Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств всего мира (универсальная) или определенного географического района (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международного мира и безопасности.

Система коллективной безопасности юридически оформляется договорами и часто предполагает создание организации коллективной безопасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обязательства:

1) не прибегать к силе или к угрозе силой;

2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;

3) активно сотрудничать в деле устранения любой опасности международному миру, оздоровления международной обстановки;

4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в военных вопросах.

Современная система коллективной безопасности делится на универсальную (в основе лежит организация коллективной безопасности – ООН) и региональные (в основах лежат региональные договоры и организации).

Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универсальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает поддержание международного мира и безопасности и принятии для этого эффективных коллективных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26,47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных систем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъемлющей безопасности.

К соглашениям о региональной коллективной безопасности предъявляется ряд требований:

- мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

- они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

- необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном разрешении споров 1948 г.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО представляет собой организацию, которая предлагает и политические, и военные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации участвуют 26 государств.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Образована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участвуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В основном нацелена на использование мирных средств обеспечения международной безопасности.

НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоя-щий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

НАТО сотрудничает в РФ. Так, с мая 2002 года создан Совет «Россия — НАТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

- в воздушном пространстве

- в области тыла и материально-технического обеспечения

- в области противоракетной обороны

В 2003 году Министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 года Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.

ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

- контроль над распространением вооружений;

- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

- меры по построению доверительных отношений и безопасности;

- защита прав человека;

- развитие демократических институтов;

- мониторинг выборов;

- экономическая и экологическая безопасность.

Именно благодаря ОБСЕ появилось, так называемое, человеческое измерение безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает ком-плексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

- общая система (на основе главы VI Устава ООН);

- специальная система (примирительно-арбитражная процедура); со-стоит из двух этапов – на первом этапе используется примирение, а затем в постоянно действующем арбитраже.

Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В результате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко используются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установления фактов, миссии военных наблюдателей. Также возможно применение вооруженной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за прекращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфликтующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 323.