ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЧТЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Виды ошибок чтения Возможные причины
Замены близких по конфигурации букв Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения
Трудности различения буквенных знаков Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения
Побуквенное чтение Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
Искажения (перестановки, вставки, пропуски) Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы
«Застревания» Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка
Ошибки при чтении по догадке Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания
Трудности понимания прочитанного Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) Индивидуальные особенности темпа деятельности
Трудности воспроизведения текста (пересказ) Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление

Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). У детей, испытывающих трудности обучения чтению, как правило, наблюдаются различные нарушения общего звучания речи (в основном это «скачкообразный» темп – то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения, иссякающий голос, торопливость). Нарушения общего звучания речи являются специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения. Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к ребенку с подобными нарушениями и не форсировать темп обучения. Подобная дифференцированная оценка позволяет качественно составить коррекционную работу с учетом характера трудностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк № 1

Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*

Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________

Задание 1. Диктант.

Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.

Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки.

Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).

Бланк № 2

Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*

Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________

Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.

сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит

Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

Задание 3. Списывание слов с печатного текста.

сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

Бланк № 3

Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.