IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учащиеся выполняют действия с цветными фишками.

– Разложите 16 фишек по 8 в каждом ряду.

– Покажите восьмую часть фишек.

– Как найти восьмую часть числа?

Запись на доске:

16 ׃ 8 = 2.

Задание № 21 (с. 39).

Запись:

24 ׃ 8 = 3 (см).

56 ׃ 8 = 7 (см).

16 ׃ 8 = 2 (см).

Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что восьмая часть величины – это тоже величина, а не число. 3 см – это восьмая часть 24 см.

Задание № 22 (с. 39).

– Прочитайте задачу.

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись:

Решение: 40 ׃ 8 = 5 (р.).

Ответ: 5 р.

Задание № 24 (с. 39).

– Прочитайте текст. Является ли он задачей?

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись:

Осталось – ? (кг).

Решение:

1) 16 ׃ 8 = 2 (кг) – сварили.

2) 16 – 2 = 14 (кг) – осталось.

Ответ: 14 кг.

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 35 (с. 41).

– Прочитайте задачу.

– Что известно в задаче?

– Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись:

Было – ? чел.

В театр – 5 (чел.), это шестая часть.

В цирк – ? (чел.).

Решение:

1) Сколько человек было в классе?

5 · 6 = 30 (чел.).

2) Сколько человек поехало в цирк?

30 – 5 = 25 (чел.).

Ответ: 25 человек.

2. Работа в печатной тетради № 2.

Задание № 68 .

Запись в таблице:

Число 8 16
Половина числа 4 8
Четверть числа 2 4
Восьмая часть числа 1 2

– Сравните половину и четверть числа.

– Сравните четверть и восьмую часть каждого числа.

– Какой вывод можно сделать?

Задание № 69 .

Учащиеся выполняют чертежи:

3. Фронтальная работа по таблице.

– На сколько равных частей разделен каждый круг?

– Сколько частей каждого круга заштриховано?

– Какая это часть круга?

– Можно ли утверждать, что у первого круга закрашены две третьих части?

– Можно ли утверждать, что у последнего круга закрашена половина?

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как вычислить восьмую часть числа?

– Можно ли сравнивать доли числа?

Домашнее задание: № 31 (учебник); № 71 (рабочая тетрадь).

Урок 76

Умножение и ДЕЛЕНИЕ на 8.
ВОСЬМАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА

Цели: совершенствовать навыки решения задач на нахождение доли от числа и решения составных задач разными способами; закреплять табличные случаи умножения и деления на 8; развивать внимание и умение анализировать.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Какие цифры нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства?

8 – 3 = 7               9 – 4 = 6

5 – 6 = 4               7 – 8 = 2

4 – 7 = 3               6 – 2 = 8

– Чем похожи все равенства?

2. Задача.

В спортивном кружке занимались 10 девочек, а мальчиков – на 2 меньше, чем девочек. Сколько всего детей занималось в спортивном кружке?

3. Математический диктант.

– Вычтите однозначное число из двузначного и запишите только ответы.

50 – 5    43 – 3        28 – 6    36 – 2

40 – 8    58 – 8        54 – 3    99 – 6

30 – 9    44 – 4        48 – 7    24 – 1

20 – 4    89 – 9        79 – 4    76 – 3

41 – 2    37 – 8        42 – 4    44 – 6

96 – 7    52 – 3    53 – 6    51 – 4

64 – 5    15 – 6        61 – 5    26 – 9

83 – 4    98 – 9        95 – 9    17 – 6

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы будем вычислять доли от числа и закреплять знание таблицы умножения и деления на 8.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Задание № 18 (с. 38).

– Рассмотрите данные на рисунке фигуры.

– Чем они похожи?

– Чему равна площадь каждой фигуры? (Зеленая фигура – 17 смІ, красная – 10 смІ.)

Задание № 19 (с. 38).

Это одна из задач, подготавливающих введение отношений «больше в...», «меньше в...». При обсуждении ее решения удобно в качестве модели использовать фишки.

– Выложите в ряд столько желтых фишек, сколько открыток у Пети, а ниже выложите красные фишки так, чтобы их было 3 раза по столько, сколько желтых фишек (то есть столько, сколько открыток у Лены).

– Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы выяснить, сколько открыток у Лены? (Надо 4 умножить на 3.)

– Запишите условие задачи.

Решение:

4 · 3 = 12 (откр.).

Ответ: 12 открыток.

Задание № 25 (с. 39).

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись условия:

Решение:

1-й способ.

1) 16 + 16 = 32 (ф.) – всего.

2) 32 ׃ 8 = 4 (ф.) – осталось.

Ответ: 4 фартука.

2-й способ.

1) 16 : 8 = 2 (ф.) – осталось белых.

2) 16 : 8 = 2 (ф.) – осталось черных.

3) 2 + 2 = 4 (ф.) – осталось всего.

Ответ: 4 фартука.

– Какой способ более удобный?

Задание № 38 (с. 41).

– Какую фигуру называют треугольником?

– Какую фигуру называют окружностью?

– Начертите треугольник и окружность так, чтобы у этих фигур были три общие точки.

2. Работа в печатной тетради № 2.

Задание № 70 .

Выполнение задания рекомендуется дополнить следующей устной фронтальной работой.

– Сколько всего детей изображено на рисунке? (Четверо.)

– По сколько яблок мы обведем каждой линией? (Обведем тоже по 4.)

– Проведите линии. Сколько раз мы обвели по 4 яблока? (4 раза.)

– Сделайте вывод. (У нас получилось яблок 4 раза по столько, сколько детей.)

Задание № 31 .

Задание лучше выполнять, используя не линейку, а циркуль, последовательно откладывая на числовом луче отрезки нужной длины.

Начиная с этого задания, учащиеся будут постепенно привыкать для изображения отрезков использовать не только линейку, но и циркуль.

V. Самостоятельная работа.

1. Вставь числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:

8 · 6 = 8 + 8 + 8 +  +       8 · 8 = 8 ·  – 8

8 · 7 = 8 · 6 +                     8 · 3 = 8 + 8 + 

8 · 9 = 9 · 9 –                     8 · 5 = 8 ·  + 8

5 · 8 =  · 5                          8 · 5 = 8 ·  – 8

2. Запиши выражения в виде произведения двух чисел и найди их значения:

(75 – 67) · 4       (62 – 53) · 8

(81 – 72) · 3       (55 – 47) · 7

(44 – 36) · 5       (37 – 28) · 6

3. Какому рисунку соответствует каждое выражение и что оно обозначает?

– Проверь себя, пользуясь линейкой и вычислениями.

– Начерти ломаную линию, которой соответствует выражение:

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как вычислить восьмую часть числа?

Урок 77

Умножение ДЕВЯТИ И на 9

Цели: составить таблицу умножения девяти и на девять; совершенствовать навыки решения задач умножением и делением; развивать внимание и умение анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства:

7 … 5 … 9 … 15 = 18           8 … 7 … 6 = 9

30 … 20 … 9 … 1 = 18         4 … 8 … 3 = 9

14 … 7 … 8 … 3 = 18           12 … 5 … 2 = 9

2. Задача.

На первой стройке работало всего 20 подъемных кранов, затем на вторую стройку перевели 4 больших и 6 малых кранов. Сколько кранов осталось на первой стройке?

3. Выберите фигуры, которые нужно нарисовать.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

– На сколько всего частей разделен каждый круг?

– Сколько всего частей получилось? (9 + 9 + 9 + 9 = 36.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, как быстро ответить на этот вопрос, составим таблицу умножения на 9.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 496.