Виды трудностей | Возможные причины | |
1 | Плохо запоминает конфигурацию букв | · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения) |
2 | Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении) | · Недостаточная сформированность зрительного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · недостатки методики обучения (быстрый темп) |
3 | Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон) | · Недостаточная сформированность зрительного восприятия; · быстрый темп обучения |
4 | Замены букв, неправильное произношение при чтении | · Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; · нарушения произношения; · трудности артикуляции; · несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания); · быстрый темп |
5 | Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно) | · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; · трудности концентрации внимания |
6 | Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) | · Трудности концентрации внимания; · выраженное напряжение, утомление; · низкая, неустойчивая работоспособность; · быстрый темп |
7 | Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») | · Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения); · выраженное напряжение, утомление |
8 | Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) | · форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) |
9 | Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | · Недостаточная сформированность зрительного восприятия; · недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции; · трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
10 | Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) | · Индивидуальные особенности темпа деятельности |
Вопросы и задания для самопроверки
1. Сравните, выделите общее в процессах формирования навыков письма и чтения.
2. Рассмотрите психофизиологическую структуру процесса письма и, используя таблицу 1, спрогнозируйте трудности обучения при несформированности одной или нескольких познавательных функций.
3. Используя таблицу 2, спрогнозируйте трудности обучения чтению при дефиците внимания и зрительного восприятия.
Рекомендуемая литература
1. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение. – М.: Академия, 2006.
2. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/ Развитие личности ребенка. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-граф, 2006.
4. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург, Рама-паблишинг, 2009. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009.
5. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
6. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.
7. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой – М.: Академкнига, 2002.
8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
Лекция 3. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса*
Предлагаемая методика оценки сформированности навыков письма у школьников 1-х классов может быть альтернативной при оценке соответствующих навыков. На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов). Выявление причин трудностей навыков письма позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей. Качественная и количественная оценка возникающих проблем письма и чтения, предложенная в методике, совместила логопедический и традиционный педагогический подходы.
Качественные критерии учителю необходимы для индивидуальной оценки уровня сформированности навыков, выявления ведущих причин трудностей, построения коррекционной работы, выбора правильной методики обучения в дальнейшем. Каждый компонент сформированности навыка оценивается отдельно (по отдельным заданиям).
Количественные критерии позволяют учитывать особенности формирования этих навыков у учащихся одного класса, параллели, школы, проводить сравнительные исследования в начале и конце учебного года, на начальном и заключительном этапах обучения и т.д. Количественную оценку рекомендуется использовать при решении исследовательских задач.
При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:
· проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;
· не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;
· не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («сейчас проверим... оценим...» и т.п.);
· не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.
· эмоционального напряжения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.