Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для под-держания дипломатических отношений между ними.
В Венской Конвенции о дипломатических сношениях употребляется термин «представительство». Различают следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие иное название (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России, представительство ЕЭС в Канаде).
Уровень представительства определяют государства. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.
Дипломатическое представительство возглавляет глава представитель-ства.
Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., подразделяются три класса: 1) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; 3) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется по соглашению государств. В назначении главы представительства можно выделить следующие этапы: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) выдача верительной грамоты. Этот документ, подписанный главой аккредитующего государства, удостоверяет официальный статус главы дипломатического представительства, аккредитованного в этом качестве в государстве пребывания. Раньше функцию верительной грамоты выполнял перстень государя; 4) с момента вручения верительных грамот главе государства, принимающего дипломатического представителя лицо считается приступившим к своим обязанностям.
Деятельность представительства прекращается в случаях, когда дипломатические отношения между государствами временно прерваны или разорваны; когда между государствами возникло состояние войны; когда одно из государств прекращает свое существование как субъект международного права.
Функции дипломатического агента прекращаются
а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания, что функции дипломатического агента прекращены
б) в случае признания государством пребывания дипломатического агента нежелательным лицом. Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona поп grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо.
В штат дипломатического представительства включается дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы. В Положение О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов названы следующие ранги: послы, посланники, советники, секретари, атташе. Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.
По общему правилу, дипломатический персонал состоит только из граждан аккредитующего государства (ст. 8 Венской Конвенции 1961 г). К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, а также специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.
Члены дипломатического персонала назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государств без предварительного запроса. В соответствии с Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., государство пребывания может предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее российское законодательство предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.
Совокупность глав дипломатических представительств, аккредитован-ных в данной стане пребывания, составляют дипломатический корпус. включает в себя дипломатический персонал всех иностранных представительств, а также членов их семей. Возглавляет дипломатический корпус дуайен, как правило, старший по возрасту и по времени пребывания в данной стране.
Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.
Основные функции дипломатического представительства закреп-лены в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:
а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;
г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
Дипломатическое представительство может выполнять консульские функции.
Согласно Положению о Посольстве РФ в числе основных задач и функций Посольства, наряду с названными в Конвенции:
- обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания;
-распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политики РФ;
- осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;
- защита имущественных прав и интересов России в государстве пребывания;
- осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.
Функции дипломатических представительств и консульских учреждений могут быть закреплены в международных договорах. Согласно договорам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам дипломатические представительства или консульские учреждения выполняют поручения компетентных органов аккредитующего государства. Например, ст. 11 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусматривает право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.
Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в национальном законодательстве. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства.
В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Например, в Посольстве РФ в Эстонии создан отдел социального обеспечения.
Дипломатическое представительство при осуществлении своих функций обязано уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
В этой связи интерес представляет интерес институт дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской Конвенции об убежище 1928 г., согласно которой допускается предоставление убежища преследуемым лицам на территории дипломатического представительства. В настоящее время данный институт получил юридическое закрепление в странах Латинской Америки. На региональном уровне этот вопрос урегулирован Межамериканской конвенцией о праве дипломатического убежища.
Международный Суд ООН дал ограничительное толкование нормам Конвенции 1928 г., указав, что предоставление убежища может быть только кратковременным и не может изымать гражданина из-под юрисдикции государства гражданства. Международное право запрещает предоставление убежища в дипломатических представительствах. Согласно п. 3 ст. 41 Венской Конвенции 1961 г., помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. Дипломатическому представительству в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы и преимущества. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Венская конвенция о дипломатических сношениях возлагает на государство пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности». В перечне ее обязанностей — обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ (п. «н» ст. 12).
Эти конвенционные нормы воспроизведены в национальном законодательстве. Так, в ст.11 Закона РФ «О милиции» предусмотрено право сотрудников милиции использовать в предусмотренных законодательством случаях транспортные средства организаций и граждан, за исключением транспортных средств, принадлежащим дипломатическим, консульским, иным представительствам иностранных государств, международным организациям (п.28). Норма аналогичного содержания закреплена в п. 12 Положения О ГИБДД МВД РФ (права Госавтоинспекции). Однако, такой оговорки не предусмотрено при закреплении права сотрудников милиции беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями (п. 18) и проводить осмотр (п. 25).
Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Как и неприкосновенность помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений. Это преимущество отличается от предусмотренного ч. 2 ст. 23 Конституции РФ права каждого на тайну переписки, поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.
Помещения представительства как собственные, так и наемные освобождены от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Следует различать привилегии и иммунитеты. Под привилегиями понимаются особые правовые преимущества, такие как право на пользование специальными знаками, флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения, право организовать свою жизнь в государстве пребывания на основе обычаев и традиций своей страны.
Согласно Венской Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях государство может использовать дипломатических курьеров и закодированные депеши. право на специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры), Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.
В соответствии с международным правом национальное законодательство предусматривает таможенные льготы. Дипломатические представительства освобождены от таможенных платежей при ввозе в нашу страну и вывозе из нее товаров, предназначенных для официального пользования представительств (ст. 299 ТК РФ).
Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов. Личность дипломатического агента, включая главу дипломатического представительства, неприкосновенна. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.
Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Согласно ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через МИД РФ.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от административной юрисдикции разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением случаев:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
Согласно ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30 Венской Конвенции 1961 г).
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
В соответствии со ст. 300 Таможенного кодекса РФ ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.
На основе ст. 35 Венской Конвенции 1961 г дипломатический агент освобождается от всех трудовых и государственных повинностей. Указанными в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
В практике большинства государств является общепризнанным, что члены административно-технического и обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действия, совершенных ими при исполнении своих обязанностей и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый по своей службе. При этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно».
27. Консульские представительства: виды, функции, порядок создания. К. привилегии и иммунитеты.
Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, (несколько административно-территориальных единиц). Территория консульского округа, класс консульства определяются по взаимному соглашению.
Виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Чаще всего на практике открывают генеральные консульства(в Красноярске – Словакии, во Владивостоке – США, Японии). Консул - это лицо, которое должным образом назначено компетентными властями представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания. Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого государства. Ему выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент (выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел). Государство, принимающее консула, выдает консульскую экзекватуру (может отказать без пояснений), разрешение на отправление консульских функций. Штат консульства состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульстве могут быть созданы различные отделы: экономический, торговый, паспортно-визовый, отдел регистрации актов и другие.
По соглашению между государствами функции консула может выполнять почетный консул (граждане представляемого государства, так и иностранные граждане), не состоящий на государственной консульской службе. Он выполняет консульские функции по поручению представляемого государства, вправе заниматься иной деятельностью. Важно: консульские функции могут выполнять консульские отделы в составе дипломатических представительств (тогда патент и экзекватура не нужны).
Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенциях. Две группы. 1) аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству представляемого государства; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей . 2) собственно консульские вопросы: выдача паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое государство; оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого государства; исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, консульских браков); выполнение обязанностей нотариуса (удостоверение завещаний, уведомление об открытии наследства); выполнений функций административного характера (учет своих граждан, в том числе воинский); оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажам.
Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Вправе представлять граждан своего государства в судебных и иных учреждениях, передавать судебные и несудебные документы, исполнять судебные поручения, посещать находящегося под стражей гражданина представляемого государства.
Положение о консульском учреждении РФ дополняет перечень функций: оказание содействия в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания; формирование банков данных по законодательству госу-дарства пребывания и фирмам государства пребывания, заинте-ресованным в сотрудничестве с российскими партнерами и др.
Функции работников консульских учреждений прекращаются, когда 1) представляемое государство уведомляет государство пребывания о прекращении функций, 2) государство пребывания аннулирует экзекватуру.
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений:
Помещения учреждений, включая резиденцию их главы, неприкосновенны, за исключ. «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты». Консульские архивы и документы консульского учреждения неприкосновенны независимо от их местонахождения.
Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства (ст.50 Венской Конвенции 1963 г.). На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.
Объем иммунитетов консульских должностных лиц регулируется по-разному. Венская Конвенция о консульских сношениях закрепляет ограниченный (функциональный) иммунитет от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Согласно ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.
Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Большинство двусторонних консульских конвенций воспроизводят основные положения ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях. В ряде двусторонних консульских конвенций выделяется статус главы консульского учреждения, которому предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов. В некоторых консульских договорах все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим агентам. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, за исключением показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1003.