Трудности обучения чтению на начальном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Виды трудностей Возможные причины
1 Плохо запоминает конфигурацию букв · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения)
2 Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении) · Недостаточная сформированность зрительного восприятия; · недостаточная сформированность зрительной памяти; · недостатки методики обучения (быстрый темп)
3 Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон) · Недостаточная сформированность зрительного восприятия; · быстрый темп обучения
4 Замены букв, неправильное произношение при чтении · Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; · нарушения произношения; · трудности артикуляции; · несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания); · быстрый темп
5 Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно) · Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; · трудности концентрации внимания
6 Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) · Трудности концентрации внимания; · выраженное напряжение, утомление; · низкая, неустойчивая работоспособность; · быстрый темп
7 Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») · Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения); · выраженное напряжение, утомление
8 Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) · форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
9 Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) · Недостаточная сформированность зрительного восприятия; · недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции; · трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
10 Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) · Индивидуальные особенности темпа деятельности

Вопросы и задания для самопроверки

1. Сравните, выделите общее в процессах формирования навыков письма и чтения.

2. Рассмотрите психофизиологическую структуру процесса письма и, используя таблицу 1, спрогнозируйте трудности обучения при несформированности одной или нескольких познавательных функций.

3. Используя таблицу 2, спрогнозируйте трудности обучения чтению при дефиците внимания и зрительного восприятия.

Рекомендуемая литература

1. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение. – М.: Академия, 2006.
2. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/ Развитие личности ребенка. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-граф, 2006.
4. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург, Рама-паблишинг, 2009. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009.
5. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
6. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.
7. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой – М.: Академкнига, 2002.
8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.


Лекция 3. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса*

Предлагаемая методика оценки сформированности навыков письма у школьников 1-х классов может быть альтернативной при оценке соответствующих навыков. На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов). Выявление причин трудностей навыков письма позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей. Качественная и количественная оценка возникающих проблем письма и чтения, предложенная в методике, совместила логопедический и традиционный педагогический подходы.

Качественные критерии учителю необходимы для индивидуальной оценки уровня сформированности навыков, выявления ведущих причин трудностей, построения коррекционной работы, выбора правильной методики обучения в дальнейшем. Каждый компонент сформированности навыка оценивается отдельно (по отдельным заданиям).

Количественные критерии позволяют учитывать особенности формирования этих навыков у учащихся одного класса, параллели, школы, проводить сравнительные исследования в начале и конце учебного года, на начальном и заключительном этапах обучения и т.д. Количественную оценку рекомендуется использовать при решении исследовательских задач.

При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:

· проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;

· не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;

· не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («сейчас проверим... оценим...» и т.п.);

· не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.

· эмоционального напряжения.









Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.