Задание № 19 (с. 45).
– Рассмотрите данные в учебнике фигуры.
– Как они называются? (Это многоугольники.)
– Какую фигуру называют многоугольником? Назовите признаки многоугольника.
– Как называется первый многоугольник? (Восьмиугольник.)
– Какая часть восьмиугольника закрашена? (Восьмая часть.)
– Как найти восьмую часть числа? (Число разделить на восемь.)
– Как называется второй многоугольник? (Четырехугольник.)
– Назовите признаки четырехугольника.
– Какая часть четырехугольника закрашена? (Девятая часть.)
– Как найти девятую часть числа? (Число разделить на девять.)
Задание № 21 (с. 45).
Подготовительная работа к выполнению этого упражнения была проведена ранее в рабочих тетрадях № 1, 2 (учащиеся уже проводили наблюдения и делали выводы, но для конкретных чисел).
В этом задании второклассники подходят к более высокому уровню обобщения: чем большую часть любого числа мы находим, тем меньшее число получаем.
Значит, восьмая часть числа больше, чем девятая часть этого же числа.
Задание № 22 (с. 46).
чертеж:
– Чему равна девятая часть отрезка АВ?
9 : 9 = 1 (см).
Задание № 23 (с. 46).
– Как найти девятую часть любого числа?
Запись:
72 : 9 = 8 54 : 9 = 6
63 : 9 = 7 18 : 9 = 2
Задание № 24 (с. 46).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Заполните условие задачи в таблицу:
В 1 день | Количество дней | Всего страниц |
6 с. | ? дн. | 54 с. |
9 с. | ? дн. | 54 с. |
Решение:
1) 54 : 6 = 9 (дн.) – если читает по 6 страниц.
2) 54 : 9 = 6 (дн.) – если читает по 9 страниц.
Ответ: 9 дней; 6 дней.
Задание № 25 (с. 46).
Учитель может предложить карточки-помощницы для выполнения этого задания.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 86 .
– Сколько куриц на рисунке? (Три.)
– Сколько яиц снесла каждая курица? (Пять.)
– По сколько яиц мы нарисуем под каждой курицей? (По пять.)
– Сколько раз по 5 яиц получилось? (3 раза.)
– Как выяснить, сколько яиц мы нарисовали? (5 умножить на 3.)
– Сколько же яиц получилось? (15.)
Задание № 87 .
– Что изображено на чертеже? (Окружность.)
– Назовите признаки окружности.
– Что называют радиусом окружности?
– Измерьте длину радиуса данной окружности. (Радиус равен 4 см.)
– Чему будет равен радиус, который составляет половину радиуса данной окружности? (4 : 2 = 2 (см).)
– Начертите окружность, радиус которой равен 2 см.
Примечание. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что измерить длину радиуса данной окружности можно без построения самого радиуса. Для этого на окружности выбирается и отмечается произвольная точка и с помощью линейки измеряется расстояние между центром окружности и выбранной точкой. Это расстояние и является длиной радиуса окружности.
2. Работа по учебнику.
Задание № 32 (с. 47).
– Какую фигуру называют треугольником?
– Какую фигуру называют кругом?
– Изобразите данные фигуры так, чтобы их пересечением был круг.
Чертеж:
– Изобразите данные фигуры так, чтобы их пересечением был треугольник.
Чертеж:
Задание № 33 (с. 47).
– Рассмотрите рисунок (а).
– Какие фигуры здесь изображены? (Многоугольник, луч, точки.)
– Назовите признаки многоугольника.
– Как называется данный многоугольник? (Четырехугольник.)
– Назовите признаки луча.
– Назовите точки, которые лежат на данном четырехугольнике. (А, В, С, М, Е.)
– Назовите точки, которые не лежат на данном четырехугольнике. (S, Y, D, K.)
– Какие из отмеченных точек лежат на луче КХ? (Учащиеся, используя линейку, продолжают луч КХ и отмечают точки Е, D, S, которые лежат на луче КХ.)
– Рассмотрите рисунок (б). Какие фигуры здесь изображены? (Треугольник АС D, луч КХ и точки Е и М.)
– Какие из отмеченных точек многоугольника лежат на луче КХ? (Точки М, А. Е лежат на луче КХ.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти девятую часть числа?
– Назовите признаки окружности.
Домашнее задание: № 20, 16 (учебник); задание № 78 (рабочая тетрадь).
Урок 81
Умножение и деление на 9.
ДЕВЯТАя ЧАСТЬ ЧИСЛА
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; закреплять знание табличных случаев умножения и деления; развивать внимание и умение рассуждать, анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».
2. Разгадайте правила и продолжите ряды чисел:
а) 13, 15, 19, 25, 33, … , … , … ;
б) 81, 84, 80, 83, 79, … , … , … ;
в) 9, 12, 16, 21, 27, 34, … , … , … .
3. Задача.
Вася нарисовал трехэтажный дом. На первом этаже он нарисовал двери и 6 окон, а на двух верхних этажах по 8 окон. Сколько окон в этом доме нарисовал Вася?
4. Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке продолжим работу с таблицей умножения и деления на 9.
IV. Работа по теме урока.
Задание № 17 (с. 45).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите условие задачи в таблицу:
В 1 букете | Количество букетов | Всего цветов |
? гв. (одинаков.) | 9 б. | 5 гв. |
8 б. | ? гв. |
Решение:
1) Сколько гвоздик в одном букете?
45 : 9 = 5 (гв.).
2) Сколько гвоздик в 8 таких букетах?
5 · 8 = 40 (гв.).
Ответ: 40 гвоздик.
Задание № 18 (с. 45).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите условие задачи в таблицу:
В 1 день | Количество дней | Всего консервов |
? б. (одинаков.) | 9 дн. | 36 б. |
7 дн. | ? б. |
Решение:
1) Сколько банок консервов израсходовали в 1-й день?
36 : 9 = 4 (б.).
2) Сколько банок израсходовали за неделю?
4 : 7 = 28 (б.).
Ответ: 28 банок.
V. Самостоятельная работа.
Задание № 1.
– Не выполняя вычислений, найди в каждом столбике «лишнее» выражение:
9 · 5 8 · 4 7 · 4
9 · 6 – 6 8 · 5 – 4 7 · 3 + 3
9 · 4 + 9 8 · 3 + 8 7 · 3 + 7
9 · 6 – 9 8 · 5 – 8 7 · 5 – 7
Задание № 2.
– Какому рисунку соответствует каждое выражение?
9 · 3 9 · 4 9 · 2 3 · 9 4 · 9 2 · 9
|
| |||||||||
Задание № 3.
– Пользуясь числовым лучом, найди значения выражений:
8 · 4 8 · 5 + 8 8 · 8 – 8 8 · 4 + 8 8 · 2
Задание № 4.
– Разгадай правила, по которым записаны ряды чисел, и продолжи каждый ряд. Чем похожи и чем отличаются эти числовые ряды?
16, 24, 32, …
8 · 2, 8 · 3, 8 · 4, …
2 · 8, 3 · 8, 4 · 8, …
VI. Итог урока.
– Как вычислить девятую часть числа?
– Как деление связано с умножением?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, задание № 80.
Урок 82
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 7, 8, 9»
Цели: проверить усвоение табличных случаев умножения и деления на 7, 8, 9; проверить умение решать задачи, навык нахождения доли от числа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Контрольная работа.
I вариант
1. Вставь пропущенный множитель.
9 ∙ □ + 8 = 53 9 ∙ □ + 38 = 92
9 ∙ □ + 30 = 75 9 ∙ □ – 19 = 35
9 ∙ □ – 8 = 37 9 ∙ □ + 7 = 61
9 ∙ □ + 18 = 63 9 ∙ □ – 5 = 49
9 ∙ □ – 27 = 18 9 ∙ □ + 6 = 60
2. Вставь в «окошки» знаки действий, чтобы получились верные равенства.
9 ∙ 2 = 9 □ 9 9 ∙ 5 = 9 □ 4 □ 9
9 ∙ 2 = 27 □ 9 9 ∙ 5 = 9 □ 18 □ 18
9 ∙ 3 = 9 □ 9 □ 9 9 ∙ 6 = 50 □ 4
9 ∙ 3 = 20 □ 7 9 ∙ 6 = 9 □ 5 □ 9
9 ∙ 4 = 9 □ 3 □ 9 9 ∙ 7 = 9 □ 9 □ 9 □ 9
9 ∙ 4 = 9 □ 5 □ 9 9 ∙ 7 = 70 □ 7
3. Задача.
На каждое платье расходуется 3 метра ткани. Сколько метров ткани потребуется на 9 таких платьев?
4. Дорисуй каждую картинку так, чтобы число кругов на ней было равно значению произведения.
5. Вычисли пятую часть чисел: 40, 25, 50.
II вариант
1. Вставь пропущенный множитель.
9 ∙ □ + 6 = 51 9 ∙ □ + 7 = 61
9 ∙ □ + 9 = 54 9 ∙ □ – 5 = 49
9 ∙ □ + 19 = 64 9 ∙ □ + 8 = 62
9 ∙ □ + 29 = 74 9 ∙ □ – 6 = 48
2. Вставь в «окошки» знаки действий, чтобы получились верные равенства.
9 ∙ 2 = 48 □ 30 9 ∙ 5 = 81 □ 47 □ 11
9 ∙ 2 = 9 □ 3 □ 9 9 ∙ 5 = 9 □ 7 □ 18
9 ∙ 3 = 9 □ 2 □ 9 9 ∙ 6 = 9 □ 7 □ 9
9 ∙ 3 = 50 □ 23 9 ∙ 6 = 63 □ 9
9 ∙ 4 = 9 □ 5 □ 9 9 ∙ 7 = 9 □ 8 □ 9
9 ∙ 4 = 20 □ 16 9 ∙ 7 = 9 □ 6 □ 9
3. Задача.
В каждый пакет помещается 9 яблок. Сколько поместится яблок в 4 такие пакета?
4. Дорисуй каждую картинку так, чтобы число кругов на ней было равно значению произведения.
5. Вычисли шестую часть чисел: 42, 36, 60.
Урок 83
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели : провести анализ выполненной контрольной работы; совершенствовать умения решать составные задачи; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Расшифруйте слово.
26 + 73 | Е | 20 – 5 | М |
40 – 36 | Л | 8 + 8 | К |
100 – 94 | А | 22 – 4 | С |
38 – 22 | К | 46 – 40 | А |
Ключ:
18 | 15 | 99 | 16 | 6 | 4 | 16 | 6 |
Ответ: смекалка.
2. Геометрическое задание.
– Какие фигуры изображены на чертеже?
– Назовите признаки окружности.
– Назовите все изображенные на рисунке отрезки.
– Какие из отрезков являются радиусами?
– Что можете сказать об их длине?
– Какие отрезки являются диаметрами?
– Какая у них длина?
3. Игра «В стручки».
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, нацепив свои очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали!
– Перед вами такое число. Вы его узнали? (Число XIV.)
– Переложите только один стручок, превратите в число 5.
Решение:
Х – V = V.
10 – 5 = 5.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 466.