Если мы описываем вещи, то мы должны описать его признаки, свойства, наше к ним отношение.
Описание свойств обычно даётся в определениях к существительному:
Белый ирбис, скучающий лотос
В затенённой излучине Нила.
Тростниковые остовы лодок,
Бугорки влажных глаз крокодила
Здесь же ‑ наше, человеческое отношение к предмету.
Твой сад задумчивых камней
Наполнен чайным ароматом.
Нельзя быть вечно виноватым
Среди некаменных людей.
Массу примеров вы найдёте в любом сборнике хороших стихов. Кстати, в определение «хорошие стихи» входит их образность, множество определений, причём необычных, не использованных ранее другими авторами.
Дмитрий Тишинков написал:
Зачем давать надежду человеку,
Который вас ничем не удивил?
Вот и ещё один нюанс стихосложения ‑ удивление. До сих пор учусь удивляться, то есть замечать что-либо, пусть даже тысячу раз виденное, и открывать в нём новизну, и радоваться этому открытию. Чтобы удивить, задеть чувства и сознание других людей, надо самому удивиться, испытать определённые чувства, чтобы точнее их передать в тексте.
Что вы думаете по данному поводу? Только не надо со мной во всём соглашаться! Жду ваших рассуждений. Именно ваших!
май 2007г
прим.: В данной статье использованы стихи участников Костромского областного конкурса лирической поэзии памяти Сергея Савина, организованного «Клубом поэтов» в 2006 году.
Корявость фраз
Это один из вариантов неграмотности, причина ‑ небрежность в работе. Почему-то авторы считают, что в стихах можно писать не так, как в прозе, изменяя правильное, грамотное построение фразы. Дескать, тут главное ‑ рифма, а о смысле читатель и сам догадается. И получается нечто подобное:
Леонид Крылов
«Дань памяти», 2007г., г. Макарьев, книга издана за счёт автора.
Из сказки: 12
В Костроме она узнала,
Чтобы чары с Вани снять
Есть в лесу цветок волшебный,
Он лазоревый и нежный.
На купалу так сорвать,
Ей голубка ворковала,
Злые чары пропадут,
Ваня с ней домой придут.
И никто той дружбы верной
И с любовью неизменной,
И водой не разольют.
И она голубку просит:
‑ Ты, голубушка, слетай
И про Ваню всё узнай,
Про цветок ему скажи,
Где найти и покажи.
Кстати, здесь ещё одна ошибка от невнимательности: путаются единственное и множественное число.
Вот и у хорошего автора из-за этого получилась нелепица:
Грашнев Вячеслав
…
ОДНО лишь святое в России:
1) Берёзовых рощиц краса
2) И небо в пронзительной сини,
3) Извилистых речек коса.
Та же проблема на стр. 37 в книге
Леонид Крылов
«Дань памяти»:
Оставил поля в запустении,
А в поле бурьяны растут.
Крепчает ведь жизнь в единении…
Я верю мечте, что придут…
Из его же стиха «Месяц ясный»:
И душа моя в восторге
Пережить ещё весну.
Только горечь от завторга
Гонит порченую… Ну?
Ну держите, дорогие,
Берегите животы!
Заурчат. Они такие,
Как апрельские коты.
Появляется полная бессмыслица на стр. 11:
На купалу девушка пропала,
Паренек горюет от тоски ‑
Словно груша с дерева упала,
И сдавила боль его виски.
Бедная девушка, упала с дерева и пропала! Оборотень какой-то, чудь нечеловеческая…
Поучительство
«Уж коли пишу стихи, значит, имею право!..» К сожалению, некоторые товарищи рассуждают именно так. Наивные… Поэт имеет право открывать собственную душу, рассказывать о собственных эмоциях и переживаниях, но не поучать других. Он ‑ не мудрец, не учитель, не поп. Прямое поучительство раздражает, особенно молодых, для которых оно, вроде бы, предназначено. Настоящее чувство передаётся только через сопереживание, через собственные боль или наслаждение, через открытие себя людям, что очень непросто.
* * *
Закончен труд.
Отстранена.
Обуглены воспоминанья.
Любовь и блуд.
Я — не она!
А времена — как расстоянья.
Избей, убей,
умри, воскресни!
В другом
сознанье раствори,
Из пыли
жемчуг сотвори,
Сердца чужие отопри
Слезой, мольбой,
весёлой песней!
Ладонью за душу возьми,
Встряхни, протри,
дай чуять запах.
Играй мечтами
и людьми,
Терзай, ломай
в колючих лапах!
Как пример пустого поучительства стр. 57 (пунктуация автора сохранена) Леонид Крылов, «Дань памяти», 2007г., г. Макарьев:
Девчонки курят сигареты
Девчонки курят сигареты,
Ребята зобают дымок.
Каким же дьяволом пригреты?
В какую пропасть поволок?
Посланец дьявольского ада,
Чернее смерти подлый черт.
Девчонки, милые, не надо
Губить здоровье. Ваш чертог ‑
Еще расти, крепить здоровье,
Учиться делу, в жизнь вступать.
И больше пить, но лишь коровье.
Все, впереди! Ты будешь ‑ мать.
Ведь счастье жизни наши дети
И выше счастья в жизни нет.
Возьми для жизни строки эти,
Ведь жизнь прекрасна, словно свет.
И счастье к вам тогда придет.
Курить, здоровье подрывая ‑
И боль вас запросто возьмет.
В тиски несчастий, муки горькой,
Нужды, болезни, нищеты.
Девчонки курят! бед тут столько
И жизни этой маеты.
Понять, друзья, совсем не сложно ‑
Дурной привычки глупый раж.
Курить ‑ для жизни это ложно ‑
Дурной болезненный мираж.
Ребята, кто-нибудь знает, что такое «зобают»? Воистину, «Дурной болезненный мираж»...
Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.