ООН- универсальная международная организация, созданная в момент завершения Второй мировой войны для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств.
Системой ООН является сама организация, ее главные и вспомогательные органы и специализированные учреждения ООН – межгосударственные организации, сотрудничающие по специальным вопросам и связанные с ООН на основании договора и других аспектов.
Учредительными документами ООН выступает Устав. Кроме того, в качестве учредительного документа называют Статут Международного Суда ООН, который является самостоятельным договором, однако участие в нем, связано с участием государства в ООН.
Основными целями ООН являются:
1. Поддерживать международный мир и безопасность;
2. Развивать дружественное отношение между нациями;
3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, культурного, социального, гуманитарного характера.
Любое государство, если оно является миролюбивым, принимает на себя обязательства по Уставу ООН и имеет возможности и желания выполнять эти обязательства, может стать членом ООН. Такие государства называются вновьвступившими.
Вопрос о приеме нового члена решается двумя органами ООН – Генеральной Ассамблеей, решение которой основано на рекомендации Совета Безопасности. Отсутствие такой рекомендации или отказ в ее выдаче является препятствием для приема нового члена. Такой вывод следует из Консультативного заключения Международного Суда ООН от 03.03.1950 г.
Устав ООН предусматривает приостановление членства и исключение (напр. за систематическое нарушение принципов) из организации. В этих процессах также участвует Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, рекомендации которого опять же имеют обязательную силу.
Система органов. Все органы делят на два вида: главные и вспомогательные.
Главные органы: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, ЭКОСОС (эконом. и социальный совет), Секретариат и Международный Суд ООН, (Совет по опеке исключен в 1994 г.).
Вспомогательные – образуются по мере необходимости, как правило, это комитеты и комиссии. Например, Комитет против пыток, Комитет по информации, Совет по правам человека и т.д.
Генеральная Ассамблея ООН: является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН. Данный орган играет значительную роль в кодификации и установлении норм международного права. ГА состоит из всех членов ООН (на сегодняшний день 192 члена), представленных делегациями не более чем из 5 человек. Каждая делегация имеет 1 голос.
Согласно Уставу ГА имеет следующие функции и полномочия:
- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
- обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию междуна-родного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
- обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;
- организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
- рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;
- получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
- рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
- избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее компетенцию. Тем не менее, она может инициировать меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера.
Принятие решений в ГА осуществляется путем голосования:
- квалифицированным, в 2/3 присутствующих (по особо важным вопросам);
- простым (по другим вопросам).
Генеральная Ассамблея проводит ежегодные сессии, начинающиеся в 3 вторник сентября. Кроме того, могут быть созданы специальные и чрезвычайные сессии. В ходе регулярной сессии проводятся заседания Пленума ГА, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и 7 главных комитетов:1 – вопросы разоружения и безопасности; 2 – экономические и финансовые вопросы; 3 – социальные и гуманитарные вопросы; 4 – спец. политические вопросы и деколонизация; 5 – административные и бюджетные вопросы; 6 – правовые вопросы.
В работе ГА ООН могут принимать участие постоянные наблюдатели при ООН (Ватикан, Швейцария). Кроме того, в качестве наблюдателей в работе ГА ООН участвуют Организация освобождения Палестины, специализированные учреждения ООН, ОАГ, ЕС и др.
Совет Безопасности ООН: несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования. Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, СБ стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Например, направляет миротворческие силы ООН. Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.
Государство-член ООН, которое не является членом СБ, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты. Государства-члены ООН и государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в этом споре.
Членами Совета являются 5 постоянных: Китай, РФ, Великобритания, США, Франция, и 10 непостоянных.
Председательствование в СБ осуществляется членами СБ поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.
Непостоянные члены СБ (10 гос., сейчас - Ангола Венесуэла ,Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Чили и др.) избираются на двухгодичный срок (ежегодно переизбираются 5 государств).
Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».
В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.
СБ наделен функциями и полномочиями:
поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;
расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
предпринимать военные действия против агрессора;
выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;
выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда. Агентства и другие органы
(вспомогательные органы Группы и рабочие группы, Комиссии, Комитеты, Советы).
Важнейшими задачами ООН являются пресечение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. ООН служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). Под руководством Ген. Ассамблеи осуществляет международное сотрудничество в эконом. и соц. областях. Состоит из 54 членов Организации, избираемых Генеральной Ассамблеей, сроком на три года, ежегодно 1/3 переизбирается.
Каждый член имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов членов Совета, присутствующих и участвующих в голосовании. Основные задачи (55 Устав ОООН): повышение уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешение международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международное сотрудничество в области культуры и образования; содействует соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
ЭКОСОС координация деятельности специализированных учреждений ООН. В соответствии с особыми соглашениями со специализированными учреждениями ЭКОСОС опосредует их связь с ООН, координация осуществляется проведения консультаций с ними и предоставления им рекомендаций. А также ЭКОСОС уполномочен исследовать и составлять доклады по международным и экономическим вопросам, в области культуры, здравоохранения и др., и давать рекомендации членам ОООН, ГА и специализированным учреждениям. (Вспомогательные органы – функциональные, региональные комиссии, экспертные органы и др.)
Международный суд ООН состоит из 15 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. В качестве судей избираются лица (на 9 лет), обладающие высокими моральными качествами, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющиеся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Компетенция суда включает: 1) разрешение споров между государствами, взявшими на себя обязательства выполнять его решения по конкретным делам, 2) разработка консультативного заключения по юр вопросам.
С целью урегулирования спора в международный суд ООН могут обращаться только государства. Но с просьбой о даче консультативного заключения в суд могут обращаться и международные организации. К ведению Суда относятся дела, переданные ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
Судопроизводство в Международном суде ООН включает письменную и устную части. Письменная состоит из сообщения суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, других бумаг и документов. Устная часть представляет собой заслушивание судом свидетелей, адвокатов, экспертов, представителей сторон и др. Слушание дела происходит публично, по просьбе сторон может быть закрытым.
Секретариат ООН — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки (41 тыс. чел на 2014 год). Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации. Полномочия генсека (в основном исполнительно-распорядительные и связаны с реализацией решений ГА, СБ и др. органов): присутствует на заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС; участвует в работе различных международных конференций; представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации; имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
Основные подразделения – департаменты по политическим вопросам, вопросам вооружения, экономическим и социальным вопросам, конференционному обслуживанию и др., департамент по поддержанию мира.
31 Специализированные учреждения ООН.
Международный валютный фонд, Всемирный банк реконструкции и развития и 17 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с ООН посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других.
Все специализированные учреждения по сфере деятельность их можно разделить на три основные группы:
1) специализированные учреждения экономического характера – 12 учреждений (МБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и другие);
2) специализированные учреждения социального характер – МОТ и ВОЗ;
3) учреждения культурно-гуманитарного характера – ЮНЕСКО и ВОИС (всемирная орг интеллект собственности).
Взаимоотношения между ООН и указанными организациями, характеризуются тем, что ООН координирует деятельность этих организаций. Здесь также присутствуют и элементы субординации. По крайней мере, ООН может поручать определенную работу этим организациям, утверждать финансовые соглашения, заключаемые с другими международными структурами, рассматривать административные бюджеты, получать от них отчеты и т.д. Тем самым ООН может влиять на деятельность этих организаций и, следовательно, усиливать свою роль в деле управления общими делами международного сообщества.
Специализированным учреждениям присущи четыре основных признака: межправительственный характер учредительных актов;
широкая международная ответственность, определенная уставом (универсальный характер); осуществление деятельности в социально-экономической и гуманитарной областях;
связь с ООН. Специализированные учреждения – организации постоянно действующие.
В специализированных учреждения также предусмотрено первоначальное членство и присоединение. Особенностью ряда учреждений (например, ЮНЕСКО, ИМО (межд морская организация), ВМО(всемирно метеорологическая организация), ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация)) состоит в том, что наряду с государствами в их состав входят также несамоуправляющиеся территории, для которых уставы вводят специальный статус «ассоциированных членов», «сочленов» или «членов-сотрудников». Территории, обладающие таким статусом, не имеют права решающего голоса и не представлены в руководящих органах.
Прекращение членства возможно путем выхода и исключения. Порядок выхода: направление письменного заявления о выходе; установление определенного периода в начале деятельности организации, когда нельзя обращаться с заявлением о выходе; выполнение финансовых обязательств и т. п. Исключают, как правило, за систематическое нарушение устава и невыполнение своих обязательств. Органы: высшие органы, исполнительные комитеты, имеющие различные названия, административные органы, специальные комиссии и комитеты.
В некоторых специализированных учреждениях предусмотрены также региональные ассоциации, в которые входят государства определенного географического региона.
Отношения специализированных учреждений и ООН можно опреде-лить как координация деятельности и сотрудничество.
Другие главные органы ООН также могут давать рекомендации специализированным учреждениям.
Специализированные учреждения осуществляют следующие виды деятельности:
1) координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;
2) разработка международных конвенций и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т. д.;
3) оказание технической помощи развивающимся государствам;
4) информационная деятельность;
5) научная деятельность.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 366.