Международные организации (МО): понятие, виды, функции. Юрид. природа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(определения общего нет. Организации, кот являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный (межправительственный) характер). Право МО является частью общего международного права. В настоящее время деятельность МО регулируется комплексом правовых норм, которые закрепляются как в международных договорах, так и в актах самой организации. три группы:

- нормы внутреннего права определяющие структуру, компетенцию органов, их функции, трудовые отношения в МО, имущественные и финансовые отношения.

- нормы внешнего права, касающиеся положения международных организаций в международных отношениях (с третьими государствами или др. МО).

- нормы, касающиеся деятельности международных организаций в рамках международного нормотворческого процесса.

Источники права МО: Декларация о принципах международного права 1980 г., Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Венская конвенция о международных договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Внутренние акты МО: резолюции, рекомендации, регламенты, постановления, директивы и т.д.

Признаки:

- это объединение государств (или иных субъектов международного права), созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей;

- международная организация должна иметь систему постоянно действующих органов;

- она должна обладать международной правосубъектностью;

- должна обладать собственной волей;

- должна быть создана в соответствии с нормами международного права, а также ее цели и задачи должны соответствовать принципам международного права.

Основой создания любой МО является учредительный акт, который имеет юридическую природу международного договора. Особенности. Так, согласно конституционной теории, уставы современных международных организаций, и, прежде всего, Устав ООН, являются конституциями или в основном конституциями и лишь частично международными договорами, и поэтому к ним неприменимы или почти неприменимы положения права договоров. Применение права международных договоров к уставам международных организаций выявляет целую серию коренных отклонений, в частности:

- вступление в организацию по сравнению с присоединением к договору;

- оговорки к уставу в тех случаях, когда устав не содержит постановления об оговорках;

- приостановление членства в международной организации,

- исключение из организации,

- выход из нее;

- изменение уставов; толкование уставов.

Как правило, учредительный акт организации устанавливает:

- цели межгосударственного объединения,

- функции и полномочия,

- условия членства,

- организационную структуру организации,

- компетенцию главных ее органов и основные условия осуществления этой компетенции, в частности порядок принятия входящих в их полномочия актов (рекомендаций, решений, деклараций и др.).

На основе учредительного акта компетентные органы принимают правила процедуры и иные правила организации, образуют вспомогательные органы.

Правосубъектность МО. Объем прав и обязанностей, зависит от целей и задач организаций и определяется рядом политических, экономических, социальных и других факторов международной жизни.

Правосубъектность международных организаций отличается от правосубъектности государств:

а) по источнику (происхождению) правосубъектности; б) по характеру и содержанию (объему) правосубъектности; в) по способу прекращения правосубъектности.

Составляющие международной правосубъектности организаций:

1. Участие в международных отношениях в соответствии с функциями, компетенцией и целями, установленными их учредительными актами.

2. Участие в международном нормотворчестве. Виды, направления и объем нормотворческих полномочий любой международной организации фиксируется в договоре о ее создании, либо в иных дополняющих его документах. МО принимают активное участие в международном нормотворческом процессе. Они обладают договорной правоспособностью. Органами, реализующими договорную правоспособность: пленарный орган; общее собрание и исполнительный орган; генеральный секретарь. Кроме этого международная организация может оказывать содействие при осуществлении нормотворчества государствами.

3. Международная организация (и ее должностные лица) обладает определенным комплексом привилегий и иммунитетов, необходимых для выполнения возложенных на них задач. Они закреплены в учредительных актах и специальных соглашениях об иммунитетах (Устав ООН, Устав ЮНЕСКО, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Генеральная конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.).

В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (Международный суд, специальные суды для разрешения конкретного спора и др.). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Помимо этого организации предлагают такие средства, как примирение и посредничество, консультации и добрые услуги, арбитраж.

МО могут применять к государствам международно-правовые санкции, например:

- приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в организации (лишение права голоса в органах, права на представительство в органах, права на получение помощи и обслуживания);

- исключение из организации;

- отказ в членстве;

- исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

Кроме того, некоторые организации вправе применять такие санкции, как:

- принудительные меры, вплоть до применения вооруженных сил (ООН);

- «коррективные меры», включающие представления государствам о приостановлении работы ядерных объектов (МАГАТЭ).

ВИДЫ МО. Можно привести следующую классификацию международных организаций:

1. По характеру полномочий: межгосударственные, надгосударственные (например Евросоюз)

2. Постоянные и временные (конференции, совещания, конгрессы и т.д.).

3. По компетенции (объектам деятельности): организации общего характера, в компетенцию которых входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества (ООН), организации имеющие специальную компетенцию, ограниченную сравнительно узким кругом вопросов или даже одним вопросом сотрудничества (специализированные учреждения ООН, напр. ЮНЕСКО).

4. По по кругу участников: всемирные (универсальные) организации, которые охватывают все или подавляющее большинство государств и региональные организации, членами которых состоят государства, принадлежащие к определенному географическому району; межрегиональные (ЕврАзЭС).  

5. По особенностям оформления членства на открытые и закрытые.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.