Все последствия, составляющие содержание международной ответственности, можно разделить на материальные и нематериальные. Деление самой ответственности на материальную и нематериальную является традиционным.
Для обозначения нематериальной ответственности используют и другие термины: моральная, политическая. А иногда моральную и политическую ответственность разделяют (политическая присутствует в публичных отношениях, а моральная – в частных). Представляется, что лучше использовать термин «нематериальная» ответственность, т.к. и политическая, и моральная могут быть истолкованы как виды социальной, но не юридической ответственности.
Другим критерием выделения различных видов ответственности является присутствие на ответственной стороне нескольких субъектов. С этой точки зрения можно выделить солидарную и долевую ответственность. Такое выделение можно проследить и в научной литературе, и международных договорах. При этом большее распространение получила именно солидарная ответственность, при которой каждый из участников несет ответственность в полной мере с правом последующего регресса к другим участникам. Использование долевой ответственности не является распространенным из-за сложности выяснения размера ответственности каждого из субъектов. О солидарной ответственности идет речь в договорах, касающихся материальной ответственности за правомерную деятельность и за деятельность межгосударственных организаций (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. и др.).
Формой международной ответственности выступают конкретные действия, которые должен предпринять ответственный субъект, для выполнения своих обязательств по несению ответственности.
Что предлагают в качестве форм ответственности ученые? Можно привести следующий сводный перечень: реституция, возмещение убытков, сатисфакции, репарации, компенсации, репрессалии, реторсии.
Сатисфакция – это мера, которая возмещает причиненный международным правонарушением вред в той степени, в какой это невозможно сделать с помощью реституции или компенсации. Сатисфакция состоит в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или иной подобающей форме.
Однако Проекты статей об ответственности отдают предпочтение реституции, под которой понимает восстановление первоначального положения, которое существовало до правонарушения. А затем уже предполагает применение компенсации – это дополнительной по отношению к реституции мере, с помощью которой восстанавливается первоначальное положение, если это невозможно сделать с помощью реституции. Именно компенсация чаще всего осуществляется в денежной форме. Представляется, что компенсация может применяться и в качестве ответственности за нематериальный вред.
Зачастую, когда говорят о формах ответственности, их называют санкциями, которые применяются, например, к государству.
широкий подход, при котором санкция – это в целом последствия правонарушения, зафиксированные в качестве части правовой нормы и устанавливающие объем и формы ответственности за ее нарушение.
узкий подход, при котором санкции – это только принудительные меры, применяемые к субъекту-нарушителю потерпевшим или другими заинтересованными субъектами международного права, ответственный субъект отказывается добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его международной ответственности.
Санкции имеют ряд отличий от форм ответственности:
1. По достижении своих целей санкции снимаются, прекращают свое действие, а формы ответственности носят безвозвратный характер. Репарацию и компенсацию нельзя потребовать назад.
2. Санкции используются для побуждения субъекта международного права к определенному поведению, зачастую не связанного с несением им ответственности, а формы ответственности являются только формами ответственности.
3. Санкции призваны создать вокруг государства такую обстановку, чтобы государству было выгоднее понести ответственность, а не отказаться от нее. Кроме того, одно применение санкций не может привести к достижению целей, поставленных перед международной ответственностью – восстановлению международного правопорядка и первоначального положения.
Проекты статей об ответственности употребляют термин «санкция», но использует другой – «контрмеры». Контрмеры – это меры, которые потерпевшее государство вправе применить к ответственному государству, в целях побудить его выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства. Помимо особой цели у контрмер есть еще один признак: в ином случае, вне ситуации несения международной ответственности, их можно было бы рассматривать как противоправные. Контрмеры не носят карательного характера.
Наиболее часто в международном праве применяются следующие санкции:
- разрыв дипломатических отношений;
- отказ от исполнения договора или выход из договора;
- запрет торговли (эмбарго);
- приостановление привилегий членства в международных организациях (права принятия решений, права голоса).
25. Органы внешних сношений. Характеристика внутригосударственных органов внешних сношений.
Органы внешних сношений — действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права, и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства, и его организаций и граждан, находящихся за рубежом.
Все органы внешних сношений можно разделить на внутри-государственные и зарубежные. Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции.
В числе органов общей компетенции глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Феде-рации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ).
Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).
Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство РФ согласно Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных договоров (ст. 4 Закона).
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную поли-тику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14 Закона)
К компетенции Правительства РФ относятся утверждение, принятие международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст.21 Закона). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межправительственные договоры, ведет переговоры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Прави-тельстве Российской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешне-экономической деятельности, в сфере международного научно-тех-нического и культурного сотрудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.
Органом специальной компетенции является МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.
Министерство иностранных дел РФ согласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач - разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами; обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности РФ; защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств; координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ (п. 2 Положения).
Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. на МИД России возложены полномочия в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Постановления Правитель-ства РФ от 16 мая 2005 г. и от 25 августа 2005 г. закреплены полномочия МИДа России в области обеспечения биологической и химической безопасности России и функции МИДа России по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
В систему МИДа России входят: 1) центральный аппарат; 2) загранучреждения; 3) территориальные органы; 4) организации, подведомствен-ные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.
МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также вышеназванным Положением.
На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения. В Красноярске Представительство МИД РФ действует с 1999 г. Территория деятельности нашего представительства включает в себя Красноярский край, Республику Тыва и Республику Хакасия. Прежде всего, представительство отвечает за организацию взаимодействия МИД с органами государственной власти на территории, которую оно обслуживает. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств РФ названными выше регионами. В представительстве организован прием граждан России и стран зарубежья, а также лиц без гражданства, осуществляется содействие общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.
Мировая практика также располагает институтом представительств (отделений) МИД на территории своих государств. Их имеют, например, Австралия, Бразилия, Республика Корея. Из стран-участниц СНГ - Грузия и Украина, которые создали представительства своих МИД в Батуми и Одессе.
Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по образованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования (п. 5 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»).
В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством и между-народными договорами РФ (п. 3 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении «О министерстве транспорта РФ». Министерство транспорта РФ в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности (п.1. Положения).
Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.