Виды ошибок чтения | Возможные причины |
Замены близких по конфигурации букв | Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения |
Трудности различения буквенных знаков | Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения |
Побуквенное чтение | Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия |
Искажения (перестановки, вставки, пропуски) | Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы |
«Застревания» | Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка |
Ошибки при чтении по догадке | Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания |
Трудности понимания прочитанного | Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности |
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) | Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) | Индивидуальные особенности темпа деятельности |
Трудности воспроизведения текста (пересказ) | Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление |
Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). У детей, испытывающих трудности обучения чтению, как правило, наблюдаются различные нарушения общего звучания речи (в основном это «скачкообразный» темп – то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения, иссякающий голос, торопливость). Нарушения общего звучания речи являются специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения. Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к ребенку с подобными нарушениями и не форсировать темп обучения. Подобная дифференцированная оценка позволяет качественно составить коррекционную работу с учетом характера трудностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1
Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*
Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Диктант.
Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.
Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки. |
Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).
Бланк № 2
Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*
Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.
сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит |
Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву. |
Задание 3. Списывание слов с печатного текста.
сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить |
Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу. |
Бланк № 3
Дата: 2018-12-28, просмотров: 311.