Решая такие задачи, как, например, «узнать, во сколько раз 3 меньше 18», некоторые дети выполняют неверную запись: 3 : 18 = 6, хотя правильно формулируют правило сравнения чисел. Нужно заранее предупреждать подобные ошибки, предлагая учащимся до выполнения записи назвать большее число, меньшее число, выяснить, какое число на какое надо делить, и только после этого разрешать им делать запись.
Запись:
49 : 7 = 7 42 : 6 = 7
35 : 5 = 7 63 : 7 = 9
64 : 8 = 8 72 : 9 = 8
20 : 4 = 5 40 : 5 = 8
Задание № 7 (с. 50).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
У Пети – 3 откр. во ? (раз) б.
У Тани – 9 откр. на ? м.
Решение:
1) Во сколько раз у Тани открыток больше, чем у Пети?
9 : 3 = 3 (раза).
2) На сколько открыток у Пети меньше, чем у Тани?
9 – 3 = 6 (откр.).
Ответ: в 3 раза больше; на 6 открыток меньше.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 22 (с. 53).
Учащиеся рассуждают следующим образом:
100 : 2 = 50.
(100 – это 10 десятков, поэтому 100 : 2 = 10 д. : 2 = 5 д. = 50.)
40 · 2 = 80.
(40 – это 4 десятка, поэтому 40 · 2 = 4 д. · 2 = 8 д. = 80.)
10 · 5 = 50.
(10 – это 1 десяток, поэтому 10 · 5 = 1 д. · 5 = 5 д. = 50.)
60 : 6 = 10
(60 – это 6 десятков, поэтому 60 : 6 = 6 д. : 6 = 1 д. = 10.)
Задание № 24 (с. 53).
– Прочитайте условие задачи.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее.
Запись:
Было – 90 смІ.
Отрезали – 18 смІ.
Осталось – ? смІ.
Решение:
90 – 18 = 72 (смІ).
Ответ: 72 смІ.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 90.
Запись:
Задание № 92.
Учащиеся заполняют таблицу.
10 | 20 | 40 | 72 | 21 | 36 |
5 | 4 | 5 | 9 | 3 | 6 |
2 | 5 | 8 | 8 | 7 | 6 |
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как узнать, во сколько раз одно число больше (меньше), чем другое?
– Назовите единицы измерения площади фигуры.
Домашнее задание: № 23 (учебник); задания № 91 (рабочая тетрадь).
Урок 86
ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
Цели: совершенствовать навыки решения задач на кратное сравнение; закреплять умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать внимание и мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставь в «окошки» знаки действий, чтобы получились верные равенства.
9 · 8 = 9 7 9 9 · 9 = 9 7 18
9 · 8 = 9 9 9 9 36 9 · 9 = 9 6 27
9 · 8 = 9 5 27 9 · 9 = 9 5 36
9 · 8 = 90 9 9 9 · 9 = 63 9 9
2. Задачи.
а) Длина бассейна – 8 м. Петя проплыл туда и обратно 4 раза. Сколько метров проплыл Петя?
б) Сколько шнурков нужно для 8 пар ботинок?
3. Геометрия на спичках.
а) Сколько всего на чертеже квадратов? Сколько на нем всего многоугольников?
б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений.
в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений.
г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их.
д) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники?
4. Выберите нужную картинку и вставьте в пустой квадрат.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем решать задачи с отношениями «на несколько больше (меньше)» и «в несколько раз больше (меньше)».
IV. Работа по теме урока.
Задание № 8 (с. 50).
– Рассмотрите рисунок. Какие фигуры здесь изображены? (На нем изображены синий и красный отрезки.)
– На сколько частей точками разбит синий отрезок? (На 5 частей.)
– Выполните измерения и выясните, чему равна длина каждой такой части. (2 см.)
– Значит, синий отрезок разбит на 5 равных отрезков длиной 2 см. Измерьте длину красного отрезка. (Тоже 2 см.)
– Сколько раз красный отрезок будет «укладываться» в синем? (5 раз.)
– Делаем вывод: синий отрезок в 5 раз длиннее красного, а красный отрезок в 5 раз короче синего.
Задание № 9 (с. 50).
Это задание лучше выполнить фронтально.
· Если 28 больше 4 в 7 раз, то 4 меньше 28 в 7 раз.
· Если 56 больше 7 в 8 раз, то 7 меньше 56 в 8 раз и т. д.
Задание № 10 (с. 51).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
– Что значит «Петя в 3 раза старше Сережи»?
– Продолжите предложение: «Сережа в … , чем Петя».
Решение:
6 : 3 = 2 (г.) – Сереже.
Ответ: 2 года.
Задание № 11 (с. 51).
– Рассмотрите рисунок в учебнике.
– Назовите самое высокое дерево. (Ель.)
– Во сколько раз ель выше рябины? (В 3 раза.)
– Во сколько раз рябина ниже ели? (В 3 раза.)
– Во сколько раз береза выше рябины? (В 2 раза.)
– Во сколько раз рябина ниже березы? (В 2 раза.)
Задание № 12 (с. 51).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
Решение:
1) Сколько лет сыну?
45 – 36 = 9 (л.).
2) Во сколько раз сын моложе отца?
45 : 9 = 5 (раз).
Ответ: в 5 раз моложе.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 444.