 

Никандров Геннадий

Ну скажи, разве можно

Понемногу любить?

Голубев Олег

И лёгкий шорох предсказаний

Готов возникнуть в пустоте…

Забытой нотной азбукой

Наполнен мир вокруг.

С небес полярные медведи

На мир взирают, чуть дыша.

 

Человек часто приписывает свои свойства и чувства вещам неодухотворённым, не живым. И это языческое отношение к миру ‑ мир устроен так же, как Я ‑ расширяет наше восприятие, облегчает понимание. Ведь даже придуманные людьми божества и боги наделены те ми же свойствами, что и сами люди, что вполне логично. Мы упрощаем мир до уровня нашего понимания. Или, иначе, делаем один маленький шаг к освоению пространства, затем ‑ другой, и так познаём окружающее.

А здесь ‑ очень чёткое представление о том, что автор хочет сказать:

Пахомова Наталья

Ты уезжал. Мы оставались:

Я и вокзал. Одни.

(короткие фразы - как сквозь боль, сквозь сжатые страданием губы)

 

Вновь пальцы серого дождя

Забарабанят по стеклу

Холодный дождь наплакал выходные.

Семь дней прошли без писем и тепла.

И медленно идут часы больные,

Стекая каплями с прозрачного стекла.

(Здесь капля действительно стекает, часы идут больные, а не сломанные, то есть просто слишком медленно. Движения больного действительно замедлены…)

Я к ладоням твоим вернусь.

Как по ночам, подушку сжав губами,

Чтоб не спугнуть рыданьем тишины,

Глаза закрыв, я вижу за снегами

Жестокость одиночества весны.

(От реальности ‑ к абстракции, к описанию чувств, отношений.)

 

Самохова Татьяна

Отраженье лунное,

Старые часы.

Затаились струнами

Кошкины усы.

(конечно, мы понимаем, что затаилась кошка, но Татьяна создаёт образ, чуть таинственный, даже сказочный)

 

Я решила жить, как ветер,

Вольно, скользко, незаметно

В последней строке логично, правильно описаны свойства ветра, как мы их воспринимаем. Ведь всё идёт через восприятие нашими, человеческими органами чувств. Вы можете пощупать вещь руками, понюхать её, лизнуть языком, пристально рассмотреть глазами. Если эта вещь издаёт звуки, то мы используем собственные уши, чтобы их услышать, а голосом можем сымитировать их же.

То есть мы должны в поэзии использовать все свои пять чувств, да ещё постараться, чтобы звуки вещей были правильно переданы речью, голосом. Звукопись стиха особенно заметна, когда мы читаем вслух. Прочтите стихи Пушкина о природе, и вы услышите шум листвы, вой вьюги, или в других стихах - звон бокалов на дружеской пирушке, глухой стук золотых монет в сундуке скупого рыцаря.

Почему такое возможно? Практически все древние слова родного языка создавались на подражательной основе. Человек слушал звуки и пытался их повторить. Так появлялись названия: синица (синь-синь), галка (гал-гал), ворона (вра-вра) и многие другие. Это уже потом народы придумали приставки, суффиксы, окончания, спряжение и прочее. Древний язык был прост, слишком прост. Особенно для написания стихов.

И мы не будем возвращаться к древнему, примитивному языку. Мы не маугли в тропиках, не ромулы и ремы под грудью волчицы. Но будем помнить о нём и, когда это потребуется, использовать.

Поэты, писатели, учёные ‑ сейчас именно они взяли на себя функцию придумывания слов, даже целых языков (эсперанто). А чтобы что-то придумать, надо знать настоящее, уже придуманное. Так что начинающему поэту придётся много читать. Но не себя, не свои вирши, а работы других. И желательно исследовать книги уже признанных авторов. Именно там массивы слов, в том числе мало используемых в обычной жизни. Там кладезь словосочетаний и образов.

Хорошо бы уметь говорить и на иностранных языках. Часто есть оригинальные словосочетания, которые трудно дословно перевести на русский. Да и люди помнят их в оригинале. Это знание также расширяет наши возможности в написании рифмованных стихов. Чем насыщеннее наш язык, тем больше, интереснее и доступнее мы можем объяснять «движения наших душ».

В юности я читала для получения удовольствия, некоторых знаний о жизни. Теперь я нахожу наслаждение в разгадывании, как автор достигает нужного эффекта. Как ему удаётся настроить меня, читателя, на своё восприятие, на свою волну? Здесь вступает в дело умение, техника, но в первую очередь ‑ искренность автора в передаче своих переживаний. Чтобы правильно описывать чувства, их надо переживать реально, пусть и под воздействием воображения.

Вы ведь знаете, что такое испуг? Попробуйте представить его симптомы: дрожь и слабость в коленях, холодный пот на спине, выпученные глаза, открытый в немом крике рот, мурашки по коже и даже волосы дыбом, желание оказаться в любом другом месте, только не там, где страшно… Можете добавить что-то своё.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 196.