IV. Изучение нового материала

Справочный материал для учителя

В формулировке правила содержатся термины «длина» и «ширина». По поводу этих терминов сделаем одно разъяснение. Длину прямоугольника обычно связывают с большей его стороной, а ширину – с меньшей. Иногда в упражнениях содержится требование найти площадь прямоугольника, если даны длины сторон, например 4 см и 6 см. В таких случаях учащиеся должны понимать, что для вычисления площади прямоугольника надо перемножить числа 4 и 6. (можно в любом порядке.)

Для квадрата правило нахождения его площади отдельно не формулируется. Выясните у учащихся почему. (Так как квадрат – это прямоугольник, то для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)

Выясните также, что надо перемножать при вычислении площади квадрата. (Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.)

* * *

Задание № 1 (с. 87).

Сначала учитель вводит термины «длина» и «ширина» прямоугольника. (Начертите заранее на доске любой прямоугольник, расположив его произвольно.)

Покажите две смежные стороны этого прямоугольника и назовите большую из них длиной, а меньшую – шириной прямоугольника.

– Измерьте длину и ширину прямоугольника.

– Какова площадь прямоугольника?

– Как найти площадь прямоугольника вычислением?

Учитель знакомит учащихся с правилом в учебнике (на с. 87).

Задание № 2 (с. 87).

Перед выполнением упражнения учитель проводит беседу.

– Как называется первая фигура? (Прямоугольник.)

–Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)

– Как называется вторая фигура? (Квадрат.)

– Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)

Далее учащиеся работают самостоятельно.

Запись:

1) 6 · 2 = 12 (см2) – площадь прямоугольника.

2) 3 · 3 = 9 (см2) – площадь квадрата.

Ответ: 12 см2, 9 см2.

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа в печатной тетради № 2.

Задание № 169.

Правильный чертеж к заданию следующий:

Стороны прямоугольника: 1 см, 4 см.

Сторона квадрата: 2 см.

2. Работа по учебнику.

Задание № 7 (с. 88).

Учащиеся составляют схемы-«машины»:

Задание № 8 (с. 88).

Учащиеся составляют схемы-«машины»:

– Задаем вопросы: «Во сколько раз 3 меньше, чем 21?» и «Во сколько раз 21 больше, чем 3?»

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как вычислить площадь прямоугольника?

– Назовите единицы измерения площади.

Домашнее задание: № 9 (учебник); № 167 (рабочая тетрадь).

Урок 117

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА

Цели: формировать умения пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника (квадрата); совершенствовать умения решать составные задачи разными способами; закреплять знания определений геометрических фигур; развивать внимание и умение анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Геометрия на спичках.

а) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

б) Уберите четыре палочки так, чтобы остался 1 квадрат.

в) Уберите пять палочек так, чтобы осталось 3 квадрата.

г) Переложите две палочки так, чтобы стало 8 квадратов.

д) Переложите две палочки так, чтобы стало 7 квадратов.

е) Переложите две палочки так, чтобы стало 6 квадратов.

2. Поставьте знаки «+» или «».

3. Задача.

В первый день посадили 20 саженцев, во второй – на 10 саженцев больше, чем в первый, а в третий – на 18 саженцев больше, чем во второй. Сколько саженцев посадили в третий день?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение площади прямоугольников.

IV. Работа по теме урока.

Задание № 3 (с. 87).

– Как вычислить площадь прямоугольника?

– Что необходимо знать?

Далее учащиеся выполняют вычисления. Запись можно оформить в таблице.

  Длина Ширина Площадь
I 5 дм 3 дм Решение: 5 · 3 = 15 (дм2)
II 9 см ? на 2 см м. 1) 9 – 2 = 7 (см) 2) 9 · 7 = 63 (см2)
III ?, в 2 раза б. 4 см 1) 4 · 2 = 8 (см) 2) 8 · 4 = 32 (см2)
IV 4 дм 40 см 40 см = 4 дм 4 · 4 = 16 (дм2)

Задание № 4 (с. 88).

– Какая фигура изображена на чертеже?

– Что известно по данному чертежу? (Площадь и ширина прямоугольника.)

– Что требуется узнать? (Длину прямоугольника.)

– Запишите условие задачи в таблицу:

Длина Ширина Площадь
? см 2 см 16 см2

Решение:

16 : 2 = 8 (см) – длина.

Ответ: 8 см.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 25.