По данной теме студент должен знать: функции, условия семейного воспитания; типы семей (полные, неполные, нуклеарные, малодетные, многодетные), стили семейного воспитания.
Уметь: определять особенности стилей семейного воспитания.
Содержание темы
Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, воспитания прав и обязанностей родителей, взаимодействия их в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семья - один из основных инструментов обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.
Основные функции семьи и их характеристика
1. Воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и, прежде всего, ребенка; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей [6].
2. Рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
3. Нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества.
На современном этапе в зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей [7]:
1. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип - расширенная или сложная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством, независимо от того, принадлежат они к одному или разным поколениям.
2. В зависимости от состава семьи: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные. Нуклеарная семья - однопоколенная "изолированная" семья, состоящая из родителей и их несовершеннолетних (материально зависимых) детей.
3. В зависимости от структуры семьи: полные, неполные. В зависимости от наличия обоих супругов выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную, где один из супругов отсутствует.
4. В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные.
5. В зависимости от того, кто доминирует в семье различают следующие типы:
А) патриархально-модернизированный тип характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность.
Б) детоцентрический тип характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность.
В) материнский тип – безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.
Г) Супружеский тип характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы.
Семейная педагогика об условиях и основных стилях семейного воспитания [7].
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX - начала ХХ века, П.Ф. Лесгафт, которого по праву следует считать корифеем семейного воспитания, определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью»:
- Атмосфера любви и взаимного уважения людей.
- Высоконравственный воспитатель, тот, кто учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
- Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка.
- Исключение так называемых, прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр.
- Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, игра в шахматы - рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку.
- Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель постоянно должен следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.
- Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел - значит освоил. Примерно в семь лет ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.
Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи. Семейная педагогика выделяет, как основные два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуются властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В семьях подобного типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические в таких семьях не редкость). В результате такой «методики» у ребят слабо развивается самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту и именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи, (если семья многопоколенная), характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задание, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети хорошо знают слова «можно», «надо» , «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. Наказания в таких семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический тип семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.
Стили семейных взаимоотношений и их характеристика [7]:
1. Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
2. Паритетные - равные взаимоотношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
3. Сотрудничество - для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.
4. Независимые семьи - каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.
5. Конкурентные семьи - стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.
6. Конфликтные семьи - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, их характеристики:
1) Экономические причины выражаются в прожиточном уровне ниже черты бедности, в низком уровне заработной платы или ее невыплате, в безработице. Психологические причины выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.
2) Асоциальные причины выражаются в алкоголизме семьи или одного из ее членов, наркомании, проституции.
3) Медицинские причины выражаются в хронических инфекционных и венерических заболеваниях, психических и сексуальных отклонениях.
4) Психологические причины - выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.
Типичные роли детей в проблемных семьях, их характеристика:
1. «Козел отпущения» - ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу.
2. «Любимчик» - эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
3. «Беби» - ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит.
4. «Примиритель» - ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
5. Воспитание по типу Золушки - родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво.
5. Воспитание по типу кумира семьи - выполняются все требования детей.
6. Воспитание по типу кронпринципа- обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой.
Деструктивные типы семьи и их характеристик [7]:
Семья – «крепость» – ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями.
Семья – «маскарад» – несогласованность жизненных целей и планов супругов.
Вулканическая» семья – отношения изменчивы, супруги часто расходятся для того, чтобы снова сойтись и относиться друг к другу искренне и нежно.
Основные направления работы педагогов с семьей школьника
1. Информирование - педагог способствует полному информированию родителей о ребенке, программах и методиках его обучения и воспитания в образовательном учреждении.
2. Корректировка семейного воспитания - педагог способствует развитию особых способностей ребенка, профилактике и преодолению вредных привычек и вредного влияния семьи.
3. Взаимодействие с общественными организациями родителей педагог взаимодействует с родительским комитетом, школьным Советом,
Советами по месту жительства и на предприятиях.
Резюме
Семья - один из основных инструментов обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья, как ячейка общества, имеет функции, типы, стили воспитания, при определенных условиях может быть дисфункциональна. Основные функции семьи: воспитательная, рекреативная, нравственно-психологического обеспечения и др. Выделяют следующие типы семей: полные, неполные, нуклеарные, малодетные, многодетные.
Условия семейного воспитания: атмосфера любви и взаимного уважения людей, регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка, исключение так называемых, прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр, гармоническое развитие всех способностей ребенка, принцип постепенности и последовательности и др.
Семейная педагогика выделяет, как основные два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.
Контрольные вопросы
1.Что такое семья?
2.Какие бывают типы семей?
3.Охарактеризуйте стили семейного воспитания.
4.Укажите особенности проблемных семей.
5.Укажите основные условия воспитания в семье.
Список литературы по разделу 6:
1. Андреева, Г. А. Основы педагогики: учеб. пособие / Г. А. Андреева. – Коломна: КГПИ, 2008. – 159 с.
2. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. – М.:
Педагогическое общество России. М, 2007.
3.Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. /
М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
5. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб. пособие / В. И. Смирнов. –
Изд. 2, перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2003. – С. 12.
6.http://www.inter-pedagogika.ru/
7. http://www.p-lib.ru
7 Управление образовательными системами Сделает Над.
Владимировна
7.1 Система образования в РФ
По данной теме студент должен знать: структуру системы образования и основные принципы государственной политики в области образования.
Содержание темы
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций
Система образования любой страны обычно включает в себя учебновоспитательные учреждения, которые осуществляют:
– дошкольное воспитание;
– общее среднее образование;
– внешкольное обучение и воспитание;
– профессионально-техническое образование;
– среднее специальное образование;
– высшее образование;
– подготовку научных и научно-педагогических кадров; – повышение квалификации и переподготовку кадров.
Цель системы образования – обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности.
Содержание образование определено в общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах.
Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной программы устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом.
Федеральная программа развития образования, отражающая основы государственной политики в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях, а также способы реализации выбранной стратегии. Федеральную программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, культурные и религиозные, демографические особенности.
Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые:
- формируют образовательную политику;
- регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют
образовательные учреждения;
- определяют Государственные образовательные стандарты; - проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
Учредителями образовательных учреждений, согласно Закону РФ «Об образовании», могут являться:
- органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления;
- отечественные и иностранные организации всех форм
собственности, зарегистрированные на территории РФ;
- общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
- граждане РФ и иностранные организации.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы государственной власти и органы управления образованием должны:
- формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;
- регулировать правовые отношения в области образования;
- разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования;
формировать федеральные государственные и ведомственные органы
управления образованием;
- согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения;
- устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
- устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное образование;
- разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;
- устанавливать порядок лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений; - регулировать трудовые отношения.
В ведении субъектов РФ в области образования находятся:
- определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;
- законодательство субъектов РФ;
- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
- осуществление федеральной политики в области образования;
- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
- формирование государственных органов управления образованием и руководство им;
- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения;
- установление национально-региональных компонентов
Государственных образовательных стандартов;
- формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на
образование;
установление местных налогов и сборов на цели образования и т.д.
К компетенции в области образования органов местного самоуправления относится:
- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
- участие в назначении руководителей муниципальных
образовательных учреждений;
- участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования:
- обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора соответствующего учреждения;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и др.
К компетенции образовательного учреждения относится:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;
- привлечение для осуществления деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;
- предоставление учредителю ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
- разработка и утверждение Устава образовательного учреждения;
- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников;
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка
образовательного учреждения;
- самостоятельное осуществление образовательного процесса;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательное учреждение несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, т.е. качество образования своих выпускников;
- жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
- нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
- руководит образовательным учреждением совместно с советом школы в соответствии с Уставом школы;
- обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование, государственную аттестацию и аккредитацию;
- создает атмосферу единого понимания и совместного формулирования целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного учреждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внутреннюю педагогическую культуру;
регулирует отношения в коллективе, поддерживает благоприятный социально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;
- несет ответственность за соблюдение требований охраны прав детей и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет внутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
- представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
- осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров, прием детей в школу;
- организует рациональное использование выделяемых бюджетных ассигнований;
- координирует управленческую деятельность заместителей, руководителей структурных подразделений, распределяет функциональные обязанности между ними;
- утверждает учебные планы, образовательные программы;
- курирует состояние преподавания и результаты обучения.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Адаптивность в т.ч. подразумевает усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Означает свободу государственных и муниципальных образовательных учреждений от прямого религиозного воздействия;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономия образовательных учреждений.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию,
квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр"
- подготовка специалиста или магистратура.
Резюме:
Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. В управлении образовательными системами задействованы федеральные органы государственной власти, субъекты РФ в области образования, органы местного самоуправления, также ряд функций выполняет образовательное учреждение. Цели системы образования, приоритетные направления ее развития и принципы определяются в таких документах, как Федеральная целевая программа развития образования, Закон Российской Федерации «Об Образовании», постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования и других документах. Контрольные вопросы
1. Дайте определение системы образования.
2. Перечислите функции федеральных органов государственной власти в управлении системой образованием РФ.
3. Перечислите основные компетенции органов местного самоуправления в области образования.
4. Какие функциональные обязанности выполняет директор общеобразовательного учреждения.
5. Перечислите принципы Государственной политики в области образования, обеспечивающие доступность образования всем гражданам РФ.
7. 2 Образовательные учреждения, их типы
По данной теме студент должен знать: основные типы образовательных учреждений в РФ.
Уметь: типологизировать образовательные учреждения, входящие в систему образования РФ
Содержание темы
Современная система образования в РФ включает в себя следующие типы образовательных учреждений
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). Начальная школа призвана обеспечить учащихся необходимыми умениями и навыками учебной деятельности;
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сеть детских домов включает в себя дома малютки, дошкольные детские дома, смешанные детские дома и детские дома для детей школьного возраста;
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Центром образования называется учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, соотносящиеся с адекватными дополнительными образовательными программами.
Структурообразующей единицей (элементом) школы с точки зрения ее учебных подразделений является класс. Под классом понимается постоянная в пределах учебного года группа учащихся одного уровня знаний, работающая по единой образовательной программе.
Высшим руководящим органом школы является конференция. Конференция проводится не реже одного раза в год, имеет высокие полномочия. На общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, срок их деятельности, принимается Устав учебного заведения. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
- организует выполнение решений конференций;
- наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
- устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;
- рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
- заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
- совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов совета.
Устав учебного заведения – это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно.
В Уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления. Уставом образовательного учреждения также определяется возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования.
Образовательным учреждением называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее образовательные программы и обеспечивающее содержание обучения и воспитания детей.
1. В систему общеобразовательных учреждений входят школы, гимназии, лицеи.
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности.
Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества.
Основная школа является обязательной.
2. Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (училищах).
К учреждениям среднего профессионального образования относятся:
- техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
- колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования.
К учреждениям высшего профессионального образования относятся институты, университеты, академии. Высшее проф.образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего образования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Представлено системой повышения квалификации и переподготовки кадров, аспирантурой, соискательством и докторантурой.
3. Дополнительное образование реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Резюме:
Современная система образования в РФ включает в себя различные типы образовательных учреждений, в числе которых дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и другие типы образовательных учреждений. В систему общеобразовательных учреждений входят школы, гимназии, лицеи. Структурообразующим элементом школы является класс. Высшим руководящим органом школы выступает конференция и Совет школы.
К системе профессиональных образовательных учреждений относятся училища, техникумы и колледжи, где осуществляется подготовка работников квалифицированного труда.
В систему высшего профессионального образования входят институты, академии, университеты, которые обеспечивают подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение образовательного учреждения. Как устанавливается государственный статус образовательного учреждения.
2. Перечислите типы образовательных учреждений, включенных в систему образования в РФ.
3. Укажите основные направления в деятельности Совета школы.
4. Перечислите основные функции начальной общеобразовательной школы.
5. Какие функции реализуются учреждениями дополнительного образования.
7. 3 Принципы управления образовательными системами
По данной теме студент должен знать: основные принципы управления педагогическими системами.
Содержание темы:
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.
Д.А. Новиков выделяет следующие принципы управления образовательными системами (ОС):
Принцип 1 (иерархии). Иерархия системы управления образованием должна соответствовать, с одной стороны, иерархии системы исполнительной власти, а, с другой стороны – иерархии территориальных образовательных потребностей (территориальных сегментов рынков образовательных услуг и рынков труда).
Принцип 2 (унификации). Образовательные системы всех уровней должны описываться и рассматриваться в рамках единого подхода (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования), не исключающего, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной ОС.
Принцип 3 (целенаправленности). Целью образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных требований к качеству образования (в том числе – государственных образовательных стандартов), институциональных и демографических ограничений, а также существующего ресурсного обеспечения, в территориальном, отраслевом и уровневом аспектах.
Принцип 4 (доступности). С точки зрения транспортной доступности (для населения) основным структурным элементом ОС является территориальная сеть.
Принцип 5 (бесплатности). Важнейшим институциональным ограничением является обязанность ОС реализовывать право граждан на бесплатное образование.
Принцип 6 (ответственности). Каждый орган управления образованием несет ответственность за качество образовательных услуг, предоставляемых управляемыми им ОС.
Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего органа любого уровня происходит только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему ОС не обеспечивают реализации комплекса необходимых функций.
В соответствии с принципом невмешательства образовательное учреждение является автономным и активным элементом, самостоятельно выбирающим реализуемые им наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределение имеющихся у него ресурсов и т.д.
Принцип 8 (общественно-государственного управления). Управление системой образования должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в процесс развития системы образования.
Принцип 9 (саморазвития). Одним из управляющих воздействий является изменение самой системы управления ОС (которое, будучи индуцированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие, необходимое в современных условиях существенной автономии ОС).
Принцип 10 (полноты и оптимальности). Предлагаемый набор мероприятий должен обеспечивать достижение поставленных целей (требование полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом.
Принцип 11 (регламентации управленческой деятельности). Управленческая деятельность должна быть регламентирована. В соответствии с данным принципом все функции управления должны быть регламентированы и согласованы между всеми уровнями ОС.
Принцип 12 (обратной связи). В соответствии с этим принципом для эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования, причем реализация любого управляющего воздействия и его последствия должны отслеживаться, контролироваться управляющим органом. Для ОС это означает, что органы управления должны, во-первых, осуществлять непрерывный мониторинг существенных параметров элементов ОС и внешних условий их функционирования, и, во-вторых, отслеживать реализацию управляющих воздействий и тех изменений состояний элементов ОС, которые вызваны управляющими воздействиями.
Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структура, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой системы.
Для ОС это означает, что каждый вышестоящий орган управления должен обладать возможностью, во-первых, переработать информацию о состоянии управляемой системы, и, во-вторых, выработать соответствующие управляющие воздействия.
Принцип 14 (оперативности). Данный принцип требует, чтобы при управлении в режиме реального времени информация, необходимая для принятия решений, поступала вовремя, управленческие решения принимались и реализовывались оперативно в соответствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее функционирования. Другими словами, характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы (то есть система управления должна быть адекватна управляемым процессам по скорости их изменений).
Принцип 15 (опережающего отражения) – сложная адаптивная система прогнозирует возможные изменения существенных внешних параметров («принцип опережающего отражения»). Следовательно, при выработке управляющих воздействий недостаточно реагировать на изменения состояния управляемой системы и условий ее функционирования, а необходимо предсказывать и упреждать такие изменения (то есть одного принципа оперативности недостаточно). Более того, управляющий орган должен заранее планировать те воздействия, которые он должен оказать на управляемую систему в случае, если произойдут те или иные события.
Принцип 16 (адаптивности). Принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при принятии управленческих решений необходимо учитывать имеющуюся информацию об истории функционирования управляемой системы, а, во-вторых, однажды принятые решения должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управляемой системы и условий ее функционирования.
Принцип 17 (рациональной централизации) утверждает, что в любой сложной многоуровневой системе существует рациональный уровень централизации управления, ресурсов и т.д.
Принцип 18 (демократического управления). Иногда его называют принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспечении равных условий и возможностей для всех участников системы без какойлибо их априорной дискриминации в получении информационных, материальных, финансовых, образовательных и других ресурсов.
Принцип 19 (согласованного управления). Это принцип отражает требование того, что управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согласованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов.
В.А. Сластенин описывает следующие принципы управления общеобразовательными системами:
1) Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Принцип предполагает развитие инициативы не только руководителей, но и педагогов, учащихся, их родителей, приоритетна позиция ценности личности. Демократизация школьной жизни начинается с внедрения в практику механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров.
Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.
2) Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Принцип предполагает осуществление управленческой деятельности в системе, в единстве и целостности всех взаимодействующих компонентов и подсистем. Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Системный подход в управлении придает управленческой деятельности последовательность, логичность, гармоничность, эффективность.
3) Рациональное сочетание централизации и децентрализации.
Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями решений, принимаемых без их участия и желания.
В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.
В равной степени интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления. Опыт школ показывает, что мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к возникновению конфликтов и недоразумений в педагогическом коллективе, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления.
Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы. Децентрализация управления понимается как передача ряда функций и полномочий от высших органов управления к низшим.
Принцип предполагает оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии управленческих решений.
4) Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Принцип реализуется в деятельности общественных органов управления, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо на этапе реализации принятых решений.
Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальность отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.
5) Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А. Конаржевский, Л.И. Новикова).
6) Принцип научной обоснованности предполагает построение управления на новейших данных науки.
В. П. Симонов выделил следующие принципы управления образовательными системами:
Принцип целенаправленности управления - постановка целей с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности
Принцип кооперации и разделения управленческого труда - опора управленца на осуществление организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов.
Принцип функционального подхода - данный принцип является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (действий) исполнителей.
Принцип комплексности - сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности.
Принцип соответствий - выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
Принцип новых задач - видение перспектив.
Принцип обратной связи – оценка хода и результатов дела.
В школе как педагогической системе и объекте управления одним из значимых принципов является уровневый принцип, в соответствии с которым: - административно-управленческий уровень включает в себя директора, заместителей по учебной, воспитательной, административнохозяйственной работе, диспетчеров;
- уровень коллективного управления - совет школы, педсовет, методическое объединение;
- уровень ученического самоуправления - учащиеся школы.
В теории и практике управления образовательными системами важными категориями являются следующие.
Виды управленческой ответственности, которые могут быть общими и функциональными.
К видам управленческих полномочий относятся: согласительные, распорядительные, консультативные, контрольно-отчетные, координационные.
Инструменты определения полномочий – это процедуры, правила, должностные инструкции.
Принципы управления - основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Методы управления - способы достижения поставленных целей.
Функции управления - виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Резюме:
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. В современной теории и практике управления образовательными системами предлагается целый ряд подходов к выделению принципов управления (Д.А. Новиков, В.А. Сластенин, В.П. Симонов). Принципы управления регламентируют взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение принципов управления и их роли в организации управления образовательными системами.
2. Раскройте содержание основных принципов управления образовательными системами по типологии Д.А. Новикова.
3. Сравните между собой различные подходы к выделению принципов управления образовательными системами. По каким основаниям можно классифицировать предлагаемые принципы в укрупненные группы.
4. Перечислите основные уровни управления школой. Используя прием аналогии, предложите вариант выделения уровней управления высшим учебным заведением.
5. Приведите примеры реализации общенаучного принципа единства противоположностей в отношении принципов управления образовательными системами.
7.4 Методы, приемы, средства управления образовательными системами
По данной теме студент должен знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами
Уметь: определять конкретные условия применения приемов, методов и средств в практике управления
Содержание темы
Управление образованием — 1) сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.
Управление образованием включает последовательность взаимосвязанных действий: анализ, целеполагание и планирование, организационная деятельность, контроль и регулирование.
Управление образованием представляет собой целый ряд управленческих решений. Последовательность принятия управленческих решений предполагает следующие этапы:
- анализ проблемы;
- оценка, отбор приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения;
- разработка плана реализации решения;
- организация оперативной работы по выполнению решения;
- контроль и коррекция
Методы управления — это способы достижения поставленных целей.
Они классифицируются по следующим основаниям:
- объекту управления (федеральные, региональные);
- субъекту управления (административные, хозяйственные);
- целям (стратегические, тактические, оперативные);
- механизму влияния (социально-политические, организационнораспорядительные, организационно-педагогические);
- стилю (авторитарные, демократические, либеральные);
- времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).
Одним из методов управления школой является изучение и анализ уроков. Последовательность этапов изучения и анализа уроков:
- подготовка руководителя школы или методиста к посещению урока;
- непосредственное наблюдение хода урока;
- самоанализ урока учителем;
- анализ и оценка урока руководителем школы или методистом;
- использование результатов анализа и самоанализа урока в управлении школой.
Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.
Функции управления. В управлении профессиональным образовательным учреждением применяются присущие ему как педагогической системе специфические функции. Под функциями управления понимают деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов. Участники управления реализуют системные функции:
1) Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализа и хранения информации.
2) Мотивационно-целевая функция формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса.
3) Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта. Развивающая программа учитывает внутренние и внешние совокупные педагогические условия, способы, средства и методы действий.
4) Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса.
5) Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах.
6) Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.
В образовательную систему принято вносить педагогические нововведения (инновации), которые снабжают деятельность образовательных учреждений новыми, относительно стабильными элементами, эффективно влияющими на его развитие и функционирование. Последовательность освоения инноваций включает следующие этапы: ознакомление, появление интереса, оценка и решение об апробации, апробация, принятие окончательного решения.
Иерархия управления в общеобразовательной школе представляет собой следующую последовательность: руководитель, педагогический коллектив, ученический коллектив, совет школы.
Резюме:
Управление образованием представляет собой взаимосвязанную совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Этот процесс нацелен на создание информационноаналитической основы образовательной деятельности, постановку целей процесса, обеспечение принятый целевых решений, устранение проблем и сбоев в образовательном процессе, а также контроль и оценку полученных результатов в соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта.
Контрольные вопросы
1. Перечислите последовательность основных действий в процессе управления образовательными системами.
2. Приведите примеры методов управления образовательными системами.
3. Приведите примеры различных форм управления образовательным учреждением.
4. Перечислите основные функции управления образовательным учреждением.
5. Раскройте содержание этапов педагогических инноваций на примере внедрения в учебный процесс электронных журналов для фиксирования успеваемости учащихся.
Список литературы по разделу 7:
Заключение
Психология и педагогика изучает весьма специфические явления и процессы. В представленном учебном пособии они освещаются в систематизированном виде, что позволяет студентам глубже и быстрее усвоить теоретические основы, своеобразие их проявления и функционирования.
Учебное пособие условно можно разделить на две части. В первой части раскрыты основные понятия и закономерности, составляющие содержание общей, возрастной и социальной психологии, даны некоторые сведения из истории психологии. Вторая часть книги посвящена общим основам педагогики, раскрыты основные категории педагогики.
Авторы стремились изложить материал так, чтобы полученные знания оказались практически полезными для будущих специалистов, получивших высшее профессиональное образование. Поэтому в большинстве разделов, помимо общих сведений, представлен материал по развитию тех или иных психологических процессов, психических свойств, психических состояний и индивидуально-типологических особенностей личности.
Кроме того, рассмотренные вопросы по теории обучения и воспитания, а также по управлению образовательными системами позволяют читателю глубже осознать качество учебно-воспитательного процесса в школе и в семье и понять специфику вузовского обучения и воспитания.
Учебное пособие включает в себя сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований по психологии и педагогике.
Приложения
Словарь терминов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
АГГЛЮТИНАЦИЯ — один из способов создания образов воображения. В одном образе соединяются любые качества, свойства, части. Результатом может стать весьма причудливый образ, порой далекий от реальности
АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. Несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие неких психологических черт или особенностей субъекта
АЛЬТРУИЗМ — система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки — это интересы другого человека или социальной общности. Противоположный термину эгоизм.
АНАЛИЗАТОР — термин, введенный И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Состоит из трех частей: 1) периферический отдел — воспринимающий орган или рецептор, преобразующий определенный вид энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводящие пути: а) афферентные — импульсы возбуждения, возникшего в рецепторе, передаются к вышележащим центрам системы нервной; b) эфферентные — импульсы из вышележащих центров, особенно из коры полушарий больших мозга головного, передаются нижним уровням анализатора, в том числе рецепторам, и регулируют их активность; 3) центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий мозга головного. АНТИЦИПАЦИЯ — Способность системы предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научноисследовательской деятельности.
АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство восприятия, отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей.
АТРИБУЦИЯ — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. АТТРАКЦИЯ — понятие, означающее появление при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение — эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний.
ВАЛИДНОСТЬ — одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности
ГНОСТИЧЕСКИЙ - относящийся к умственной сфере, способности к переработке и анализу информации.
ДЕДУКЦИЯ — движение знания от более общего к менее общему, частному; выведение следствия из посылок. Логика рассматривает дедукцию как вид умозаключения.
ЗАДАТОК — природные предпосылки способностей; врожденные анатомофизиологические особенности системы нервной и мозга, составляющие природную основу развития способностей.
ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), ИМПРИНТИНГ — понятие, введенное К. Лоренцом, означающее раннее запечатление у животных.
ИНДУКЦИЯ — движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную.
ИННЕРВАЦИЯ — проведение нервного возбуждения в различные органы ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой).
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — Взаимоподавление одновременно выполняемых процессов (прежде всего относящихся к познавательной сфере), обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания.
ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие — экстраверсия.
ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Состоит в наблюдении собственных психических процессов, без использования инструментов или эталонов.
ИРРАДИАЦИЯ — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.
КОГНИТИВИЗМ — направление в психологии. Заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.
КОНТЕНТ — АНАЛИЗ —метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, где соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр.
КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
КРЕАТИВНОСТЬ — творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
ЛАТЕНТНЫЙ — скрытый, внешне не проявляющийся.
НЕЙРОН — нервная клетка со всеми ее отростками — основная структурная единица нервной системы. Состоит из тела, ветвящихся отростков — дендритов и длинного отростка — аксона, а также концевых аппаратов — синапсов. Основная функция нейрона — возбуждение, распространяемое по аксону в виде кратковременных электрических сигналов — нервных импульсов.
ОЛИГОФРЕНИЯ — форма умственной отсталости.
ОНТОГЕНЕЗ — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) — возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, — периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности,
ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.
РЕФЛЕКСИЯ — 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души. 2. Как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
РЕЦЕПТОР — нервные образования, служащие для превращения световой, механической, химической, термической энергии агентов среды внешней и внутренней в импульсы нервные.
РИГИДНОСТЬ — неготовность, затрудненность — вплоть до полной неспособности — в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя.
СЕНСИТИВНОСТЬ (сензитивность) — характерологическая особенность человека, проявляемая в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и пр.
СИНЕСТЕЗИЯ - ассоциативное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
СОМАТИЧЕСКИЙ — телесный, относящийся к телу: обозначение
различных явлений в организме, связанных с телом,
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания
СУБЛИМАЦИЯ (сублимирование) — в психоанализе З. Фрейда — процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности — творческую активность.
ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ - психология слепых:
ФИЛОГЕНЕЗ – Термин был введен Э. Геккелем в 1866 г. Обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Под филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции.
ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии.
ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие — интроверсия. ЭМПАТИЯ — постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - экспериментальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат ведущие психолого-педагогические концепции, нетрадиционные подходы, идеи, разработанные автором или авторским коллективом.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых).
ВОСПИТАНИЕ – 1) как общественное явление: социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами; 2) как педагогическое явление: целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
ГУМАНИЗМ – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными* циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
ГУМАНИТАРНЫЙ – относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - (лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных
учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений
- гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов - как государственных, так и негосударственных.
ЗНАНИЯ - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА - изучает обучение и воспитание глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, детей с нарушениями речи.
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью изучить исследуемую проблему образовательного процесса, все ее аспекты и параметры.
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ – исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
НАВЫКИ- компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечения на этой основе соответствующего развития личности в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в процессе обучения и воспитания.
ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ – целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки.
ОБРАЗОВАННОСТЬ – качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя.
ОБРАЗОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - Показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – совокупность учебно-
воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА - исследует основные закономерности образования.
ОБУЧЕНИЕ – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
ПЕДАГОГИКА – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – новое (с 50-х годов) направление в педагогике, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ – чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации.
САМОВОСПИТАНИЕ - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
САМООБРАЗОВАНИЕ – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
СИСТЕМА - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и вступающих во взаимодействие с внешней средой как целостное явление.
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.
УМЕНИЯ - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
УЧЕНИЕ - целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений; приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.