Учащиеся выполняют действия с цветными фишками.
– Разложите 16 фишек по 8 в каждом ряду.
– Покажите восьмую часть фишек.
– Как найти восьмую часть числа?
Запись на доске:
16 ׃ 8 = 2.
Задание № 21 (с. 39).
Запись:
24 ׃ 8 = 3 (см).
56 ׃ 8 = 7 (см).
16 ׃ 8 = 2 (см).
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что восьмая часть величины – это тоже величина, а не число. 3 см – это восьмая часть 24 см.
Задание № 22 (с. 39).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
Решение: 40 ׃ 8 = 5 (р.).
Ответ: 5 р.
Задание № 24 (с. 39).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
Осталось – ? (кг).
Решение:
1) 16 ׃ 8 = 2 (кг) – сварили.
2) 16 – 2 = 14 (кг) – осталось.
Ответ: 14 кг.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 35 (с. 41).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
Было – ? чел.
В театр – 5 (чел.), это шестая часть.
В цирк – ? (чел.).
Решение:
1) Сколько человек было в классе?
5 · 6 = 30 (чел.).
2) Сколько человек поехало в цирк?
30 – 5 = 25 (чел.).
Ответ: 25 человек.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 68 .
Запись в таблице:
Число | 8 | 16 |
Половина числа | 4 | 8 |
Четверть числа | 2 | 4 |
Восьмая часть числа | 1 | 2 |
– Сравните половину и четверть числа.
– Сравните четверть и восьмую часть каждого числа.
– Какой вывод можно сделать?
Задание № 69 .
Учащиеся выполняют чертежи:
3. Фронтальная работа по таблице.
– На сколько равных частей разделен каждый круг?
– Сколько частей каждого круга заштриховано?
– Какая это часть круга?
– Можно ли утверждать, что у первого круга закрашены две третьих части?
– Можно ли утверждать, что у последнего круга закрашена половина?
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как вычислить восьмую часть числа?
– Можно ли сравнивать доли числа?
Домашнее задание: № 31 (учебник); № 71 (рабочая тетрадь).
Урок 76
Умножение и ДЕЛЕНИЕ на 8.
ВОСЬМАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА
Цели: совершенствовать навыки решения задач на нахождение доли от числа и решения составных задач разными способами; закреплять табличные случаи умножения и деления на 8; развивать внимание и умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Какие цифры нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства?
8 – 3 = 7 9 – 4 = 6
5 – 6 = 4 7 – 8 = 2
4 – 7 = 3 6 – 2 = 8
– Чем похожи все равенства?
2. Задача.
В спортивном кружке занимались 10 девочек, а мальчиков – на 2 меньше, чем девочек. Сколько всего детей занималось в спортивном кружке?
3. Математический диктант.
– Вычтите однозначное число из двузначного и запишите только ответы.
50 – 5 43 – 3 28 – 6 36 – 2
40 – 8 58 – 8 54 – 3 99 – 6
30 – 9 44 – 4 48 – 7 24 – 1
20 – 4 89 – 9 79 – 4 76 – 3
41 – 2 37 – 8 42 – 4 44 – 6
96 – 7 52 – 3 53 – 6 51 – 4
64 – 5 15 – 6 61 – 5 26 – 9
83 – 4 98 – 9 95 – 9 17 – 6
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы будем вычислять доли от числа и закреплять знание таблицы умножения и деления на 8.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Задание № 18 (с. 38).
– Рассмотрите данные на рисунке фигуры.
– Чем они похожи?
– Чему равна площадь каждой фигуры? (Зеленая фигура – 17 смІ, красная – 10 смІ.)
Задание № 19 (с. 38).
Это одна из задач, подготавливающих введение отношений «больше в...», «меньше в...». При обсуждении ее решения удобно в качестве модели использовать фишки.
– Выложите в ряд столько желтых фишек, сколько открыток у Пети, а ниже выложите красные фишки так, чтобы их было 3 раза по столько, сколько желтых фишек (то есть столько, сколько открыток у Лены).
– Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы выяснить, сколько открыток у Лены? (Надо 4 умножить на 3.)
– Запишите условие задачи.
Решение:
4 · 3 = 12 (откр.).
Ответ: 12 открыток.
Задание № 25 (с. 39).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись условия:
Решение:
1-й способ.
1) 16 + 16 = 32 (ф.) – всего.
2) 32 ׃ 8 = 4 (ф.) – осталось.
Ответ: 4 фартука.
2-й способ.
1) 16 : 8 = 2 (ф.) – осталось белых.
2) 16 : 8 = 2 (ф.) – осталось черных.
3) 2 + 2 = 4 (ф.) – осталось всего.
Ответ: 4 фартука.
– Какой способ более удобный?
Задание № 38 (с. 41).
– Какую фигуру называют треугольником?
– Какую фигуру называют окружностью?
– Начертите треугольник и окружность так, чтобы у этих фигур были три общие точки.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 70 .
Выполнение задания рекомендуется дополнить следующей устной фронтальной работой.
– Сколько всего детей изображено на рисунке? (Четверо.)
– По сколько яблок мы обведем каждой линией? (Обведем тоже по 4.)
– Проведите линии. Сколько раз мы обвели по 4 яблока? (4 раза.)
– Сделайте вывод. (У нас получилось яблок 4 раза по столько, сколько детей.)
Задание № 31 .
Задание лучше выполнять, используя не линейку, а циркуль, последовательно откладывая на числовом луче отрезки нужной длины.
Начиная с этого задания, учащиеся будут постепенно привыкать для изображения отрезков использовать не только линейку, но и циркуль.
V. Самостоятельная работа.
1. Вставь числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:
8 · 6 = 8 + 8 + 8 + + 8 · 8 = 8 · – 8
8 · 7 = 8 · 6 + 8 · 3 = 8 + 8 +
8 · 9 = 9 · 9 – 8 · 5 = 8 · + 8
5 · 8 = · 5 8 · 5 = 8 · – 8
2. Запиши выражения в виде произведения двух чисел и найди их значения:
(75 – 67) · 4 (62 – 53) · 8
(81 – 72) · 3 (55 – 47) · 7
(44 – 36) · 5 (37 – 28) · 6
3. Какому рисунку соответствует каждое выражение и что оно обозначает?
– Проверь себя, пользуясь линейкой и вычислениями.
– Начерти ломаную линию, которой соответствует выражение:
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как вычислить восьмую часть числа?
Урок 77
Умножение ДЕВЯТИ И на 9
Цели: составить таблицу умножения девяти и на девять; совершенствовать навыки решения задач умножением и делением; развивать внимание и умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства:
7 … 5 … 9 … 15 = 18 8 … 7 … 6 = 9
30 … 20 … 9 … 1 = 18 4 … 8 … 3 = 9
14 … 7 … 8 … 3 = 18 12 … 5 … 2 = 9
2. Задача.
На первой стройке работало всего 20 подъемных кранов, затем на вторую стройку перевели 4 больших и 6 малых кранов. Сколько кранов осталось на первой стройке?
3. Выберите фигуры, которые нужно нарисовать.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
– На сколько всего частей разделен каждый круг?
– Сколько всего частей получилось? (9 + 9 + 9 + 9 = 36.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, как быстро ответить на этот вопрос, составим таблицу умножения на 9.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 496.